Новости науки

25.01.2020 Исторический факультет - участник фестиваля "МГУ - школе"

Исторический факультет - участник фестиваля "МГУ - школе"

25 января 2020 года сотрудники и студенты исторического факультета приняли участие в традиционном фестивале "МГУ - школе", инициированном Московским университетом и 27 Межрайоным советом директоров школ ЗАО г.Москвы. В Татьянин день истфаковцы отправились в Школу № 1741 района Тропарево-Никулино, на базе которой была организована специальная тематическая историческая площадка, названная в честь выдающегося российского историка, ректора Московского университета С.М.Соловьева, 200-летие которого научное сообщество отмечает в этом году.

Историки устроили для школьников настоящий праздник знаний, наполненный сюрпризами, удивительными открытиями и новыми впечатлениями. Программа, предложенная студентами и преподавателями МГУ, была весьма обширна и разнообразна в тематическом и хронологическом плане.

Настоящий ажиотаж у учащихся 5-6 классов вызвали активности по археологии и истории древнего мира.


Студенты кафедры археологии Ю.Д.Анисовец и В.М.Черваков рассказали школьникам о тонкостях и методах работы археологов, о памятниках различных периодов и самых древних произведениях искусства. Ребята смогли вживую познакомиться с некоторыми находками, а также создать свою собственную берестяную грамоту.


В соседней аудитории магистрант кафедры истории древнего мира В.А.Зоткина знакомила ребят с историей Спарты. В течение 40 минут участники обсуждения вместе анализировали отрывок из фильма "300 спартанцев" и "разбивали" мифы о спартанском государстве. Школьники узнали много нового о политической и социальной структуре этого древнегреческого полиса.

Магистранты кафедры истории средних веков порадовали школьников 5-8 классов увлекательными творческими заданиями.


В.А.Загребин провел квиз "Кто же меня изобрел? (История изобретений в средние века и раннее новое время)", который был подготовлен совместно с Д.А.Галковой. Разбившись на две команды, ученики 5-6 классов пытались угадать, когда в средневековой Европе появились такие предметы, как печатный станок, очки, вилка или зонтик. После того, как правильный ответ был найден, школьники вместе с ведущим определяли место изобретенной вещи в культурном контексте той эпохи, когда она появилась, и прослеживали путь изобретения вплоть до современности.


Г.Э.Сергиенко, С.О.Честа, М.В.Тимохина и Е.С.Титова приготовили для школьников 7-8 классов викторину по истории Великих географических открытий. В течение 40 минут ребятам, поделённым на три команды, было предложено три конкурса: определение знаменитых мореплавателей по портрету, нанесение на карту маршрута их экспедиций и ответы на предложенные вопросы. Викторина сопровождалась интересной презентацией, а активность участников команд оценивалась в баллах, подсчет которых определял победу в первенстве.

Гвоздем истфаковской программы стал мастер-класс "Виртуальное путешествие в прошлое: VR технологии в истории".


Представители кафедры исторической информатики М.С.Мироненко и А.А.Гасанов продемонстрировали школьникам разработки исторического факультета в области виртуальной и дополненной реальности, а также специализированные приложения для виртуальных путешествий по утраченным районам Москвы. Ребята увидели весь город и его самые значимые памятники архитектуры с высоты птичьего полета благодаря использованию AR-технологии (англ. "augmented reality" - дополненная реальность). Школьники смогли совершить виртуальную экскурсию по историческому району Зарядья, полностью исчезнувшему к настоящему времени, и Пушкинской площади за век до рождения великого поэта, а также прокатиться на трамвае начала XX века.


Познавательную встречу со старшеклассниками, которым в скором времени предстоит определиться с выбором профессии, провела к.и.н., с.н.с. кафедры новой и новейшей истории, начальник отдела дополнительного образования О.И.Агансон. Она рассказала будущим абитуриентам об историческом факультете: его структуре, направлениях подготовки, возможностях, которые открывает истфак, а также перспективах трудоустройства. О подготовительных курсах, Школе юного историка и творческой самодеятельности ребята узнали из презентации м.н.с. кафедры новой и новейшей истории Д.В.Родина.


К.и.н., доцент кафедры истории общественных движений и политических партий А.В.Гусев выступил перед учениками 9-11 классов с лекцией "Октябрь 1917: причины и последствия", в которой кратко обрисовал современные историографические подходы к данной теме, обозначил ключевые факторы, спровоцировавшие революционный взрыв в 1917 г., описал динамику революционного процесса, а также попытался объяснить школьникам, как партия большевиков, рвавшаяся к власти под лозунгами радикальной демократизации, установила в стране диктатуру.


Старшеклассники продолжили погружение в историю XX века в ходе дискуссии на тему "Холодная война: причины, основные события, итоги". Д.В.Родин, выступивший в качестве модератора этой дискуссии, предложил ребятам выбрать одну из сторон конфликта и обосновать ее позицию по ключевым вопросам "холодной войны". Благодаря активному участию учащихся, увлеченно и уверенно выступавших как на стороне СССР, так и н США, дискуссия прошла интересно и в хорошем темпе. В конце старшеклассники были подведены к выводам о сложности и неоднозначности феномена "холодной войны", открытого для различных интерпретаций.

После завершения фестиваля руководство школы № 1741 в благодарственном письме, направленном в адрес факультета, отметило, что учащиеся и педагоги "получили массу позитивных эмоций и полезный материал".

Исторический факультет МГУ сердечно благодарит коллектив школы за гостеприимство и организационное обеспечение площадки фестиваля. Надеемся, что в Татьянин день нам удалось принести в школу университетский дух, а также показать ребятам красоту и увлекательность нашей любимой науки - истории.



- Программа исторического факультета МГУ.pdf