27-29 октября 2023 года двое сотрудников и один выпускник исторического факультета МГУ приняли участие во Всероссийской научно-просветительской историко-краеведческой конференции XVI Феодоритовские чтения, которая состоялась в г. Мурманске. Организаторами конференции выступили Мурманская митрополия РПЦ совместно с Кольским научным центром РАН, Министерством образования и науки Мурманской области, Министерством культуры Мурманской области, Мурманским арктическим университетом и Мурманской государственной областной научной библиотекой.
Тема чтений этого года – “Человек в истории Севера”. В рамках конференции обсуждался круг вопросов, связанных с традиционным укладом жизни исконного населения края, роли исследователей, ученых, путешественников, государственных деятелей России, сыгравших значительную роль в становлении и развитии региона, а также – проблемы культуры и культурного наследия Русского Севера.
Наши коллеги выступили с докладами на пленарных и секционных заседаниях конференции.
Д.и.н., доцент кафедры истории России XIX – начала ХХ вв. Ф.А. Гайда выступил с докладом “Российская власть в последний год монархии: война, стратегия будущего и Мурманск”. В нём Федор Александрович показал, что Мурманск - столица Арктики - был основан в последний год существования Российской империи, когда в стране обозначился серьезный политический кризис, который привел к катастрофе февраля-марта 1917 г. Наряду с этим страна вела беспримерную во всей предыдущей истории человечества войну, а она требовала выработки масштабной стратегии развития, создания проекта будущего. Мурманск играл в этом крайне важную роль. Россия и ее союзники по Антанте планировали кардинальную перекройку политической карты Европы и Ближнего Востока. В перспективе для Российской империи это означало обострение отношений с Британией – её традиционным конкурентом. Выходы из Балтики и Средиземного моря контролировали англичане. Необходимость освоения северных морских путей, тем самым, резко возрастала. “Вторые Дарданеллы” (сообщение через Мурманский берег) принципиально отличались от первых прямым выходом в мировой океан. Император Николай II и его министры прекрасно понимали, что железная дорога к Мурманскому берегу была только началом грандиозного предприятия. По сути, она становилась «северным Транссибом», который давал импульс развитию всего региона. Принципиальным отличием от Транссиба было то, что весь регион был намного ближе к центральным районам России. В российском правительстве накануне революции активно формировались программы развития Севера, обсуждались вопросы организации мощного торгового флота.
Доклад к.и.н., доцента кафедры истории России до начала ХХ века А.Е. Тарасова “Ростовский толковый Апостол 1485 г. из библиотеки Соловецкого монастыря” был посвящен рукописи, созданной по заказу архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского) и хранящейся ныне в составе Соловецкого собрания рукописных книг Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург). Эта книга предназначалась заказчиком для вклада в Ферапонтов монастырь, однако в какой-то момент поступила в Соловецкий монастырь. Ещё в XIX веке утвердилось мнение, что её передал на Соловки архиепископ Вологодский Иоасаф II, занимавший кафедру в начале XVII века. Однако А.Е. Тарасов показал, что эта гипотеза не подтверждается монастырскими вкладными и отводными книгами. Более того, в рукописи содержится запись, предположительно середины XVI века, согласно которой намечалось включить имя некоего бывшего владыки Иоасафа в заупокойное поминовение после его смерти. Иоасаф II, насколько известно, не уходил с кафедры. Зато оставил кафедру один из его предшественников по кафедре и тёзка – епископ Иоасаф I, управлявший Вологодский епархией в 1560-е годы. А.Е. Тарасов предположил, что именно Иоасаф I был вкладчиком толкового Апостола в Соловецкий монастырь. Обстоятельства того, как в его руках оказалась книга из Ферапонтова монастыря, пока остаются неизвестными.
В докладе к.и.н., заведующей архивохранилищем личных и монастырских фондов РГАДА, выпускницы кафедры истории России до начала XIX в. А.А. Богомазовой было рассмотрено, на каких судах хлебные запасы, предназначенные для гарнизона Кольского острога, доставлялись из Вологды в Архангельск, а оттуда в Кольский острог, и какие затруднения возникали при организации хлебных перевозок. А.А. Богомазова показала, что в РГАДА и ОПИ ГИМ сохранились примечательные документы о доставке хлебных запасов в Кольский острог. Так, в 1624 году вологодский воевода пытался взять монастырские дощаники, чтобы доставить запасы из Вологды в Архангельск, поскольку ямских судов не хватало. Однако Соловецкий и Антониево-Сийский монастырь добились возвращения своих судов. В июне 1670 года с Холмогор в Кольский острог хлебные запасы были отправлены на лодье Молчанка Иванова, но лодья разбилась во время бури, не дойдя полверсты до Лопшеньгского усолья, и часть запасов погибла.
Чтения собрали широкий круг ученых, исследователей, музейных и архивных работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Вологды, Архангельска, Петрозаводска, Мурманска и области. Историко-краеведческая конференция стала большим событием в культурной жизни региона и получила заметное освещение в средствах массовой информации.
видеосюжет телекомпании "ТВ-21" (г. Мурманск) о работе конференции