Семинар "Русь Средневековая"

03.12.2012 Доклад Ю.С.Старикова "Иосифлянство в церковной публицистике и политической практике второй четверти XVI в."

3 декабря 2012 года на кафедре истории России до начала XIX века в рамках заседания научного семинара "Русь Средневековая" состоялся доклад аспиранта исторического факультета МГУ Ю.С.Старикова "Иосифлянство в церковной публицистике и политической практике второй четверти XVI в. (по материалам трудов митрополита Даниила Московского)".

При митрополите Московском Данииле, занимавшем первосвятительскую кафедру в 1522 – 1539 гг., произошло окончательное утверждение иосифлинства как официальной доктрины Церкви, признанной и поддерживаемой государством. Закономерен вопрос о причинах произошедших перемен. Будет не совсем верно целиком связывать их с личностью нового митрополита. Даниил как близкий друг и ставленник князя, а также в силу особенностей своего харатера не мог быть самодостаточным и настойчивым проводником иосифлянской политики. В отличие от самого Иосифа или митрополита Симона, он не мог позволить себе вступать в спор с великим князем, но принужден был полностью исполнять волю последнего, даже если это наносило вред его авторитету и интересам Церкви.


Подтверждением тому, что субъектом в процессе утверждения иосифлянства был великий князь, а объектом – Даниил, является тот факт, что после смерти Василия III (1533) митрополит вынужден был поступиться многими привилегиями, а в итоге – оставить кафедру. Однако это не умаляет его заслуг, как предстоятеля Русской Церкви, пастыря и деятельного публициста, внесшего значительный вклад в утверждение иосифлянской докрины. Результатом его трудов стало:

  1. Существенное укрепление экономического положения митрополичьей кафедры и монастырей;
  2. Повсеместное введение общежительного монастырского устава;
  3. Активная публицистическая борьба против ереси и вольнодумия, итогом которой стали соборы 1525 и 1531 гг.;
  4. Митрополит проявил себя деятельным проповедником, оставившим после себя десятки пастырских посланий и поучений;
  5. Литературная и редакторская деятельность Даниила, результатом которой стало значительное развитие книжного дела и богословской мысли в 1520-е – 1530-е гг.

Таким образом, несмотря на политические обстоятельства, при которых происходило служение митрополита Даниила, его по праву следует считать одним из выдающихся церковных иерархов своего времени.