|
|
{287}
1. Я предлагаю, чтобы Контрольный совет начал функционировать немедленно в соответствии с соглашением, которое мы уже заключили.
2. С этой целью я предcтавляю на Ваше рассмотрение проект, содержащий принципы, которыми, по мнению правительства Соединенных Штатов, должны руководствоваться.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Власть Контрольного совета
1. Контрольный совет осуществляет верховную власть в области разработки планов и достижения согласованных решений по главным военным, политическим, экономическим и другим вопросам, затрагивающим Германию в целом, и эти планы и решения осуществляются в каждой зоне оккупации соответствующим национальным главнокомандующим. В делах, затрагивающих исключительно его cобственную зону, каждый национальный главнокомандующий будет осуществлять верховную власть в соответствии с директивами, полученными от своего собственного правительства.
Политические принципы
2. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный совет, являются:
I) Полное разоружение Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:
а) германские вооруженные силы, включая генеральный штаб и все полувоенные организации, должны быть демобилизованы так скоро, как это практически возможно, и распущены, дабы навсегда предупредить их возрождение или реорганизацию; и
{288}
b) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны быть захвачены или уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всего вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено.
II) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.
III) Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.
IV) Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.
3. Нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима или установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация, правовая, административная или иная, не будет терпима.
4. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры и влиятельные сторонники нацистов и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.
5. Все члены нацистской партии, которые были больше чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Те немцы, которым разрешено остаться на официальных постах или которые назначены на эти должности (т.е. в полиции или администрации), должны понять, что они сохранят посты только при хорошем поведении.
6. Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным развитие демократических идей.
7. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:
{289}
I) Местное самоуправление будет восстанавливаться по всей Германии через выборные советы.
II) Во всей Германии должны разрешаться и поощряться ненацистские политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения.
III) Принципы представительства и выборности должны вводиться в районные провинциальные управления и управления земель настолько быстро, насколько результаты местного самоуправления покажутся соответственными.
IV) Пока что не будет учреждено никакого центрального германского политического правительства.
8. С учетом необходимости поддержания военной безопасности будет разрешаться свобода слова, печати и религии и религиозные учреждения будут уважаться. Будет разрешено создание свободных профсоюзов, также с учетом необходимости поддержания военной безопасности.
Экономические принципы
9. Германская экономика должна быть децентрализована, за исключением того, что в пределах, необходимых для осуществления целей, установленных в настоящем документе, будет разрешено Контрольным советом или будет обеспечено учреждение центрального контроля.
10. Для введения и поддержания экономического контроля германским властям должно быть предложено в полном, практически возможном объеме заявить и принять на себя управление этим контролем. Таким образом, германскому народу должно быть внушено, что ответственность за это управление и любой срыв его будет лежать на нем и на его собственных властях. Любое германское управление, которое будет противоречить целям оккупации, будет запрещено.
11. Союзный контроль должен быть установлен над германской экономикой, но только поскольку это может быть необходимо:
a) для выполнения программы промышленного разоружения и демилитаризации, репараций, помощи освобожденным районам и другого снабжения, какое будет указано;
b) для обеспечения производства товаров и обеспечения услуг, необходимых для удовлетворения нужд оккупационных сил и перемещенных лиц в Германии и важных для предупреждения голода, болезней или гражданских волнений;
c) для обеспечения справедливого распределения важных товаров между различными зонами;
{290}
d) для контроля над германской промышленностью и всеми экономическими и финансовыми международными сделками, включая экспорт и импорт, с целью предотвращения развития военного потенциала Германии и достижения других названных здесь задач. С той же целью не должно разрешаться никакое расширение кредитов Германии или немцам любым иностранным лицом или правительством, за исключением случаев особо крайней необходимости с извещением Контрольного совета, который имеет право запретить такие сделки.
12. Принципы регулирования взыскания репараций с Германии установлены в приложении I к этому соглашению.
13. Соответствующая программа реституции опознаваемой собственности, награбленной немцами на союзных территориях, должна быть выполнена в короткий срок.
14. В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое. С этой целью:
I) Не должно устанавливаться никаких барьеров для передвижения товаров и услуг, требуемых для
II) Во всей Германии должна быть введена в возможно более полной степени единая шкала рационирования.
III) Во всей Германии должна проводиться в возможно более полной степени единая политика в промышленности и сельском хозяйстве.
IV) Программы импорта и экспорта составляются для всей Германии в целом.
V) Должны быть согласованы программы добычи и распределения немецкого угля.
VI) Должна быть централизованная система транспорта.
VII) Должен быть установлен централизованный контроль над валютой.
15. Это соглашение не относится к Австрии.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Репарации с Германии
Согласованные принципы
Союзная комиссия по репарациям договорилась о семи основных принципах (текст прилагается).
Принцип, по которому должно быть принято решение.
{291}
Комиссия не смогла прийти к соглашению относительно последней фразы (подчеркнуто) восьмого принципа:
«После уплаты репараций должно остаться достаточно ресурсов для того, чтобы немецкий народ мог существовать без помощи извне. При определении экономического баланса Германии должны быть предусмотрены необходимые средства для оплаты импорта, одобренного заинтересованными правительствами, до того как будут произведены репарационные поставки из товаров текущего производства или из товарных запасов».
Правительство Соединенных Штатов полностью согласно с этими принципами и будет настаивать на том, чтобы тот необходимый импорт, который будет одобрен нашими правительствами, составлял первую статью оплаты за счет экспорта из Германии товаров текущего производства и имеющихся запасов. Если сделать иначе, то это или приведет к повторению наших ошибок, совершенных в конце прошлой войны, или поставит нас в положение, при котором мы не сможем произвести желательного промышленного разоружения Германии.
Определения и распределение репараций
Соединенные Штаты предлагают немедленно заключить соглашение об определениях реституции, военных трофеев и репараций (текст прилагается). Комиссия согласовала формулу распределения репараций между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами и процедуру регулирования распределения репараций между другими странами (текст прилагается).
Правительство Соединенных Штатов считает, что определения реституции, военных трофеев и репараций настолько взаимосвязаны с формулой распределения репараций, что соглашение по всем этим вопросам должно быть достигнуто одновременно.
Приложение 1 К ПРИЛОЖЕНИЮ I
Согласованные принципы о репарациях
I. Изъятия имущества для уплаты репараций будут прежде всего таковыми, чтобы они содействовали ликвидации военной силы Германии путем уничтожения той части индустриальной мощности Германии, которая составляет военный потенциал.
{292}
II. Репарации должны быть таковыми, чтобы ускорить восстановление и реконструкцию стран, опустошенных немцами.
III. В целях выработки репарационного плана Германия будет рассматриваться как единое экономическое целое.
IV. Следует избегать такого репарационного плана, который вызывал бы необходимость финансовой помощи извне как для того, чтобы сделать возможными репарационные поставки, так и для того, чтобы облегчить экономическую реконструкцию, необходимую для целей репараций, или который, по мнению заинтересованных правительств, мог бы повредить успешному выполнению задачи, возложенной на оккупационные армии.
V. Репарации в максимальной степени должны быть изъяты из существующего национального богатства Германии. Хотя для удобства репарационные требования могут быть выражены в денежных единицах, необходимо иметь в виду, что в отличие от репараций после первой мировой войны, которые были определены и взимались в деньгах, настоящие репарации будут определены и изъяты в натуре, в вещественной форме, такой, как заводы, машины, оборудование, товарные запасы, заграничные инвестиции и т.д.
VI. Во избежание восстановления индустриальной мощи Германии и нарушения долговременной устойчивости экономики Объединенных Наций длительная оплата репараций в форме готовых продуктов должна быть сведена до минимума.
VII. Во имя справедливости по отношению к тем странам, которые были оккупированы врагом, репарации должны быть исчислены на той основе, что средний жизненный уровень в Германии во время репарационного периода не будет превышать средний жизненный уровень европейских стран. Под европейскими странами подразумеваются все европейские страны, исключая Соединенное Королевство и СССР.
Приложение 2 К ПРИЛОЖЕНИЮ I
Предложенные определения
Соединенные Штаты предлагают, чтобы:
1. Реституция была ограничена доступными опознанию художественными, религиозными и культурными предметами, существовавшими на день вторжения на территориях, с которых такие предметы были вывезены, поскольку такие предметы могут быть возвращены, и независимо от формы отчуждения, посредством которой они попали в руки врага. Хотя претензиям любой страны, имеющей право на репарации, может быть отдан приоритет в отношении возвращения некоторых других частных видов вывезенной врагом {293} cобственности, которую можно опознать, стоимость такой собственности, если она возвращена, должна быть включена в репарационный счет такой страны.
2. Военные трофеи должны ограничиваться законченными производством предметами снаряжения и снабжения, произведенными для германских вооруженных сил и принадлежащими им, за исключением любого оборудования, использованного для производства такого снаряжения или снабжения.
3. За исключением имущества, которое должно быть передано в порядке реституции и военных трофеев, или предметов экспорта, предназначенных для оплаты за одобренный импорт, вся собственность, находящаяся на территории в границах германской империи, существовавших Приложение 3 К ПРИЛОЖЕНИЮ I
Текст, согласованный В соответствии с принципами, установленными на Крымской конференции, а именно, что странами, имеющими право на наибольшую долю репараций, являются те, которые вынесли главную тяжесть войны, понесли самые тяжелые потери и организовали победу над врагом, Союзная комиссия по репарациям согласилась, что общая сумма репараций (включая как то, что будет получено за счет изъятия из национального богатства Германии, так и то, что будет получено по ежегодным поставкам после капитуляции) будет распределяться следующим образом:
от общей суммы
Для удовлетворения обоснованных репарационных претензий со стороны других государств, как было решено по взаимному согласию трех держав, каждая из трех держав уступит из своей доли в пропорции, в которой каждая доля относится к общей сумме.
{294}
СССР . . . . . . . . . . . 56%
Соединенное Королевство . . 22%
США . . . . . . . . . . . . 22%
Итого . . . . . . . . . . 100%