3–4 февраля 2025 года исторический факультет МГУ и кафедра истории Церкви провели международную научную конференцию "Христианский модернизм: истоки, развитие, противоречия". Впервые в России научное мероприятие было целиком посвящено христианскому модернизму, который рассматривался в широком хронологическом и конфессиональном контексте с привлечением католического, протестантского и православного материала.
В программе было заявлено 45 докладов, представленные учёными из многих светских и конфессиональных центров: с исторического и философского факультетов МГУ, из ПСТГУ, МДА, ОЦАД, РГГУ, гостями из Санкт-Петербурга, Калужской области, Казани, Самары, Новокузнецка, Владивостока, Южно-Сахалинска, Севастополя, Гродно. Дальнее зарубежье представляли профессор Х. Ковальска-Стус из Ягеллонского университета (Краков) и историк из Рима Л. Сандри.
3 февраля работу конференции предварило пленарное заседание, которое началось с приветствия зам. декана по научной работе исторического факультета МГУ, д.и.н., профессора кафедры истории России XIX века – начала XX века Д.А. Андреева. Затем последовал программный доклад заведующего кафедрой истории Церкви, д.э.н., профессора В.В. Симонова "Церковный универсализм и место богословского модернизма в процессе формирования идеологических оснований секулярного глобализма", в котором был совершен экскурс в историю модернизма и борьбы с ним со стороны церковных институций. В выступлении были сформулированы в том числе основные направления работы конференции: определение места модернизма в историческом процессе, установление его хронологических рамок и формулировка дефиниции явления.
К.ф..н. И.С. Вевюрко (философский факультет МГУ) в выступлении на тему "Христианский модернизм как предмет философского анализа" сосредоточил своё внимание на проблеме дефиниции, обозначив, что универсального определения понятия "модернизм" до сих пор не сложилось. Главной проблемой является отсутствие точного понимания, что вообще можно назвать модернизмом. Докладчик предложил своё понимание явления: столкновение церковного и общественного коллективного, итогом конфликта которых является определенный синтез, ведущий ко взаимным уступкам.
В докладе к.и.н., доцента кафедры этнологии М.Н. Бахматовой "Non expedit от Пия IX до Бенедикта XV" был описан исторический контекст, в котором зарождался итальянский модернизм в XIX – начале XX в.
Внимание Х. Ковальской-Стус в исследовании "Способы борьбы Ватикана с модернизмом в церкви" было сосредоточено на католическом опыте борьбы с модернизмом. Были проанализированы основополагающие документы, содержавшие критику модернизма, а также описаны конкретные меры, которые предпринимала курия в борьбе с модернистскими идеями. Докладчик отметила, что после Второго Ватиканского собора разница между взглядами модернистов и сторонниками умеренного обновления Римско-католической церкви уменьшается.
В докладе "Христианский модернизм конца XIX – начала XX в.: многообразие и вариативность" доктор теологии И.В. Воронцова (ПСТГУ) определила модернизм как единообразное системное явление, которое имеет некоторую вариативность в разных конфессиях и странах. При изучении модернизма необходимо признать его единым историко-культурным феноменом. Докладчик обратила внимание, что изучение модернизма в контексте историко-церковной науки в отечественной историографии практически не предпринималось, в связи с чем разработка этого направления представляется актуальной.
Выступление д.и.н., профессора кафедры истории России XIX века – начала XX века Ф.А. Гайды "«Интеллигенция» и «революция духа» в России на рубеже XIX–XX вв.: альтернатива исторической церкви" было посвящено проблеме места интеллигенции в модернистских процессах конца XIX – начала XX в. Было определено, что интеллигенция понималась в том числе как движущая сила "революции духа", итогом которой стало бы создание новой церкви. В ответ на этот взгляд возникло представление об особой роли интеллигенции в ограде исторической церкви.
К.и.н., доцент кафедры истории Церкви А.Г. Зоитакис в докладе "Модернизм и греческое богословие XX в." рассказал об основных этапах борьбы модернизма и традиционализма в Элладской церкви. По словам докладчика, богословское течение "возвращения к отцам" и стремление к девестернизации стали отличительной чертой греческого богословия. На протяжении большей части XX в. это определяло основную парадигму богословия, затмевая собой иные богословские вопросы. Однако, уже в 1960-е гг. в Греции начинают формироваться такие явления, как "экуменическое богословие" и политическое богословие, вступившие в полемику с традиционалистами.
В этот же день заседала небольшая секция "Христианский модернизм в искусстве и литературе" (ведущий – д.иск., профессор кафедры всеобщей истории искусств С.С. Ванеян. Объектами, подвергнутыми рассмотрению в докладах, стали художественный рассказ об идейном расслоении в семинарии в России рубежа XIX–XX вв. (к.ф.-м.н., священник Н.В. Солодов из МДА), фильмы Ф. Дзеффирелли (к.и.н. О.А. Сухорукова из МГПУ). Несколько докладов были посвящены современному христианскому искусству: в Католической церкви (В.П. Ващаев из МДА) и в России (к.филос.н. А.В. Беликов, О.Б. Павлова). Слушателям была представлена весьма информативная и хорошо иллюстрированная панорама современной иконописи, выявлены проблемы её совместимости с традицией. А.В. Беликов выступал не только как исследователь, но и как автор и куратор проекта "После иконы". Подвергнув критике современную иконопись, он показал, как христианское искусство может развиваться в новых, неожиданных пространствах (природная, урбанистическая, виртуальная среда, руинированные здания) и оживлять элементы древнего искусства.
4 февраля была организована параллельная работа двух секций конференции: ."Христианский модернизм в богословии и философии" и "Христианский модернизм в церковной практике".
Заседание секции "Христианский модернизм в богословии и философии" (ведущие — д.ф.н. И.Н. Зайцев (РХГА) и И.В. Воронцова (ПСТГУ)) было открыто докладом И.Н. Зайцева об одном из самых значительных богословов Католической церкви и знаковой фигуре для католического модернизма 1890–1914 гг. кардинале Дж. Ньюмене. Доклад проанализировал эволюцию его взглядов от буквализма к его концепции "Грамматики согласия".
На секции шла речь об интеллектуальных и культурно-исторических предпосылках христианского модернизма. Доклады в целом выразили тезис о том, что он представляет собой исторический, философский и теологический феномен, границы которого всё еще четко не определены: каждая из гуманитарных наук находит в нём отражение своих проблемных вопросов. Так, например, к.и.н. А.А. Воеводина (Самарский государственный медицинский университет) подошла к корреспонденции основателей "неохристианства| З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского с позиций лингвистики и культурологии, к.и.н. А.Ю. Михайлов (Казанский федеральный университет) — к "голгофскому христианству" архимандрита Михаила (Семенова) с позиций источниковедения.
Доклад иеромонаха Иова (Шебитченко) (МДА) о Д.А. Хомякове вернул к обсуждению поставленный на пленарном заседании вопрос "что считать модернизмом". Вопрос вызвал живой отклик слушателей и далее рассматривался в докладах доктора богословия, к.ф.н., протоиерея О.А. Агапова (Приволжский университет путей сообщения, Самара), высказавшегося о том, что светская культура вносит в жизнь мира нравственное начало, и К.А.Савельева (Сретенская духовная академия), который подошёл к вопросу с православно-церковной точкой зрения в докладе о софиологии в русской богословско-философской мысли и об экклезиология священномученика Илариона (Троицкого). Кандидат богословия, священник А.А. Борисов (МДА, ОЦАД), рассмотрел богословские диалоги католицизма с протестантами. В богословском дискурсе и на материале темы "Экклесиология сщмч. Киприана Карфагенского глазами немецкой школы (Ричль, Зом, Кох) и русской диаспоры (Зернов, Флоренский, Афанасьев)" стороны этой проблемы показал доктор богословия, священник П.В. Ходзинский (ПСТГУ).
Участвовавшие в работе секции философы предложили свой подход к проблеме. К.филос.н. О.А. Чиковани (СПбГУ) рассмотрела напряжение между персонализмом и соборностью в развитии модернистской мысли; к.филос.н. К.М. Мацан (философский факультет МГУ) сопоставил взгляды Ньюмена и С.Л.Франка, выявив точки соприкосновения и различия; Ю.В. Пущаев (философский факультет МГУ) сравнил концепции "розового христианства" у Толстого и Достоевского с "новым религиозным сознанием" Бердяева и Мережковского; д.филос.н. М.А. Пылаев (РГГУ, ПСТГУ) рассказал о полемике между нарративной теологией Юнгеля и диалектическим методом Барта.
Несколько докладов, посвященных католическому модернизму конца XIX – начала XX в. и его итогам, подняли вопрос роли Римских пап в разрешении кризиса католического сознания этого периода и обсудили положение дел в Католической церкви накануне и во время II Ватиканского собора (1962–1965). О неизвестном в России польском варианте католического модернизма рассказала И.В. Воронцова (ПСТГУ). Кандидат богословия, священник А.И. Черный (ПСТГУ) обстоятельно поведал присутствующим о мировоззрении, личности, взглядах и роли в подготовке II Ватиканского собора немецкого модерниста Г.Кюнга. Проблеме и анализу обновления католической систематической экклезиологии на этом соборе посвятил свой доклад доктор теологии Е.А. Пилипенко (ОЦАД).
Работа секции завершилась сообщением аспиранта кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ Я.Д. Шноля о генеалогии "радикальной ортодоксии" Джона Милбанка, вызвавшей полемику и приковавшей внимание сегодняшней богословской мысли. Докладчик обозначил вопрос: "Возможно ли современное богословие без примирения с секуляризмом?".
В рамках секции "Христианский модернизм в церковной практике" (ведущие — представители кафедры истории Церкви: заведующий кафедрой, д.э.н., профессор В.В. Симонов и преподаватель, к.и.н. Е.С. Жданова исследователи представили свои научные изыскания по различным практическим проблемам в истории Католической и Православных церквей с XVII до XXI в.
Секция открылась докладом доцента кафедры истории Церкви, к.и.н. З.Ю. Метлицкой "Кембриджские платоники — модернисты XVII в.?" Автор объяснила, что такая постановка проблемы проистекает из представления о кембриджских платониках как о латитудинариях XVII в., чьи идеи (в частности, об использовании научного подхода в философии и богословии были осуждены Пием IX).
Следующие выступающие обратили внимание слушателей на проблемы Русской церкви на рубеже XIX–XX вв. Н.А. Ванифатьев (ПСТГУ) проанализировал реакцию оптинских старцев на социальные изменения и вызовы Нового времени, приведшую к выходу монашества "в мир". Доклад зам. заведующего кафедры истории Церкви, к.и.н., доцента Г.М. Запальского был посвящен разбору случаев, в которых советская власть принимала участие в решении канонических вопросов, играя роль священноначалия. Автор усмотрел в этом продолжение дореволюционной практики церковно-государственных отношений, которое в новых условиях выглядело абсурдно. К.и.н., кандидат богословия, священник И.В. Соловьев (ОЦАД) посвятил своё выступление проблеме взаимосвязи движения начала ХХ в. за обновление церковной жизни и советского обновленчества. Автор отметил, что боровшаяся за освобождение от государственного контроля церковь не смогла предложить жизнеспособную форму своего существования в условиях советской власти. В то же время власть решала этот вопрос через организацию обновленчества, которое оказалось в какой-то степени продуктом модернизационных процессов начала века.
Другая группа докладчиков проанализировала некоторые проявления модернизма в Католической церкви рубежа XIX–XX вв. Д.и.н. М.В. Дмитриев (ВШЭ) рассмотрел модернизацию установок католической доктрины в концепции "интегрального национализма" Ш. Морраса. Докладчиком было освещено отношение к его тезисам французского епископата, Римской курии, католических богословов и интеллигенции. Выступление зам. заведующего кафедры этнологии, к.и.н., доцента М.Н. Бахматовой было посвящено итальянскому модернисту Р. Мурри, чья активная деятельность пришлась на время существования "римского вопроса". Автор, продолжая высказанную в своём пленарном докладе мысль о двойственности в самоопределении жителей Италии (итальянцы или католики?), объяснила модернистские взгляды Мурри уникальной ситуацией непризнания папой объединенной Италии. Л. Сандри изложил биографию и осветил деятельность еще одного итальянского модерниста – Э. Буонаюти, в 1926 г. отлученного от Католической церкви.
К.и.н., преподаватель кафедры истории Церкви Е.С. Жданова предприняла попытку реконструкции взглядов папы Пия XII на возможность проведения литургической реформы. Автор пришла к выводу, что, следуя традиции, понтифик в то же время не игнорировал идеи литургического движения и начал осторожные преобразования, положившие начало литургической реформе. Ту же проблему затронул кандидат богословия, священник А.В. Сухарев (МДА). Он изложил в своём выступлении положения двух концептов: "литургического модернизма", предлагавшего адаптировать литургию под верующих, и "органического развития", понимавшего литургию как живой, постоянно растущий организм.
Далее выступающие перешли к проблемам современности. Р.М. Касимов (РГГУ) рассказал об изменениях в практике евангелизации Католической церкви после II Ватиканского собора. Он отметил, что сейчас как сохраняются старые практики миссионерства, так и происходит адаптация к традициям и опыту разных стран и регионов. Доклад д.и.н. Э.С. Ярмусика (Гродненский университет) был посвящен деятельности Католической церкви в Беларуси во второй половине ХХ в. Cвязи с Римом на территории СССР ограничивались, но церковь получала сведения о решениях II Ватиканского собора через польский и литовский епископат. Католический клир в Беларуси стал активнее вести работу с верующими, попытался наладить более тесные связи с РПЦ.
Студент кафедры истории Церкви И.Д. Уткин проанализировал проповеди архиепископа Афинского Христодула (Параскеваидиса) среди молодежи. Из доклада доктора богословия, к.ю.н., священника П.В. Бочкова (Кузбасская семинария, Новокузнецк) слушатели узнали об истории Апостольской православной церкви — современной институции, совмещающей православные и протестантские традиции. Наконец, доклад к.и.н., священника К.В. Белого (филиал МГУ в Севастополе) касался проблемы "психологизации" современного православного пастырства. Докладчик отметил, что профессиональная квалификация в вопросах психологии может помочь пастырю в работе с прихожанами, но некоторые подходы в психологии могут противоречить принципам пастырского душепопечения. В ходе дискуссии было отмечено изменение запроса, с которым прихожане идут в церковь, в связи с чем вопрос о применении психологических практик сегодня является перспективным для обсуждения.
Участники конференции были также ознакомлены с работой "Российского журнала истории Церкви". Оргкомитет принял решение опубликовать избранные доклады в номерах журнала за 2025 год.