|
«Утверждаю»
Заместитель Министра
В.Д.Шадриков
17 марта 2000 г.
Вводится с момента утверждения.
1. Общая характеристика специальности 020900 - «Искусствоведение».
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000.
1.2. Квалификация выпускника - искусствовед. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки искусствоведа по специальности 020900 - «Искусствоведение» при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Основными областями профессиональной деятельности выпускника являются:
- образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);
- научно-исследовательская (работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);
- образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);
- культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);
- экспертно-аналитическая (работа в художественных галереях, общественных и государственных организациях);
- организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).
1.3.2. Основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника-искусствоведа, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020900 - «Искусствоведение»:
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовленности абитуриента.
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 020900 - «Искусствоведение».
3.1. Основная образовательная программа подготовки искусствоведа разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки искусствоведа к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки искусствоведа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки искусствоведа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки искусствоведа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки искусствоведа - историка искусства по специальности 020900 - «Искусствоведение»
ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | |
ГСЭ.Ф.00 | Федеральный компонент | |
ГСЭ.Ф.01 | Иностранный язык |
|
ГСЭ.Ф.02 | Физическая культура |
|
ГСЭ.Ф.03 | Культурология |
|
ГСЭ.Ф.04 | Политология |
|
ГСЭ.Ф.05 | Правоведение |
|
ГСЭ.Ф.062 | Психология и педагогика |
|
ГСЭ.Ф.07 | Русский язык и культура речи |
|
ГСЭ.Ф.08 | Социология |
|
ГСЭ.Ф.09 | Философия |
|
ГСЭ.Ф.10 | Экономика |
|
ГСЭ.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | |
ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом |
|
ЕН.00 | Общие математические и естественнонаучные дисциплины |
|
ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент | |
ЕН.Ф.01 | Математика и информатика |
|
ЕН.Ф.02 | Концепции современного естествознания |
|
ЕН.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | |
ЕН.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | |
ОПД | Общепрофессиональные дисциплины |
|
ОПД.Ф.00 | Федеральный компонент | |
ОПД.Ф.01* | Всеобщая история |
|
ОПД.Ф.02 | История России |
|
ОПД.Ф.03 | Основы археологии |
|
ОПД.Ф.04 | Введение в историю искусства |
|
ОПД.Ф.05 | Описание и анализ памятников искусства |
|
ОПД.Ф.06 | Всеобщая история искусства |
|
ОПД.Ф.07 | История русского искусства |
|
ОПД.Ф.08 | История декоративно-прикладного искусства |
|
ОПД.Ф.09 | История эстетических учений |
|
ОПД.Ф.10 | Теория искусства |
|
ОПД.Ф.11 | Методология истории искусства |
|
ОПД.Ф.12 | История художественной критики |
|
ОПД.Ф.13 | Техники изобразительного искусства |
|
ОПД.Ф.14 | Реставрация памятников живописи |
|
ОПД.Ф.15 | Музееведение |
|
ОПД.Ф.16 | Классические языки |
|
ОПД.P.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | |
ОПД.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | |
ДС.00 | ||
ФTД.00 | Факультативы |
|
ФТД.01 | Военная подготовка |
|
Всего часов теоретического обучения |
5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 020900 - «Искусствоведение».
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные – 145 недель;
- экзаменационные сессии – 36 недель;
- практики – не менее 28 недель;
- учебно-ознакомительная – не менее 4 недель;
- учебно-ознакомительная – не менее 4 недель;
- музейно-краеведческая – не менее 4 недель;
- музейная – не менее 4 недель;
- преддипломная практика – не менее 16 недель;
- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы – не менее 15 недель;
- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) – не менее 36 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки искусствоведа по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 020900 - «Искусствоведение».
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки искусствоведа-историка искусства.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки искусствоведа на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено - не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в качестве обязательных из числа базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история»2, «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
- устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки искусствоведа-историка искусства в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень, опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать необходимой информационной базой и различными сетевыми источниками информации, а также подбором научной литературы, соответствующей библиографии, указанной в программах читаемых курсов.
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
Необходимо иметь проекционную аппаратуру в количестве, обеспечивающем учебный процесс, аудитории с затемнением и соответствующим оборудованием, а также подбором слайдов по каждому из курсов в области истории искусства.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение должно располагать необходимыми денежными средствами, возможностью аренды транспорта, квалифицированными педагогическими кадрами для руководства практиками.
7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 020900 - «Искусствоведение».
7.1. Общие требования к образованности специалиста.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
Специалист отвечает следующим требованиям:
- хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории искусства, а также в области теории искусства и художественной критики, умеет применять свои знания в практической деятельности;
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы художественной жизни;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов ее познания;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- свободно владеет государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);
- знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использует достижения информатики в своей области;
- способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;
- владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;
- умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
- обладает необходимыми знаниями в области библиографии - способен применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;
- обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации;
- владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач;
- способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.
7.1.1. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации.
Специалист должен:
- знать основные эпохи истории искусства, их хронологию, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;
- знать основные этапы исторического развития искусства России, его место в художественной истории человечества, общее и особенное в развитии искусства России, факты, даты, события;
- владеть необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- знать содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства; иметь представление об этапах становления современной истории искусства, ее основных направлениях и школах; иметь представление о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества;
- иметь глубокие знания о формах и типах художественных культур, основных культурно-исторических центрах мира, закономерностях их функционирования и развития, основных концепциях культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю мировой и отечественной культуры;
- иметь представление об основных методах изучения истории науки, понимать соотношение научного, философского и религиозного сознания, глубинную связь естественнонаучного и гуманитарного знания в их историческом взаимодействии;
- владеть навыками историографического и библиографического анализа;
- уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов;
- уметь использовать современные методы искусствоведческого анализа для решения фундаментальных и прикладных проблем развития науки об искусстве;
- применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем;
- применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;
- владеть методикой самостоятельной обработки информации и использованием ее в решении профессиональных задач;
- владеть принципами классификации художественных культур народов мира;
- владеть знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владеть знаниями основ и методов научной реставрации художественных памятников;
- понимать систему взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства;
- знать основы классических языков;
- уметь использовать методы и приемы практической работы, приобретенные в ходе специального образования, в решении прикладных задач.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация искусствоведа включает выпускную квалификационную работу, позволяющую выявить подготовленность к решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста:
Выпускная квалификационная работа искусствоведа представляет собой законченную разработку, в которой выпускник должен продемонстрировать твердые навыки самостоятельной научной работы, умение систематизировать материал, грамотно формулировать задачи исследования и делать логические выводы по его результатам.
Составители:
Научно-методический Совет по истории и искусствоведению УМО университетов России.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического Совета по специальности 020900 - «Искусствоведение».
Протокол заседания УМО № ___ от «__» ноября 1999 года.
Председатель
Научно-методического Совета
по истории и искусствоведению
УМО университетов РФ,
профессорС.П.Карпов
Зам. председателя
Научно-методического Совета
по истории и искусствоведению
УМО университетов РФ,
профессорЕ.И.Пивовар
Согласовано:
Управление
образовательных программ и стандартов
высшего и среднего
профессионального образованияГ.К.Шестаков
М.Г.Платонова
* Всеобщая история как учебная дисциплина может реализовываться как единый курс либо как система согласованных курсов.
1 Спецкурсы, спецсеминары, курсы по свободному выбору студентов, устанавливаемые ВУЗом. Подготовка специалиста искусствоведа - историка искусства предполагает необходимость и возможность его профессиональной специализации, определяющейся спецификой искусствоведения как особой научной и учебной дисциплины. Поэтому она может быть реализована в таких сферах, как: история искусства, теория искусства, художественная критика, методология и историография истории искусства, а также специализация по эпохам, региональная специализация, специализация по видам искусства или отдельным художественным проблемам (группе проблем). Данные специализации могут быть реализованы в зависимости от тех возможностей, которыми располагает каждое из учебных заведений, а также реальных потребностей регионов в подготовке тех или иных кадров.
2 Для специальности 020900 - «Искусствоведение» «Отечественная история» читается в цикле общепрофессиональных дисциплин. Вместо нее в качестве обязательной дисциплины в цикле ГСЭ согласно решению Научно-методического Совета по истории и искусствоведению УМО университетов РФ от 15 ноября 1999 г. рекомендованы «Экономика» или «Русский язык и культура речи».