Новости кафедры
19 апреля 2017 года в рамках пленарного заседания ежегодной научной конференции "Ломоносовские чтения" к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Д.Ю.Бовыкин сделал доклад "Термидор и Директория: между республикой и монархией"
Предлагаем вашему вниманию краткое содержание этого выступления:
Термидор и Директория – это два периода Французской революции, которые принято воспринимать, как не очень важные, не очень яркие и не очень интересные. Не все историки даже включали их в рамки Французской революции, а если и включали, то нередко считали, что это так называемая "нисходящая линия Французской революции". Время между казнью Робеспьера и приходом к власти Наполеона рисовалось как царство мелких людишек, думающих только о наживе, подражающих гигантам, но не являющихся ими.
Проведённые исследования показали, что лейтмотив Термидора – действительно стремление завершить Революцию, но отнюдь не контрреволюцией, как это было принято считать в советской историографии. Термидорианцы стремились найти такой компромисс, который бы устроил большинство населения страны и позволил положить конец войнам и политическим пертурбациям.
Камертоном при этом для них служили прагматизм, практические интересы. Это были люди, постепенно порывавшие с идеологическим наследием диктатуры монтаньяров и ряда просветителей – верой в справедливое и хорошее для всех общество, которое можно немедленно построить силой закона, в то, что людей можно заставить быть счастливыми, в примат идеологии над политикой.
Основная борьба и при Термидоре, и при Директории разворачивалась между республиканцами и роялистами. Хотя в историографии принято весьма скептически относиться и к самим роялистам, и к их лидеру – брату Людовика XVI графу Прованскому, провозгласившему себя Людовиком XVIII, анализ документов показывает, что сторонники королевской власти в это время были весьма серьёзной политической силой, и республиканцам приходилось идти на всё, чтобы не допустить реставрации монархии.
Однако эта реставрация виделась роялистам отнюдь не как возвращение к Старому порядку. Они предлагали свой вариант компромисса, и зачастую он казался значительно более привлекательным, нежели республиканский. Он также предусматривал сохранение многого из сделанного Революцией, начиная от территориального деления страны и заканчивая налоговой системой. Однако, в отличие от республиканского проекта, исключавшего эмигрантов из политического поля, роялистский проект исходил из необходимости достижения консенсуса между теми, кто находился внутри страны, и теми, кто оказался за её пределами.
Все эти соображения в значительной части меняют восприятие нами двух заключительных этапов Французской революции – Термидора и Директории. Это время не контрреволюции, не реакции, а подведения итогов Революции и переосмысления созданных ей ценностей.
Информационный интернет портал "Православие.ру" в серии интервью с членами Патриаршего совета по культуре опубликовал текст беседы с академиком РАН, президентом исторического факультета МГУ, д.и.н., профессором Сергеем Павловичем Карповым о том, в чем призвание историка, что самое главное в историческом образовании, как не допустить искажения истории Великой Отечественной войны и о многом другом.
|