Соборное Уложение 1649 г.

Глава XIII
О Монастырском приказе
а в ней 7 статей

                                                                    СТР.
     1. На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их   170
приказных,  и на дворовых людей,  и на детей боярских,  и  на  их
крестьян,  и  на  монастыри,  на  архимаритов,  и игуменов,  и на
строителей,  и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и
на монастырских слуг,  и на крестьян,  и на попов, и на церковной
причет,  во всяких делех,  по нынешнее государево  уложение,  суд
даван в Приказе Болшаго Дворца.
     А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа
Русии, по челобитью столников, и стряпчих, и дворян московских, и
городовых  дворян,  и  детей боярских,  и гостей,  и гостиные,  и
суконные,  и иных разных сотен и слобод и  городовых  торговых  и
посадских людей,  указал Монастырскому приказу быти особно,  и на
митрополитов,  и на  архиепископов,  и  на  епископов,  и  на  их
приказных  и  дворовых  людей,  и  на  детей  боярских,  и  на их
крестьян,  и на монастыри,  на  архимаритов,  и  игуменов,  и  на
строителей,  и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и
на монастырских слуг,  и на крестьян,  и на попов, и на церковной
причет,  во  всяких  исцовых  искех  суд  давати  в  Монастырском
приказе.
     2. А которые  митрополичьи,  и  архиепископли,  и  епископли
приказные и дворовые люди,  и дети боярские, и крестьяне, также и
розных монастырей архимариты, и игумены, и строители, и келари, и
казначеи,  и соборные и рядовые старцы,  и монастырские слуги,  и
крестьяне учнут в котором приказе искати всяких чинов на людех, а
ответчики  после  его  ответу  учнут  по  челобитным на тех исцах
искати своих исковых дел,  и тем ответчиком на митрополитов, и на
архиепископов, и на епископов, и на архимаритов, и на игуменов, и
на строителей,  и на келарей,  и на казначеев, и на соборных и на
рядовых  старцов,  и на митрополичих,  и на архиепископлих,  и на   171
епископлих приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и
на  монастырских слуг,  и на крестьян,  по их исковым челобитным,
суд давати в тех же приказех, против их ответчиковых челобитен.
     3. А которые патриарши,  и митрополичи,  и архиепископли,  и
епископли,  и  монастырские,  и бояр,  и околничих,  и думных,  и
всяких чинов московских людей,  прикащики,  и крестьяне  живут  в
городех  во властелинских и в боярских вотчинах и в поместьях,  и
на тех патриарших и  митрополичих,  и  на  архиепископлих,  и  на
епископлих,  и  на  монастырских,  и на боярских,  и всяких чинов
людей,  на прикащиков,  и на людей их,  и на крестьян  в  городех
всяких  чинов городовым людем,  и на городовых людей патриаршим и
иных властелинским,  и монастырским,  и боярским,  и околничих, и
думных,  и всяких чинов московских людей прикащиком, и крестьяном
давать суд по дватцеть рублев,  а  больши  дватцети  рублев  и  в
вотчинных  и в поместных и в холопьих делех на них в городех суда
не давать,  опричь тех городов,  в которых городех по  государеву
указу  бывают  с  воеводами  дьяки,  и  опричь понизовых городов,
которые городы ведают в Казанском Дворце.
     4. А на которых служилых  людех  учнут  искати  исков  своих
духовнаго чину люди и монастыри, а в челобитных их будут написаны
имена архимаритов, и игуменов, и келарей, и казначеев, и старцов,
и попов,  и дьяконов,  и били будет,  и бесчестили,  и грабили их
самих,  или им самим какие обиды учинили,  и  в  тех  искех,  где
челобитье  иноческаго и священническаго чину,  по преданию Святых
Апостол и по правилом Святых  Отец,  быти  жеребью,  а  крестному
целованью  не быть,  для того,  только архимариту,  и игумену,  и
попу,  и дьякону,  или в их место кому крест целовать,  и тому не
священствовать.
     5. А  будет в челобитных написаны будут имена властелинские,
и старческие,  и попов,  и дьяконов,  а обиды какия починилися  в
вотчинах  их,  или  инде где слугам их,  или крестьяном,  в каких
делех нибудь,  и в тех искех жеребью  не  быть,  а  давать  им  с
слугами и с крестьяны веру, крестное целованье.
     6. А будет которые исцы или ответчики,  мирские люди,  учнут
бити челом,  чтобы духовнаго чину людей в и(ы)скех вместо веры  и
жеребья,  допрашивати патриарху, и митрополитом, и архиепископом,
и епископом,  священническаго чину по  священству,  а  иноков  по   172
иноческому обещанью,  и тем бы судные дела вершить, и тем мирским
людем,  исцом и ответчиком,  с священническим,  и иноческим чином
дать   на   волю,  чего  они  похотят,  по  жеребью  ли,  или  по
святительскому допрашиванью, и к тем скаскам мирским людем велеть
руки прикладывать, да по тому и дела вершить.
     7. А на пашенных на всяких людей в управных делех суд давать
на те же сроки,  на которые сроки указано  будет  суд  давати  на
дворян  и на детей боярских потому,  что за крестьян своих ищут и
отвечают они же дворяне и дети боярские во  всяких  делех,  кроме
татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств.

Предыдущая глава   К общему оглавлению   Следующая глава