Новости исторического факультета

14.11.2020 Участие в XXX научной конференции "История и культура Ростовской земли"

Участие в XXX научной конференции "История и культура Ростовской земли"

11-13 ноября 2020 года сотрудники кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ приняли участие в XXХ научной конференции "История и культура Ростовской земли", которая ежегодно проводится Государственным музеем-заповедником "Ростовский кремль" и давно зарекомендовала себя как одна из самых серьезных площадок для обмена мнениями и научных дискуссий по широкому спектру проблем гражданской и церковной истории, а также истории культуры северо-восточной Руси.

Наши коллеги в дистанционном формате представили на конференции результаты своих исследований, связанных с тематикой данного региона.


К.и.н., доцент А.В. Лаушкин выступил с докладом "Ещё раз о дате освящения церкви свв. Бориса и Глеба в Ростове при князе Константине Всеволодовиче", посвященном хронологической загадке назначения названной церемонии на 25 августа 1217 г. Календарная "заурядность" этого дня, пришедшегося на рядовую, не совпавшую с каким-либо значимым праздником или его кануном пятницу, контрастирует как с древнерусской практикой назначения такого рода церемоний, так и с последовательно внимательным отношением великого князя Константина к хронологической приуроченности событий с его участием. Автор предложил пять различных решений поставленной проблемы и пришел к выводу, что наиболее правдоподобным из них является допущение, что в летописи допущена ошибка и действительной датой освящения храма была Антипасха 2 апреля 1217 г.

Заместитель заведующего кафедрой, к.и.н., доцент Т.А. Матасова выступила с докладом "«Кобылу рыжу, да мерина гнеда, да корову красну…»: о пожертвованиях скота в Кассианову Учемскую пустынь в последние десятилетия XVII – первой половине XVIII в.". В центре внимания – анализ обнаруженных автором новых источников по истории хозяйства обители, в которых содержатся колоритные подробности о вкладах в обитель скота. В докладе был не только проанализирован социальный и гендерный состав вкладчиков, число и виды животных, поступавших на скотный двор, а также сделаны любопытные выводы социокультурного характера. Автору было важно подчеркнуть и то, что сегодняшние лошади, которых содержат создатели учемского Музея истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни, – своего рода наследники монастырских лошадей, о которых известно из источников. Их присутствие в селе помогает воссоздать образ старой Учмы. Исследования Т.А. Матасовой истории обители прп. Кассиана – проявление живой связи кафедры истории России до начала XIX в. с Учемским музеем.

В докладе к.и.н., доцента А.Е. Тарасова "Архиепископ Ростовский Ефрем и высшее управление Русской церковью в 1440-е годы" было рассмотрено свидетельство о рукоположении владыкой Ефремом пермского архиерея, читающееся в летописном тексте из сборника начала XVI в., который происходит из Кирилло-Белозерского монастыря и включает пермские материалы. По мнению докладчика, это недавно введённое в научный оборот свидетельство хотя и ошибочно с хронологической точки зрения, тем не менее верно отражает сам факт хиротонии, возглавлявшейся Ефремом. Таким образом, его можно рассматривать как новый источник об участии владыки Ростовского в высшем управлении Русской церковью после изгнания с кафедры митрополита Исидора и до начала местоблюстительства святителя Ионы.

В докладе специалиста по учебно-методической работе А.В. Носова "Жития Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского об основании новых монастырей" были проанализированы житийные свидетельства о монастырском строительстве в первой трети XV в. Удалось определить не только "общие места" и текстологические параллели в памятниках, но и обнаружить интерес агиографов к таким конкретно историческим фактам, как планирование строительства монастырских зданий, получение благословение на создание обители от правящего архиерея, самостоятельное освящение храма игуменом нового монастыря. На примере Житий прп. Дионисия, Григория и ряда других святых было показано, что для агиографов основание монастыря связывалось не только с возведением храма, но и со строительством общей трапезной и одинаковых монастырский келий. Все это подчеркивает общежитийный характер монастырского устава, проблема забвения которого во время написания житий стояла особенно остро.

Статьи по итогам состоявшейся конференции будут опубликованы в 2021 году и размещены в "Электронной библиотеке" на сайте организаторов.



- Программа конференции.pdf