30 ноября – 2 декабря 2022 года к.и.н., доцент кафедры истории России до начала XIX века Д.А. Хитров принял участие во Всероссийской научной конференции "Пути России: проекты, достижения, перспективы", приуроченной к 350-летию со дня рождения Петра I. Заседания секций прошли в стенах Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, а также в Государственном музее-заповеднике "Куликово поле" (Тульская область).
В своём докладе "Система сухопутных дорог Европейской России и реформы административного деления последней четверти XVIII в." Дмитрий Алексеевич проиллюстрировал, как в последней четверти XVIII в. государство реализовало крупнейшую перестройку системы административно-территориального деления, основанную на рациональных принципах транспортной доступности административных центров и примерного равенства населения административных единиц одного уровня. Одновременно произошло крупнейшее в истории дореволюционной России вмешательство государства в развитие городской сети. Целый ряд поселений, исторически считавшихся городами и даже имевших собственные уезды, был оставлен "за штатом" или вовсе упразднен, зато множество сел в тех районах, где административных центров не хватало, получили городской статус.
Всё это не могло не сказаться на развитии сети сухопутных дорог, поскольку изменилась структура административных и хозяйственных связей. С другой стороны, и сама существовавшая дорожная сеть была важным фактором формирования новых административных единиц. На примере нескольких регионов Центральной России, с опорой преимущественно на картографические источники, выступающий представил свое понимание характера этой сложной взаимосвязи.
В работе конференции приняли участие ученые из научных центров Российской Федерации, в том числе научно-исследовательских институтов системы РАН, университетов, федеральных и региональных музеев и музеев-заповедников. В докладах были представлены разнообразные вопросы строительства и эксплуатации водных и сухопутных дорог Позднего Средневековья и Раннего Нового времени. Участники форума совершили несколько поездок, позволивших ознакомиться с сетью исторических дорог, существовавших на территории Куликова поля и в прилегающем районе.