5-6 марта 2019 года кафедры истории отечественного искусства и всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ провели 2 Студенческую конференцию по истории искусства. Ее цель - создание экспериментальной дискуссионной площадки, где молодые ученые смогли бы поделиться результатами первых самостоятельных исследований друг с другом и со специалистами в области истории искусства.
В качестве экспертов в работе конференции приняли участие многие преподаватели искусствоведческих кафедр: профессор Вл.В.Седов, профессор А.А.Карев, доцент А.П.Салиенко, доцент С.В.Хачатуров, ст. преподаватель М.А.Лопухова, ст. преподаватель Е.С.Кочеткова, ст. преподаватель А.В.Захарова, доцент Е.А.Ефимова, доцент М.В.Соколова и доцент Т.П.Кишбали.
В программе были заявлены выступления по широкому кругу тем, как по географическому, так и по предметному охвату: в диалоге с традиционной историей искусств были представлены смежные дисциплины, такие как история театра, культурология, археология, реставрация. Докладчики проявили интерес к искусству Древнего мира, Раннего Христианства и Средневековья, а также Нового и Новейшего времени.
По сравнению с предыдущим годом существенно расширился состав участников конференции: к студентам МГУ, присоединились студенты и аспиранты из Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ, Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Университета Голдсмит (Лондон).
Работу конференции в ее первый день открыл чл.-корр. РАН, заведующий кафедрой истории отечественного искусства, д.иск., профессор Вл.В.Седов. Обращаясь к участникам, он отметил важную роль студенческой инициативы наряду с другими конференциями, которые ежегодно проводит кафедра. Короткое, но яркое выступление Владимир Валентинович дополнил добрыми историями и шутками, связанными с университетской жизнью, что придало уверенности и азарта докладчикам и гостям.
Первая блок выступлений был посвящен искусству античности и эпохи Возрождения. Роман Холев обратился к фигуре Козимо I Медичи и, основываясь на античной и современной художественных традициях, представил характерные особенности изображения образа герцога в станковой флорентийской живописи и скульптуре XVI века. В докладе, посвященном Летнему дворцу королевы Анны, также известном как Бельведер в ансамбле королевских садов в Пражском Граде, Рената Мусина предприняла попытку проследить слияние двух архитектурных типов: базилики и виллы субурбана. Однако именно скульптурное оформление рассматриваемого памятника стало предметом оживленной дискуссии. Расширить хронологическую и географическую рамки секции удалось Олегу Грознову, рассмотревшему проблему трансформации образцов античной архитектуры в творчестве мастеров английского неоклассицизма. Завершил блок доклад Светланы Цыщук, центральное место которого занял вопрос атрибуции костела Св. Людовика на Малой Лубянке Д.И. Жилярди.
Следующий блок включил в себя доклады, посвященные сложению и трансформации иконографии сюжетов Ветхого и Нового Завета в византийской и западноевропейской художественной традиции. Дарья Ардеева проследила, каким образом новая идеология XIV века видоизменила античный прообраз, обратившись к фрескам болгарской Церкви скального монастыря Святого Архангела Михаила близ села Иваново. Реконструкции прототипа иконографии Сотворения мира на примере Рипольской библии и Библии Рода был посвящен доклад Наталии Дядюновой, в рамках которого автор постарался проследить пути трансляции оригинальных образов на Пиренейский полуостров. Вопрос о процессе сложения иконографии сцен получения Моисеем скрижалей Завета и traditio legis был рассмотрен в докладе Аиды Джагитян. В последнем выступлении второго блока Юлия Сычева затронула проблему влияния типологического принципа интерпретации Священного Писания на иконографию сюжета Воскресения в памятниках Маас-Рейнского региона, созданных в XII веке.
Темы, представленные после перерыва, касались проблем подлинности и копийности. Анастасия Мельченко обратилась к вопросу фальсификации, рассмотрев его на примерах произведений иранской торевтики. В докладе Дарьи Яковенко копии фресок церкви Спаса Преображения на Ковалеве рассматривались в контексте реставрации и реконструкции утраченных росписей. Илья Малахов затронул вопрос интерпретации античных памятников в эпоху романтизма, рассмотрев его на материале творчества Юбера Робера. Полина Агеева завершила секцию докладом о влиянии назарейцев на религиозную живопись прерафаэлитов.
Докладчики следующего блока с особенным вниманием отнеслись к рассмотрению исторического и политического контекстов, внутри которого родились рассматриваемые ими явления. Так, Мария Рыченко обратилась к проблеме изображения Гражданской войны в американской живописи второй половины XIX века. Екатерина Мешалкина в своем докладе проследила особенности театральных реконструкций сценических форм разных эпох, произведенных в “Старинном театре” Н.Евреинова. Зоя Бороздинова в докладе, посвященном постановке Юргена Фелинга “Ричард III” в 1937 г. в Берлине, продолжила разговор об отношениях искусства и власти уже в эпоху Третьего Рейха.
Театральные темы нашли продолжение в разговоре об особенностях выставочных проектов ХХ века. Начало дискуссии положил доклад Елизаветы Бирюковой, посвященный выставочным практикам авангарда в России, Европе и США в 1910-е годы. А рассмотрение трансатлантических связей было продолжено в докладе Елизаветы Макеевой “Лондон и Нью-Йорк: выставки сюрреализма”.
Завершением первого дня конференции стало открытие выставки живописи и графики, выполненной студентами-искусствоведами в мастерской доцента кафедры всеобщей истории искусств В.В.Зверева - бессменного преподавателя предмета "Техники изобразительного искусства". Название выставки “Комната окон” отобразило стремление студентов выглянуть за привычные рамки исследовательских интересов и представить собственные художественные поиски.
Утренний блок второго дня конференции был посвящен разнообразным аспектам формотворчества русского авангарда. Четыре доклада этого блока продемонстрировали разнообразие источников вдохновения для художников и архитекторов. В докладе Марии Тиминой рассматривался малоизученный сюжет взаимного обогащения живописи и поэзии авангарда через слияние буквы и цвета. Анастасия Волынова обратилась к проблеме актуализации и творческой переработки народного костюма в творчестве А.Экстер и Н.Ламановой. Алина Григорьева представила результаты своего междисциплинарного исследования о влиянии неевклидовой геометрии на замысел и исполнение Памятника III Интернационалу. В завершение блока Елизаветой Догадкиной был затронут вопрос о влиянии архитектуры футуризма на проекты В.А. Щуко, выполненные для ВСХВ 1923 года.
Докладчиков следующего блока объединила архитектурная тематика, однако каждый из них предложил особый подход к архитектуре. В докладе Ольги Горной разнообразные методы работы с архитектурной формой раскрывались на сопоставлении советских и зарубежных памятников модернизма. Виктория Тверитнева обратилась к творчеству французского архитектора Андре Люрса, его вкладу в советскую архитектуру и влиянию поездки в СССР на дальнейшее творчество архитектора. Варвара Алешина взглянула на архитектуру Ле Корбюзье послевоенного периода сквозь призму его архитектурных трактатов. Доклад Елизаветы Косаревой, вызвавший бурное обсуждение, был посвящен образу архитектуры в творчестве писателя-фантаста Г.Ф.Лавкрафта.
Следующий блок был объединен проблематикой искусства графики. Доклады оказались удивительно созвучны друг другу и отразили видовые особенности графического искусства, его методы художественной выразительности. Анастасия Штерн в своем докладе представила генезис новой композиции батального жанра в графике XVII в., сложение этой композиции в творчестве Жака Калло и ее дальнейшее распространение. "Академии меча" Жерара Тибо, любопытному и малоизученному памятнику гравировального искусства XVII века, был посвящен доклад Анастасии Владимирцевой. Завершающим этот блок стал доклад Ксении Кривилевой, которая продолжила тему книжной иллюстрации, рассмотрев изменения, произошедшие в английской книжной графике на рубеже XIX-XX вв.
Заключительный блок конференции получился экспериментальным и спровоцировал живую, продуктивную дискуссию. Сквозными для блока стали темы пейзажа, организации пространственной среды в живописи, графике, а также в новых цифровых техниках. Доклад Екатерины Здобновой, посвященный направлению "Маруяма-Сидзё" в эпоху Эдо, расширил географические рамки тем, представленных на конференции. Следующие два выступления продолжили заявленную еще в утреннем блоке тему русского авангардного искусства. Виктория Васильева предложила интерпретацию акварелей М.Волошина через призму идей космизма, к которым был неравнодушен мастер, а Маргарита Сапогова обратилась к пейзажной графике П.Митурича. Последний доклад, Ольги Щедриной, был посвящен современным цифровым способам создания световой среды для сакрализации церковного интерьера. Ольга предложила термин "иммерсивные росписи" для обозначения такой техники, в ходе дальнейшей дискуссии удалось обсудить возможности использования предложенного термина и некоторые другие актуальные вопросы современной методологии искусствознания и смежных дисциплин.
Итоги конференции подвела зам. заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, к.иск., ст. преподаватель М.А.Лопухова, которая поблагодарила всех ее участников и организаторов, отметила удачные моменты в организации, а также выразила надежду на продолжение традиций и развитие конференции в следующем году.