Новости кафедры

27.03.2021 Коллоквиум "Sol Invictus 4. Воображаемое путешествие от древности и до наших дней"

Коллоквиум "Sol Invictus 4. Воображаемое путешествие от древности и до наших дней"

27 марта 2021 года на историческом факультете МГУ состоялся четвёртый международный коллоквиум цикла "Sol Invictus", организованный кафедрой истории средних веков. В нём приняли участие специалисты, представляющие МГУ, НИУ ВШЭ, Институт всеобщей истории РАН, Государственный исторический музей, а также ряд других учебных и научных учреждений.

Магистральной темой коллоквиума в 2021 году стали "воображаемые" путешествия. Такие путешествия организаторы предложили разделить на три типа:

  • фиктивные путешествия литературного героя в физическом теле и в физическом мире;
  • духовные путешествия, которые совершаются в метафизических пространствах (загробный мир, ангельские пространства, близкое или же отдалённое будущее);
  • локомоция во снах самого спящего или тех, кто навестил его грёзы.

Существуют ли другие воображаемые путешествия помимо этих трёх типов? Какова их функция для культуры, смыслы, механика и "воображаемая" топография? Важно отметить, что всякое "реальное" путешествие, зафиксированное в тексте, является "воображаемым", так как автор ревизуализирует уже состоявшееся событие и фиксирует этот умный образ в материи слова. Следовательно, стоит поставить вопрос о месте воображаемого в словесных отчётах о "реальных" хождениях, о способах отображения "воображаемых" и "реальных" аспектов локомоции в текстуальности.

Коллоквиум были разделён на три сессии, "Метафизика путешествия", "Воображаемое путешествие и текстуальность", "Герменевтика локомоций", каждая из которых включала краткие презентации докладчиков, рецензию на доклады, общую дискуссию и заключительные обобщающие выступления модераторов.


В роли рецензентов выступили зам. заведующего кафедрой истории средних веков, д.и.н., доцент И.И. Варьяш; д.и.н., профессор кафедры истории средних веков, заместитель генерального директора по развитию просветительской деятельности и популяризации Музеев Московского Кремля О.В. Дмитриева и к.и.н., доцент кафедры общего языкознания имени Л.А. Вербицкой филологического факультета СПбГУ П.В.Шувалов, а в качестве модераторов — к.и.н., доцент кафедры истории средних веков А.С.Ануфриева, к.и.н., научный сотрудник лаборатории по изучению стран Причерноморья и Византии в средние века Е.А. Заболотный и независимый исследователь, выпускник кафедры истории средних веков А.В. Стрелецкий.

Заседание открыл председатель оргкомитета, д.и.н., профессор кафедры истории средних веков Р.М. Шукуров, рассказавший об общей концепции коллоквиума, а также об обстоятельствах рождения темы четвёртого заседания. Рустам Мухаммадович обратил внимание слушателей на дату проведения мероприятия: в период весеннего равноденствия — события ежегодного солнечного цикла, имеющего большое значение в культуре средиземноморских народов.

Как отметил в своём докладе "Воображаемые путешествия Израиля: собирание и рассеяние" д.и.н., профессор ИСАА МГУ А.Б. Ковельман, "воображаемое" путешествие может стать культурной матрицей, определяющей историю. Показателен пример еврейских интеллектуалов Александрии, которые, с одной стороны, считали себя свободными гражданами этого города, потомками колонистов, переселившихся в диаспору из-за невозможности одной страны вместить столь многочисленный народ. Города, где они были рождены и воспитаны, были для них отечеством, а Иерусалим – почитаемой метрополией. Напротив, в контексте библейской сакральной истории они видели себя рабами, захваченными в плен, уведёнными и рассеянными среди эллинов и варваров, ожидающими освобождения, условием которого будет искреннее раскаяние перед Богом. Получив свободу, те, кто живут в рассеянии, "в едином порыве устремятся отовсюду в одно указанное место, ведомые как проводником каким-то видением более божественным, чем человеческая природа". Раздвоение сознания александрийских евреев исчезает после прекращения существования иудейской общины в Египте и соседних регионах в результате погромов.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись доклада А.Б. Ковельмана:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В своём выступлении "Византийские «видения» как метафизические путешествия" научный сотрудник ГИМ А.Ю. Чернов подчеркнул, что пророчества, чтение которых было столь популярно в средние века, — это одна из форм "воображаемого" путешествия. Они порождают в сознании человека метафизическое пространство, в котором прошлое, настоящее и будущее соединяются воедино. "Видения" (наиболее распространённая форма пророчеств в Византии) создают особую перспективу, в которой предопределённое будущее актуализирует настоящее, позволяя читателю рассматривать происходящие события в эсхатологическом контексте. Так, заданное текстами «видений» движение сквозь время помогало византийцам найти ответы на вопросы о причинах и смысле несчастий и страданий, выпавших на их долю, а также во многом определяло характер реакции на внешнюю угрозу со стороны тюрок.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись доклада А.Ю. Чернова:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В следующем выступлении "Дорогами научного поиска: реальность мысленная и географическая" к.и.н., научный сотрудник Архива РАН А.Г. Цыпкина обратила внимание на тот факт, что путешествие, "воображаемое" и "реальное", имеет большое значение для научного поиска. Трапезундская экспедиция 1916—1917 гг., предпринятая русским византинистом Ф.И. Успенским, существенно расширила научные знания об истории этого черноморского города, важного центра византийской цивилизации. Участникам экспедиции не удалось реализовать все поставленные цели, что объясняется не только трудностями военного времени и недостаточной подготовкой, но и спецификой научного поиска, сложного процесса, сопровождаемого возникающими заблуждениями и ошибками, которых подчас невозможно избежать. В то же время именно через неудачи и трудности пролегает путь исследователя к приращению научного знания, что и продемонстрировали участники Трапезундской экспедиции.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись доклада А.Г. Цыпкиной:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Заведующий кафедрой древних языков, д.и.н., профессор А.В. Подосинов продемонстрировал, как широко представлены "воображаемые" путешествия в античном утопическом романе. Герои произведений, относящихся к этому жанру, отправляются в фантастические земли, не существующие "реально", но описанные в текстах весьма подробно. Авторы античной утопической литературы (Платон, Феопомп, Гекатей Абдерский, Ямбул и другие) размещали придуманные ими цивилизации на больших островах или даже материках, расположенных в Океане вне ойкумены. Описываемые страны и острова не должны были быть известны читателям, что усиливало впечатление реальности их существования за счёт нарочитого реализма повествования. Фантастика сюжета налагалась таким образом на реализм географического окружения, чтобы и самой выглядеть подлинной и реалистической. Нельзя утверждать, что описанные в утопических романах фантастические земли воспринимались современниками как существующие реально. Так, Лукиан иронизирует над утопическим жанром, остроумно пародируя его в своей "Правдивой истории".

Предлагаем вашему вниманию видеозапись доклада А.В. Подосинова:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Д.и.н., главного научного сотрудника ИВИ РАН Т.Н. Джаксон в своём выступлении "О путешествии норвежского конунга Олава Трюггвасона после битвы при Свёльде" обратила внимание слушателей на характерную для европейского средневековья легенду о спасении героя (правителя), не погибшего, а чудесным образом избежавшего смерти. Так, после гибели норвежского конунга Олава Трюггвасона, появились слухи о том, что он не был убит, а выжил. Более того, утверждалось, будто король после битвы объехал чужеземные страны ради спасения своей души и даже ушёл в монастырь в Палестине, посвятив себя Богу. Важное значение имеет маршрут этого воображаемого путешествия от Рейна в Рим, а далее в Ладогу и Иерусалим. Этот маршрут имеет параллели в описаниях других путешествий скандинавов XII века, а также в рассказе древнерусской Повести временных лет о проповеди апостола Андрея.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись доклада Т.Н. Джаксон:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В докладе "Локомоция читателя в пространстве Часослова" аспирантки кафедры истории средних веков М.О. Смагар речь шла о том, что "воображаемое" путешествие возможно и в пространстве книги, особенно такой как часослов. Как известно, средневековые часословы использовались мирянами для частных молитвенных практик. Локомоция читателя (молящегося) в пространстве книги происходила, во-первых, посредством движения глаз, во-вторых, с помощью когнитивного процесса, в-третьих, благодаря аудиальному, голосовому воспроизведению молитвенного текста. Эти три типа локомоции способствуют созданию третьего пространства, в которое мысленным усилием отправляется молящийся для встречи с Сакральным.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись доклада М.О. Смагар:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В традиционном заключительном сообщении декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, д.и.н. М.А. Бойцов сформулировал на основе предложенных интерпретаций "воображаемого" путешествия возможное определение этого концепта. "Воображаемое" путешествие — это цепочка сменяющих друг друга образов, в которых выражаются переживания последовательного перемещения из одной значимой точки в другую, более или менее удалённую. Вслед за этим Михаил Анатольевич развёрнуто прокомментировал идеи и выводы, прозвучавшие в докладах участников коллоквиума, а также рассказал о месте "воображаемых" путешествий в футурологических и космологических представлениях людей средних веков и современности, о феномене путешествий во времени и о соотношении физического и метафизического в процессе путешествия.

Полную видеозапись трансляции состоявшего коллоквиума можно посмотреть на Youtube-канале организаторов.



- Программа коллоквиума.pdf