Новости исторического факультета

09.12.2023 Студенты-искусствоведы побывали на занятии в Государственном Эрмитаже

Студенты-искусствоведы побывали на занятии в Государственном Эрмитаже

9 декабря 2023 года студенты-искусствоведы в рамках семинара "Искусство эпохи Возрождения" вместе с к.иск., доцентом кафедры всеобщей истории искусств М.А. Лопуховой посетили две выставки в Государственном Эрмитаже: "Рисунки старонидерландской школы" и "Формулы Андреа Мантеньи". Занятия в экспозиции провели научные сотрудники Эрмитажа – кураторы этих выставок.

А.О. Ларионов познакомил ребят с Галереей графики – новыми залами в Зимнем дворце, предназначенными для сменных экспозиций графических фондов Эрмитажа. Выставка старонидерландских рисунков – вторая по счёту из тех, что проходит в этих залах с момента их открытия. Она представляет публике наиболее ценные листы, входящие в довольно обширную коллекцию ранней нидерландской графики, которая стала изучаться сравнительно недавно. На ней экспонируются рисунки круга Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, предполагаемый автопортрет Петруса Кристуса, уникальный лист, недавно признанный автографом Мартина ван Хемскерка, и множество других памятников, требующих внимательного, длительного вглядывания.

нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В ходе занятия Алексей Олегович не только рассказал слушателям об историческом бытовании рисунка в Нидерландах XV-XVI веков, о типах, жанрах и материалах графики, об истории ее коллекционирования, но и щедро делился своим опытом атрибуционной работы, недавними открытиями и, наоборот, сомнениями, возникшими по поводу прежних публикаций и атрибуций.


Вместе с Л.Д. Чистовой студенты погрузились в мир сильных человеческих страстей, к которому обращались Андреа Мантенья и его последователи-гравёры, от североитальянских современников и Дюрера до Рембрандта. Согласно кураторской концепции, на выставке "Формулы Андреа Мантеньи" наиболее известные гравюры мастера, а также произведения живописи, скульптуры, предметы античной и ренессансной глиптики, апеллирующие к тем же христианским или мифологическим сюжетам, стали иллюстрацией к введенному Аби Варбургом понятию "формула пафоса", а герои этих произведений - выразителями наиболее сильных душевных состояний: скорби, страха, ярости, умиротворения.

нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Выставка, сложная по замыслу и дизайнерскому решению, позволила будущим искусствоведам не только освежить и упрочить свои знания в области ренессансного искусства, но и оценить, насколько различными могут быть способы экспозиционной работы с таким сложным материалом, как графика.