26 сентября 2024 года к.и.н., доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ В.О. Никишин выступил перед слушателями цикла "Формула власти: опыт тысячелетий" с лекцией "«Злая курица, злое яйцо»: царь Ирод и его дети", прошедшей в рамках участия МГУ в проекте Правительства Москвы "Московское долголетие".
Лекция была посвящена очень неоднозначному и противоречивому персонажу древней истории, который внёс свой немалый вклад в формирование римской средиземноморской цивилизации.
У древних римлян была поговорка: "Mala gallina - malum ovum", в дословном переводе "злая курица – злое яйцо". Эта латинская поговорка по смыслу аналогична русской "яблоко от яблони недалеко падает". По мнению В.О. Никишина, царь Ирод, является одним из самых одиозных деятелей в мировой истории. Одержимый паранойей и маниакально-депрессивным психозом изувер и капризный деспот, не терпевший никаких прекословий автократ, безжалостно уничтожавший всех, кто так или иначе стоял у него на пути, включая жену, тёщу и троих сыновей, порой он вызывал ужас и презрение даже у близких ему людей. Известно, что император Август, благоволивший Ироду, как-то раз сказал о нём: "Лучше быть свиньёй Ирода, чем его сыном". Наконец, Ирод - это царь, с которым навсегда связана евангельская история с избиением невинных младенцев. И вместе с тем Ирод - это мужественный воин, победоносный полководец, великий строитель и блестящий дипломат, который сумел обаять таких разных людей, как Антоний и Октавиан Август. С одной стороны, как писал А.С. Пушкин, "нельзя молиться за царя Ирода: Богородица не велит", а с другой – в историю этот одиозный властитель вошёл как Ирод Великий.
Затрагивая вопрос о внуках и детях Ирода, Владимир Олегович пришел к выводу, что никто из них не сумел встать вровень с основателем династии, если говорить о масштабе личности и тех деяниях, которые обеспечивают место в истории. Тем не менее, и среди этих потомков тирана были по-своему любопытные персонажи. Это наследник Ирода Великого, взбалмошный и бесталанный Архелай, утративший своё наследство и умерший в ссылке, сумасбродный тетрарх Ирод Антипа и его безмерно честолюбивая жена (она же племянница) Иродиада, повинные в смерти пророка Иоанна Крестителя, дочь Иродиады Саломея, оболганная вековой христианской традицией (не просила она у отчима голову Иоанна Крестителя на блюде!), возлюбленная императора Тита Береника, наконец, совершенно бесцветные Ирод II Халкидский, Агриппа I и Агриппа II – последние вассальные цари Иудеи, на которых заканчивается династия Иродиадов.
В заключении В.О. Никишин отметил, что, просуществовав менее двухсот лет, род Ирода пресёкся, и конец его был закономерен: Ирод Великий превысил меру зла в своих пороках и злодеяниях. Да и стоит ли называть его Великим? Как писал Лев Толстой, “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.