Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Новости кафедры

26.02.2025 Презентация книг серии "Очерки визуальности" издательства "Новое литературное обозрение"  617 

Презентация книг серии "Очерки визуальности" издательства "Новое литературное обозрение"

26 февраля 2025 года на историческом факультете МГУ в рамках проекта "Арт-лекторий" прошла презентация монографий по истории искусства, вышедших в минувшие два года в издательстве "Новое литературное обозрение" в серии "Очерки визуальности". Три книги, посвященные различным художественным проблемам и историческим эпохам, объединяет то, что они основаны на диссертациях, защищенных в Московском университете выпускницами кафедр всеобщей истории искусств и истории отечественного искусства.

Во встрече приняли участие составитель и редактор серии "Очерки визуальности" Г.В. Ельшевская, к.иск., н.с. Государственного исторического музея З.В. Тетермазова, к.иск., н.с. ГМИИ имени А.С. Пушкина М.В. Лубникова (Дунина), сотрудники издательства "НЛО" и представители исторического факультета МГУ: к.иск., преподаватель кафедры всеобщей истории искусств, с.н.с. Государственного института искусствознания С.О. Макеева; д.иск., профессор кафедры истории отечественного искусства А.А. Карев; к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств Е.А. Ефимова. Встречу модерировала заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, к.иск, доцент М.А. Лопухова.

Г.В. Ельшевская, определяя концепцию "Очерков визуальности", отметила, что авторы серии в своих книгах говорят об искусстве самыми разнообразными способами, и это дает читателю возможность взглянуть на историю искусства под разным углом, делает опыт соприкосновения с ней более многогранным, тем самым расширяет способы восприятия как самой концепции культуры, так и науки о ней. При этом заранее трудно предугадать, какой сюжет будет пользоваться большой популярностью среди читателей.


Представляя монографии, молодые авторы поделились своим опытом работы над темой. В основу каждой книги легла кандидатская диссертация, защищенная в Московском университете, однако исследовательский путь, а потом и подготовка текста у каждого молодого учёного шли по-разному.


С.О. Макеева написала первое в России полноценное исследование, посвященное инсталляции, сопоставив в нём отечественный и зарубежный опыт становления этого жанра. Её книга "Рождение инсталляции. Запад и Россия" (2023), удостоенная в прошлом году престижной премии Zverev Art Prize, основана на кропотливой работе с архивами и собственных интервью автора с художниками. В современном искусстве, по мнению Светланы Олеговны, молодых исследователей должна привлекать, в первую очередь, новизна и свежесть научной задачи. Почти неизбежно оно становится благодатным полем для самостоятельных исследований, однако работа с ним требует строгой последовательности в работе и уверенности в методологическом аппарате.

М.В. Лубникова (Дунина) в книге "От Рафаэля до Кавалера д’ Арпино. Устройство римских живописных мастерских XVI века" (2024) обратилась к именам очень известных художников, чьё творчество кажется вдоль и поперек исследованным, но предложила взглянуть на них с точки устройства мастерских, господствовавших там педагогических систем и в целом с позиций взаимоотношений мастеров с их помощниками и учениками. Отвечая на вопросы аудитории, Мария Владимировна отметила, что даже к самой изученной теме можно найти новый подход, а Е.А.Ефимова, которая была руководителем этой диссертационной работы, подчеркнула, что книга весьма пригодится студентам как опыт осмысления социальной истории искусства Возрождения.

З.В. Тетермазова посвятила книгу "Подражание и отражение. Портретная гравюра в России второй половины XVIII века" (2024) портретной гравюре в России второй половины XVIII в., причём, на первый взгляд, предельно узкому ракурсу её изучения – взаимосвязи между живописным и гравированным портретом. Её исследование выросло из студенческой курсовой работы, тема которой, по признанию научного руководителя, профессора А.А.Карева, относилась к числу таких, какими бы он с удовольствием занялся и сам, будь у него время, но его ученица сумела развернуть сюжет неожиданным образом и затронуть такие памятники, которые не были известны даже узким специалистам. Залина Валерьевна подчеркнула, что портретную гравюру можно воспринимать как один из ключей к пониманию образа человека эпохи Просвещения в Российской Империи.


Презентация вызвала бурный отклик у студенческой аудитории, которую очень взволновали вопросы об актуальных сегодня методах искусствознания, о том, как выбрать действительно увлекательную научную тему и какой эпохе в истории искусства отдать предпочтение. Во время дискуссии зашла речь и о проблемах, с которыми исследователь сталкивается при адаптации научного текста для более широкой аудитории.

Репортаж подготовили: С. Успеньева, М.А. Лопухова.


Назад к списку новостей

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций

Истфак в СМИ

Косморама, или Проклятие и счастье прозрения истории. Кураторская лаборатория Сергея Хачатурова
В разделе "Искусство" на сайте проекта "Colta.ru" появилась новая рубрика - "Куратор у микрофона". Ее цель -  прояснить современные методы кураторской работы, рассказать о разнонаправленных выставках-исследованиях, подсветить некоторые имена последних лет и вообще поставить вопрос о пределах независимости куратора в современном искусстве и источниках фантазии, которыми мы располагаем. Открывает рубрику разговор с к.иск., доцентом кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ С.В.Хачатуровым

Другие новости и интервью, опубликованные в СМИ