|
|
{314}
Мы рассмотрели предложения, изложенные в меморандуме делегации Соединенных Штатов, об экономических принципах, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период, а также приложение, касающееся репараций.
Мы единоглаcно согласились рекомендовать принятие экономических принципов, изложенных в прилагаемых статьях, для включения их в предлагаемое соглашение.
Представители Соединенного Королевства и Соединенных Штатов считают важным, чтобы тот необходимый импорт в Германию, который будет одобрен правительствами, контролирующими Германию, оплачивался в первую очередь за счет экспорта из Германии как капитального оборудования, так и продуктов текущего производства и товарных запасов. Они поэтому рекомендуют принятие текста, прилагаемого при этом в качестве приложения II, для включения его в соглашение об экономических принципах. Советские представители не согласны с этим принципом и выражают точку зрения, что репарационные поставки должны иметь приоритет и что необходимый импорт в Германию должен быть сокращен до размеров, которые могут быть оплачены за счет экспорта из Германии, после того как будут выполнены репарационные поставки по плану.
Представители Соединенного Королевства и Соединенных Штатов подчеркивают, что положения пункта 18 (о том, что должно быть общим принципом, что при отсутствии особых причин, препятствующих этому, каждая из зон оккупации, включая район Большого Берлина, будет получать снабжение для себя, поскольку это практически возможно, из тех областей Германии, из которых она получала до войны) применимы к территории Германии, как она существовала
Советские представители полагают, что любое решение по этому {315} пункту в настоящее время является преждевременным, пока не будет решения конференции о будущих границах Германии.
Представители Соединенного Королевства и Соединенных Штатов подчеркивают, что имеется два вопроса в дополнение к тем, которые упоминаются в пункте 13, по которым общая политика при обращении с Германией как единым экономическим целым является необходимой:
1) одинаковые методы обращения с германским гражданским населением;
2) при условии нормального регулирования свободное передвижение подданных Соединенного Королевства, США, СССР и Франции во всех зонах по земле и по воздуху.
Советские представители стоят на позиции, согласно которой эти два пункта, хотя и имеют экономическое значение, имеют более широкое политическое применение и поэтому не должны рассматриваться экономической комиссией.
Союзная комиссия по репарациям пришла к соглашению относительно семи основных принципов. Комиссия рекомендует принять эти принципы (приложение I).
Союзная комиссия по репарациям не достигла соглашения относительно последней фразы (подчеркнуто) восьмого принципа:
«После выплаты репараций должно быть оставлено достаточно ресурсов для того, чтобы немецкий народ мог существовать без помощи извне. При составлении хозяйственного баланса Германии должны быть выделены необходимые средства для оплаты импорта, одобренного заинтересованными правительствами до того, как будут произведены репарационные поставки».
Как сказано выше, комиссия не в состоянии была достичь соглашения по этому пункту.
Комиссия по просьбе советского представителя отложила обсуждение вопросов об определениях репараций, реституции и военных трофеев.
Комиссия была информирована о том, что Союзная комиссия по репарациям пришла к соглашению относительно формулы распределения репараций между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами и относительно процедуры распределения репараций среди других стран. Тексты формулы и процедуры прилагаются в качестве
Представители Соединенных Штатов считают, что определение реституции, военных трофеев и репараций связано с формулой распределения репараций и что соглашение должно быть достигнуто по всем этим вопросам одновременно. Комиссия поэтому не делает в настоящее время никаких рекомендаций по этим вопросам.
{316}
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экономические принципы
10. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено. Производство металлов, химических продуктов, машиностроение и производство других предметов, необходимых непосредственно для военной экономики, должно быть строго контролируемо и ограничено в соответствии с одобренным уровнем послевоенных мирных потребностей Германии, достаточным для осуществления целей, изложенных
11. В практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений. Несмотря на это, однако, и для достижения целей, изложенных в настоящем документе, должны быть сохранены или восстановлены определенные формы центрального административного аппарата, особенно в области финансов, транспорта и коммуникаций.
12. При организации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.
13. В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое. С этой целью должна быть установлена общая политика относительно:
a) производства и распределения продукции горной и обрабатывающей промышленности;
b) сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства;
c) зарплаты, цен и рационирования;
d) программы импорта и экспорта для Германии в целом;
e) денежной системы, централизованных налогов и пошлин;
f) репараций и устранения военно-промышленного потенциала.
{317}
При проведении этой политики по мере надобности должны приниматься во внимание различные местные условия.
14. Должен быть установлен союзный контроль над германской экономикой, но только в пределах, необходимых:
a) для выполнения программ индустриального разоружения и демилитаризации, репараций и разрешенного экспорта и импорта;
b) для обеспечения производства товаров и обеспечения услуг, необходимых для удовлетворения нужд оккупационных сил и перемещенных лиц в Германии и важных для поддержания в Германии среднего жизненного уровня, не превышающего средний жизненный уровень европейских стран ("европейские страны" - означает все европейские страны, за исключением Соединенного Королевства и СССР);
c) для обеспечения, в порядке, который установит Контрольный совет, равномерного распределения основных предметов между различными зонами, с тем чтобы создать сбалансированную экономику во всей Германии и сократить необходимость в импорте;
d) для контроля над германской промышленностью и всеми экономическими и финансовыми международными сделками, включая экспорт и импорт, с целью предотвращения развития военного потенциала Германии и достижения других названных здесь задач; в этих же целях не должно разрешаться предоставления каких-либо кредитов Германии или немцам со стороны любых иностранных лиц или правительств, за исключением случаев, одобренных Контрольным советом;
e) для контроля над всеми германскими общественными или частными научными, исследовательскими и экспериментальными учреждениями, лабораториями
15. Для введения и поддержания экономического контроля, установленного Контрольным советом, должен быть создан германский административный аппарат и германским властям должно быть предложено в полном, практически возможном объеме заявить и принять на себя управление этим аппаратом. Таким образом, германскому народу должно быть внушено, что ответственность за это управление и любой срыв его будут лежать на нем. Любое германское управление, которое будет противоречить целям оккупации, будет запрещено.
16. Принципы и условия регулирования взимания репараций с Германии устанавливаются в приложении I к настоящему соглашению.
17. Должны быть приняты немедленные меры в отношении:
а) проведения необходимого ремонта транспорта;
{318}
b) увеличения добычи угля;
c) максимального увеличения сельскохозяйственной продукции и
d) проведения срочного ремонта жилищ и основных коммунальных предприятий.
18. Для обеспечения цели, указанной в пункте 14(с), устанавливается общий принцип, что при отсутствии особых причин, препятствующих этому, каждая из зон оккупации, включая район Большого Берлина, будет получать снабжение для себя, поскольку это практически возможно, из тех областей Германии, из которых она получала до войны.
Приложение I к ПРИЛОЖЕНИЮ
Согласованные принципы о репарациях (Текст идентичен тексту приложения 1
Приложение II к ПРИЛОЖЕНИЮ
Текст пункта 19
19. Контрольный совет должен составить как можно скорее программу минимального потребного импорта для Германии в целом. Такая программа должна включать положение о равномерном межзональном распределении снабжения, имеющегося в Германии с тем чтобы свести к минимуму дефицит, а также импорт в Германию в целом. Ответственность за обеспечение и финансирование одобренного импорта для Германии в целом должна быть распределена на основе, подлежащей согласованию в Контрольном совете. Оплата любых первоначальных поставок по одобренному импорту в Германию должна иметь место в первую очередь за счет выручки как от экспорта капитального оборудования, так и от экспорта продуктов текущего производства и товарных запасов в Германии.
Приложение III к ПРИЛОЖЕНИЮ
Текст, согласованный в Союзной комиссии по репарациям (Текст идентичен тексту приложения 3
Приложение IV к ПРИЛОЖЕНИЮ
Процедура распределения репараций между странами, кроме Соединенного Королевства и СССР, согласованная в Союзной комиссии по репарациям (Текст идентичен тексту приложения 4
Выверено по изданию: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны