Соборное Уложение 1649 г.

Глава XIV
О крестном целовании
а в ней 10 статей

                                                                    СТР.
     1. Которым  Московскаго  государства  всяких  чинов  русским   173
людем доведетца по судным делам изо всех приказов крест целовать,
и им или за них людем их крест целовать в розных исках трожды.  А
возрастом бы те люди были, кому целовати крест, в дватцать лет, а
меньши  дватцати лет не целовать и ко кресту таких не припускать.
А у кого таких людей не будет, и им за себя целовать крест самим.
     2. А будет кто сам,  или за кого люди его поцелуют  крест  в
розных  искех  трожды,  а  после того будет кто учнет на нем чего
искать,  или он сам на ком чего учнет  искать,  а  по  тем  делам
дойдет до веры,  и похочет он в и(ы)сцове, или в своем иску крест
целовати в четвертые,  и то  дело  вершить  сыском,  а  крестнаго
целованья  в том деле ему не давать.  А будет про то дело сыскать
нечем, и то дело розымать пыткою.
     3. А будет на русских людех учнут искать литва,  или  немцы,
или татаровя, или иные всякие иноземцы, а в том их иску доведетца
крест целовать  русским  людем,  а  иноземцом  крест  ставить,  и
русских  людей  в  и(ы)ноземцовых  искех  ко  кресту  приводить в
приказех,  где которой иноземец учнет искати,  а крест  для  того
держати  в  приказе  написав  на  иконе.  Так  же будет и русской
человек учнет искати на иноземце,  а к вере  доведетца  приводити
иноземца, и иноземцов к вере приводити по их вере в приказех же.
     4. А  которой  человек  Московскаго  государьства  взыщет на
чюжеземце чего нибудь,  и чюжеземец в том его иску  даст  ему  на
душю, и он в том своем иску похочет крест поцеловать, и ему в том
дать на волю.  А будет он в том своем иску креста  поцеловать  не
похочет,  или на нем на самом учнет чего искать чюжеземец, а он в
том чюжеземцове иску креста целовати не похочет же,  и учнет бити   174
челом,  чтоб  ему  с  чюжеземцом в вере дати жеребей,  кому крест
целовать,  и им в том дати жеребей, и чей жеребей выметца, и тому
поцеловав крест, свое и взяти, или отцеловатца.
     5. А которым людем исцом, или ответъчиком доведетца целовать
крест,  и ко кресту приводить самим, а людей у них нет, и те исцы
и ответчики сами будут меньши дватцати лет,  лет в пятнатцать,  а
переменитца им будет неким,  и тем исцом и ответчиком  по  неволе
крест  целовать,  и ко кресту приводить самим,  хотя кто и меньши
дватцати лет. А меньши пятинатцати лет никому креста не целовать,
а целовати за них крест тем,  кто за них в суде будет.  А наемным
людем и подставою креста не целовать,  и ко кресту  не  приводить
никоторыми делы.
     6. А быть у крестнаго целованья дворянину да подьячему,  для
береженья  из  сотен  целовалником.  А  крест  целовати  исцом  и
ответчиком  в  своих искех в сентябре,  в октябре со 2-го часа по
6-й час дни;  в ноябре,  в декабре,  в генваре,  в феврале с 1-го
часа по 5-й час дни;  в марте,  во апреле, в мае, во июне со 2-го
часа по 7-й час дни;  во июле,  во августе с 3-го часа по 6-й час
дни;  а  после  указных  часов  и в вечере креста не целовати.  А
велети исцом и ответчиком у  крестнаго  целованья  ставитися  три
дни.  А  которые люди истец или ответчик у крестнаго целованья на
третьей ставке не станет  самовольством,  без  челобитья,  или  и
станет,  да во указныя часы креста не поцелует, или кто кого в те
часы ко кресту не приведет, и того тем обвинити.
     7. А которые люди учнут на  ком  искати  своих  исков,  а  в
жалобе напишет того самого,  до кого ему будет дело,  до человека
его имянно, и ответчик возмет на душю человеку своему, и имя тому
человеку  скажет,  и в таком деле крест целовати ответчикову тому
человеку,  которой его человек будет в жалобе написан, а не тому,
кого тот ответчик в суде имянем скажет.
     8. А  которые  исцы  ищут  на  ответчиках  рублев трех сот и
больши,  а на суде даст ответчик на душю исцу, и в том иску крест
целовати одному человеку, кому ответчик поверит. А будет ответчик
возмет на душю своему человеку,  и в человеке дати на волю  исцу,
кому истец поверит. А кто на ком ищет не сходя с суда по двум или
по трем челобитным разных исков,  а ответчик в тех во всех  искех
возмет  себе  на  душю,  или  даст  исцу  на душю,  а опричь веры   175
крестнаго целованья тех дел вершити будет нечем,  и в  тех  искех
ответчику, или исцу крест целовати во всяком иску порознь.
     9. А кто крест поцелует,  или кто кого ко кресту приведет не
на правде,  и сыщется про то допряма,  и тем людем за  то  чинити
жестокое  наказание,  против  того,  как о том писано выше сего в
суде о крестьянех.
     10. А  в  правилех  Святых  Отец  про   крестное   целование
написано.   Будет  крестьянин  крестьянина  напрасно  приведет  к
крестному  целованию,  и  велит  крест  поцеловати,  и  он  крест
поцелует  на  том,  что он прав,  и таковаго по нужди кленьшагося
великий Василий на шесть  лет  запрещению  подлагает,  сиречь  от
церкве отлучает, по осмьдесят второму правилу своему.
     А будет  велможа крест поцелует,  или велит кому иному крест
поцеловати накриве,  и таковых священником  в  церковь  Божию  не
пущати  и в домы их не приходити,  и Божественаго пения в домех у
них не пети.  А будет поп учнет в чьем  нибуди  дому  Божественое
пение пети,  а такия ротники,  которые учинили крестное целование
накриве,  тут же будут,  и их из тоя храмины вон выслати.  А  кто
крест  поцелует  накриве,  и  тому  великий  Василий в шестьдесят
четвертом своем правиле полагает запрещение на  десять  лет,  два
лета  да  плачется,  три  лета да послушает Божественных Писаний,
четыре лета да припадает, и едино лето да стоит с верными и потом
Божественнаго причащения причастится.
     О томже  царя Льва Премудраго новая заповедь 72-я повелевает
кленущемуся во лжю язык урезати,  аще после обличен будет.  А кто
покаяния   просит,  и  поп  даст  ему  заповедь  на  та  лета,  в
понедельник,  в среду, и в пяток единою днем ясти хлеб с укропом,
во  вторник  же и в четверток дважды с варивом без масла.  И того
ради подобает отцем  духовным  детей  своих  духовных  поучати  и
наказовати страху Божию,  и чтобы промежю себя и в соседстве жили
любовно,  не крали,  и не разбивали, и не ябедничали, и на лжи не
послушествовали,  и  чюжаго  не восхищали,  и сами не обидили,  и
скверными речьми не укорялися, и накриве бы креста не целовали, и
именем   Божиим   во   лжу  не  ротилися  и  не  клялися,  занеже
православным християном крестное  целование  ротою  и  накриве  в
конец  отречено  бысть  священными  правилы,  но  вдан  от Христа
християном крест на освящение и просвящение и на отгнание  врагов   176
видимых и невидимых,  и того ради православным християном достоит
святому кресту верою покланятися и истинною,  и чистотою,  и того
честнаго  креста  целовати со страхом,  и с трепетом,  и с чистою
совестию,  и целуяй тако крест освящает себе и от  болезни  и  от
недуг всяческих исцелевает. А не верою и не истинне на лжи целуяй
крест,  и той бо лжи обещник есть,  и не исцелно вреждает себе, и
по Писанию яко христоубийца вменяетца таковый поругатель честному
кресту.  Всего злее преступати  крестное  целование,  и  целовати
святыи  крест,  или  икона  Святыя Богородицы,  или иного Святаго
образ.  Се бо видев Захария пророк, сходящ серп огнян с небесе на
землю,  и вопроси,  что есть Господи серп сей; и рече, гнев Божии
есть,  посылается от руки Божия на тех, иже ходят накриве к роте,
да поженет пламень их, и душа предастся огню негасимому.
     Да и  в  выписях  к крестному целованью сию статью из правил
Святых Апостол и Святых Отец  по  всем  судным  делам  писать,  и
велеть  тое статью у крестного целованья подьячим вычитать истцам
и ответчиком при многих людех вслух,  чтобы про  то  всякие  люди
ведали,  как  про  крестное целование в правилех Святых Апостол и
Святых Отец написано.
     А которые люди к кому приставят не в больших искех,  в рубле
или меньши рубля,  и тем давати к и(ы)ску их жеребей. А кто учнет
искати болши рубля, и в том иску давати крестное целование.

Предыдущая глава   К общему оглавлению   Следующая глава