Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Каталог публикаций

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

Щеблыгина И.В. Культурное наследие Русского Зарубежья. Учебное пособие – СПб.: Алетейя, 2024. – 164 с.

подробная информация

В учебном пособии рассматривается культурное наследие Русского Зарубежья как органичная часть отечественной и мировой культуры XX века. Основная образовательная задача пособия – дать представление об историко-культурном феномене Зарубежной России, выявить особенности эмиграции первой волны как "русской культурной эмиграции" и показать ее роль в деле сохранения отечественного культурного наследия. Учебное пособие предназначено для студентов университетов исторических факультетов и высших учебных заведений гуманитарного профиля.

Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 238. Сер. Ill: Instrumenta studiorum, 52).


Очерки русской культуры. Начало XX века. – М. : Политическая энциклопедия, 2022. – 807 с. : ил.

подробная информация

Книга продолжает серию коллективных монографий "Очерки русской культуры", посвященных XIX веку (в 6 томах. М., 1998-2005) и рубежу XIX–ХХ веков (т. 1-3. М., 2011, 2016). Задача проекта – представить социокультурный срез жизни российского общества в военные годы в её полноте и многообразии. Исследование отличает комплексность подхода, наличие сквозных сюжетов и взаимные отсылки внутри текста очерков. Авторы постарались показать, что война не прерывала процессы в общественной, социо-культурной и повседневной жизни. Но она создавала качественно новую реальность и, соответственно, новое осмысление и ощущение событий в общественно-культурной жизни. Как создатели культуры, так и её реципиенты впервые столкнулись с событиями такой длительности и массовости. Дальнейшее развитие общественно-культурной жизни не просто продолжало остановленные Первой мировой войной процессы, оно подытоживало и использовало опыт военных лет.

Концепция проекта разработана лабораторией истории культуры под руководством д.и.н., г.н.с. Л.В. Кошман. В написании очерков участвовали специалисты разных научных и учебных центров.

Издание снабжено иллюстрациями и именным указателем.


Историография: западные земли домонгольской Руси в историко-археологическом осмыслении : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.В.Алексеев, В.П.Богданов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 431 с.

подробная информация
Книга представляет собой историографический анализ обширной литературы (от Средних веков до Новейшего времени), посвященной проблемам ранней истории, археологии, источниковедения Полоцких, Турово-Пинских и Смоленских земель. Авторы привлекли работы не только крупных ученых, но и малоизвестных краеведов, рассмотрев их на широком общественно-политическом фоне российской и белорусской истории X–XXI вв. Для всех интересующихся историей, археологией, судьбами русской культуры.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русская женщина: воспитание, образование, судьба XVIII — начало XX века, 4-е издание. - М.: Издательство "Ломоносовъ", 2018. - 272 с.

подробная информация
Основанная на широком круге источников - официальных документах, воспоминаниях, дневниках, переписке - рассказывает об эволюции женского воспитания и образования в России на протяжении полутора веков — от указа Екатерины II в 1764 году об учреждении Смольного института благородных девиц до революции 1917 года. Рассматривая на уникальном материале, через призму конкретных женских историй, переход от традиционного общества к "новой" культуре, авторы попутно сообщают массу подробностей о семейном быте описываемой эпохи, о внутреннем устройстве и учебных программах женских институтов, гимназий и курсов, о гувернантках и домашних учителях и о многом другом.

Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX века. Т. 3: Художественная жизнь. - М.: РОССПЕН, 2016. - 927 с.

подробная информация
Том продолжает серию коллективных монографий "Очерки русской культуры", посвященных XIX в. (Т. 1–6. М., 1998–2005) и рубежу XIX–ХХ вв.(Т. 1–2. М., 2011). В предлагаемом читателю исследовании внимание обращено на художественную жизнь. Это понятие подразумевает бытование художественной культуры и отражает ее социальную функцию. Среди важнейших сквозных тем очерков – смена поколений в художественном творчестве, выработка новых методов отражения действительности, новых форм связи "производителя" культурных ценностей с их "потребителем", востребованность обществом нового искусства, развитие критики и ее роль в культурно-информационной системе. Хронологические рамки понятия "конец XIX – начало ХХ в." расширены и включают 1920-е гг. В это время в художественной жизни и Советской России, и русской эмиграции первой волны еще сохранялись идейно-эстетические явления, истоки и развитие которых относились к дореволюционному времени.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад XVIII — начало XX века, 2-е издание. - М.: Издательство "Ломоносовъ", 2016. - 288 с.

подробная информация
Книга является первой попыткой целостного историко-культурного описания семьи и ее эволюции с конца XVIII до начала XX века. В центре внимания авторов – перелом, когда в недрах патриархального общества появляется новая женщина. Рамки ее жизни раздвигаются, она начинает учиться и работать. Формируются и новые семейные отношения. Домашний уклад, его проза и поэзия, рассматриваются в книге с двух точек зрения – и как женское творчество, и как залог сохранения стабильности нации. Широкое привлечение личных документов, художественной литературы, образный язык помогают авторам воссоздать живую картину прошлого.

Сысоева Е.К. Школа в России. XVIII - начало XX вв.: власть и общество. - М.: Новый хронограф, 2015. -  512 с.

подробная информация
Книга посвящена широкому кругу проблем, связанных с зарождением в XVIII в. системы общеобразовательной школы и ее развитием в XIX – начале XX вв. Рассматривается политика правительства: основные законодательные акты о школе; сословная политика; соотношение образовательного и воспитательного начала в просвещении народа; женское образование, школы для взрослых. Изменение взглядов в правящих структурах на общеобразовательную школу и динамика отношения общества к проблеме образования народа в XVIII - начале XX вв.; участие общественности (университетских профессоров, земства, деятелей народного просвещения) в процессе становления и развития системы начальных и средних учебных заведений. Освещение дискуссий по проблеме реформирования школы в середине XIX - начале XX вв.; проблемы всеобщего начального обучения и внешкольного образования: власть, общество и реалии жизни. Уделено внимание школьной повседневности: изменению нравственной атмосферы учебных заведений, функционированию систем школа и общество; учитель-ученик. Положение учительства: подготовка учителей, их социальный статус и материальное положение, значимость труда в оценке общества. Рассмотрены основные вехи развития общественно-педагогического движения.
Для историков, учителей, студентов-гуманитариев, широкого круга читателей.


[1 - 7 из 30]

Ключевые слова

Вы можете уточнить поиск, нажав на соответствующее ключевое слово в списке ниже:


Сбросить установки фильтра можно нажав на символ [x] справа от выбранного ключевого слова.

Тематики каталога