Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


«Утверждаю»
Заместитель Министра
В.Д.Шадриков
17 марта 2000 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Cпециальность 020900 - «Искусствоведение»

Квалификация - Искусствовед

Вводится с момента утверждения.

 

1. Общая характеристика специальности 020900 - «Искусствоведение».

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000.

1.2. Квалификация выпускника - искусствовед. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки искусствоведа по специальности 020900 - «Искусствоведение» при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Основными областями профессиональной деятельности выпускника являются:

1.3.2. Основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника-искусствоведа, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020900 - «Искусствоведение»:

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовленности абитуриента.

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 020900 - «Искусствоведение».

3.1. Основная образовательная программа подготовки искусствоведа разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки искусствоведа к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки искусствоведа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки искусствоведа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки искусствоведа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки искусствоведа - историка искусства по специальности 020900 - «Искусствоведение»

Индекс
Наименование дисциплин и их основные разделы
Всего часов
ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
1800 часов
ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент
1260 часов
ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык
  Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
  Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
  Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.)
  Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
  Понятие об основных способах словообразования.
  Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
  Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
  Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
  Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
  Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
  Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
  Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

612 часов
ГСЭ.Ф.02

Физическая культура
  Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
  Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
  Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
  Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
  Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
  Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408 часов
ГСЭ.Ф.03

Культурология
  Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
  Методы культурологических исследований.
  Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
  Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
  Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
  Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 
ГСЭ.Ф.04

Политология
  Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
  Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
  История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
  Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
  Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.
  Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
  Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.
  Социокультурные аспекты политики.
  Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
  Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

 
ГСЭ.Ф.05

Правоведение
  Государство и право. Их роль в жизни общества.
  Норма права и нормативно-правовые акты.
  Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.
  Закон и подзаконные акты.
  Система российского права. Отрасли права.
  Правонарушение и юридическая ответственность.
  Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.
  Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
  Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской федерации.
  Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.
  Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.
  Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
  Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.
  Административные нарушения и административная ответственность.
  Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
  Экологическое право.
  Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
  Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 
ГСЭ.Ф.062

Психология и педагогика
  Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
  Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.
  Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
  Мозг и психика.
  Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
  Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемонические процессы.
  Эмоции и чувства.
  Психическая регуляция поведения и деятельности.
  Общение и речь.
  Психология личности.
  Межличностные отношения.
  Психология малых групп.
  Межгрупповые отношения и взаимодействия.
  Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
  Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
  Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
  Воспитание в педагогическом процессе.
  Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
  Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
  Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
  Управление образовательными системами.

 
ГСЭ.Ф.07

Русский язык и культура речи
  Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
  Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
  Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
  Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
  Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
  Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
  Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
  Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 
ГСЭ.Ф.08

Социология
  Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
  Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.
  Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.
  Социальные движения.
  Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
  Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
  Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
  Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
  Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
  Методы социологического исследования.

 
ГСЭ.Ф.09

Философия
  Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
  Бытие. Понятие духа, материи и сознания; пространства и времени, движения. Научные, философские и научные картины мира.
  Диалектика, ее принципы и законы. Развитие, его модели и законы.
  Человек, общество и культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек как творец и творение культуры. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость.
  Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Становление субъектно-объектного видения мира. Рациональное и иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании. Отражение. Истина и ее критерии. Практика. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции смены типов рациональности.
  Познавательные, этические и эстетические ценности. Смысл существования человека.
  Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

 
ГСЭ.Ф.10

Экономика
  Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор, экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.
  Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
  Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
  Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Распределение и доходы. Преобразования а социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

 
ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент
до 270 часов
ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 270 часов
ЕН.00

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

300 часов
ЕН.Ф.00 Федеральный компонент
216 часов
ЕН.Ф.01

Математика и информатика
  Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки программирования, алгоритмы, компьютерный практикум.

 
ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания
  Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействия; близкодействия; дальнодействия; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

 
ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент
до 42 часов
ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
до 42 часов
ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

4130 часов
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент
3340 часов
ОПД.Ф.01*

Всеобщая история
  Понятие «первобытное общество»; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций. Типы цивилизаций в древности. Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточноевропейские варианты средневекового исторического развития. Византия. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы. Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации.

 
ОПД.Ф.02

История России
  Этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период феодальной раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы. Московское царство в XV-XVII веках, социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия, становление гражданского общества.

 
ОПД.Ф.03

Основы археологии
  Археология в системе исторических дисциплин; ее задачи и методы. Археология и антропогенез. Изучение памятников материальной культуры, методы их консервации. Археологические культуры на территории России. Археология Древней Руси.

 
ОПД.Ф.04

Введение в историю искусства
  Понятия и термины искусствоведения, основы художественного языка искусства. Общая периодизация и представление об основных эпохах развития мирового искусства.

 
ОПД.Ф.05

Описание и анализ памятников искусства
  Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников. Замысел и его творческое воплощение. Единство формы и содержания в художественном образе. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении.

 
ОПД.Ф.06

Всеобщая история искусства
  Исторический процесс, культура, искусство. Искусство как специфическая форма общественного сознания. О природе искусства. Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи и стили. Стиль в искусстве и его проявления.
  Искусство Древнего Востока. Искусство античности. Раннехристианское искусство. Искусство Византии. Западноевропейское искусство средних веков. Искусство Индии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Искусство стран ислама. Европейское искусство эпохи Возрождения. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма. Западноевропейское искусство XIX века. Искусство Запада XX века.

 
ОПД.Ф.07

История русского искусства
  Русское искусство в контексте мировой художественной культуры. Особенности русского искусства.
  Древнерусское искусство. Русское искусство XVIII века. Русское искусство XIX - начала XX века. Отечественное искусство XX века.

 
ОПД.Ф.08

История декоративно-прикладного искусства
  Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства. Основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфика. Народное искусство. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды.

 
ОПД.Ф.09

История эстетических учений
  Отношение эстетики к искусствознанию. Применение эстетических оценок в искусствоведческой практике. Основные эстетические категории. История эстетических учений и их влияние на искусство.

 
ОПД.Ф.10

Теория искусства
  Общие законы развития искусства. Художественная теория искусства и ее влияние на практику. Трактаты по художественной теории от античности до XX века. Специфика отдельных видов искусства и проблема их синтеза. Символы и аллегории в искусстве.

 
ОПД.Ф.11

Методология истории искусства
  Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусстве, превращения их в науку. Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития искусства в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений.

 
ОПД.Ф.12

История художественной критики
  Художественная критика как часть искусствоведения, ее специфика. Значение истории художественной критики для понимания художественного процесса в прошлом. История русской критики XVIII-XX веков. Художественная критика на современном этапе и ее роль в организации художественной жизни.

 
ОПД.Ф.13

Техники изобразительного искусства
  Значение изучения техник изобразительного искусства для правильного понимания и оценки произведений. Скульптурные материалы и методы работы с ними. Особенности темперной и масляной живописи. Графические техники и их специфика. Техники и технологии создания гравюры. Трактаты по техникам изобразительного искусства. Рецепты старых мастеров.

 
ОПД.Ф.14

Реставрация памятников живописи
  Способы консервации и реставрации живописи. Роль технико-технологических исследований в научной реставрации и искусствоведческой практике. Основные принципы научной реставрации.

 
ОПД.Ф.15

Музееведение
  Принципы хранения и экспонирования памятников искусства. Каталог. Организация выставочной деятельности. История собирательства и коллекционирования. Крупнейшие музеи мира.

 
ОПД.Ф.16

Классические языки
  Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии; лексические и грамматические основы.

 
ОПД.P.00 Национально-региональный (вузовский) компонент
до 400 часов
ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
до 390 часов
ДС.00

Дисциплины специализации1

700 часов
ФTД.00

Факультативы

450 часов
ФТД.01

Военная подготовка

450 часов
  Всего часов теоретического обучения
7830 часов

5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 020900 - «Искусствоведение».

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки искусствоведа по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 020900 - «Искусствоведение».

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки искусствоведа-историка искусства.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки искусствоведа на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено - не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень, опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать необходимой информационной базой и различными сетевыми источниками информации, а также подбором научной литературы, соответствующей библиографии, указанной в программах читаемых курсов.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

Необходимо иметь проекционную аппаратуру в количестве, обеспечивающем учебный процесс, аудитории с затемнением и соответствующим оборудованием, а также подбором слайдов по каждому из курсов в области истории искусства.

6.5. Требования к организации практик.

Высшее учебное заведение должно располагать необходимыми денежными средствами, возможностью аренды транспорта, квалифицированными педагогическими кадрами для руководства практиками.

7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 020900 - «Искусствоведение».

7.1. Общие требования к образованности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Специалист отвечает следующим требованиям:

7.1.1. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации.

Специалист должен:

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация искусствоведа включает выпускную квалификационную работу, позволяющую выявить подготовленность к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста:

Выпускная квалификационная работа искусствоведа представляет собой законченную разработку, в которой выпускник должен продемонстрировать твердые навыки самостоятельной научной работы, умение систематизировать материал, грамотно формулировать задачи исследования и делать логические выводы по его результатам.

 

Составители:

Научно-методический Совет по истории и искусствоведению УМО университетов России.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического Совета по специальности 020900 - «Искусствоведение».

Протокол заседания УМО № ___ от «__» ноября 1999 года.

Председатель
Научно-методического Совета
по истории и искусствоведению
УМО университетов РФ,
профессор
С.П.Карпов

Зам. председателя
Научно-методического Совета
по истории и искусствоведению
УМО университетов РФ,
профессор
Е.И.Пивовар


Согласовано:

Управление
образовательных программ и стандартов
высшего и среднего
профессионального образования


Г.К.Шестаков

М.Г.Платонова

* Всеобщая история как учебная дисциплина может реализовываться как единый курс либо как система согласованных курсов.

1 Спецкурсы, спецсеминары, курсы по свободному выбору студентов, устанавливаемые ВУЗом. Подготовка специалиста искусствоведа - историка искусства предполагает необходимость и возможность его профессиональной специализации, определяющейся спецификой искусствоведения как особой научной и учебной дисциплины. Поэтому она может быть реализована в таких сферах, как: история искусства, теория искусства, художественная критика, методология и историография истории искусства, а также специализация по эпохам, региональная специализация, специализация по видам искусства или отдельным художественным проблемам (группе проблем). Данные специализации могут быть реализованы в зависимости от тех возможностей, которыми располагает каждое из учебных заведений, а также реальных потребностей регионов в подготовке тех или иных кадров.

2 Для специальности 020900 - «Искусствоведение» «Отечественная история» читается в цикле общепрофессиональных дисциплин. Вместо нее в качестве обязательной дисциплины в цикле ГСЭ согласно решению Научно-методического Совета по истории и искусствоведению УМО университетов РФ от 15 ноября 1999 г. рекомендованы «Экономика» или «Русский язык и культура речи».