Хэ Сюэянь "Китайское чудо": опыт экономического развития 1990-х годов // Экономическая история. Обозрение. Вып. 9 / Под ред. Л.И.Бородкина. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 154-160 (Постраничные примечания).

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{154}

Хэ Сюэянь
(Центр экономического развития Академии
общественных наук КНР, Пекин)

Материл подготовлен при участии
А.В.Коноваловой

"Китайское чудо":
опыт экономического развития 1990-х годов

Текст доклада, прочитанного на заседании Центра экономической истории
при историческом факультете МГУ 27 ноября 2002 г.

    Уважаемые коллеги, друзья! Благодарю вас за внимание к китайской экономике. Полагаю, что обсуждение проблем ее развития будет полезным и интересным, учитывая российский опыт. В своем докладе я постараюсь осветить следующие вопросы: 1) китайское экономическое "чудо" и его причины; 2) последствия вступления в ВТО (Всемирная торговая организация) для развития китайской экономики; 3) перспективы и дальнейшие меры по развитию китайской экономики.

"Китайское чудо" и его причины

    Со времени начала реформ и политики "открытых дверей" в 1978 г. Китай достиг значительных успехов, обративших на себя внимание мировой общественности. Средний годовой рост китайской экономики составлял около 9%; в 1984 г. показатель роста дошел до 15,3%, в 1985 г. - 13,2%, в 1992 г. - 14,1% и в 1993 г. - 13,1%. К 1997 г. экономический рост оценивался в 8,5%, валовой национальный продукт составлял 7345,3 млрд. юаней (895,76 млрд. дол. США), а ВВП на душу населения - 6079 юаней (741,3 дол. США). Однако после 1997 г. рост китайской экономики замедлился и сохранялся на уровне 7-8%; к 2001 г. НВП дошел до 9590 млрд. юаней (1169,5 млрд. дол. США) и занимал шестое место в мире. С января по ноябрь 2002 г. этот показатель увеличился на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

    Благодаря стремительному росту экономики в нашей стране решена проблема дефицита, а со второй половины 1990-х годов мы даже столкнулись с проблемой перепроизводства. Товары народного потребления остаются лежать на прилавках, цены падают или сохраняются на низком уровне, например, в августе 2002 г. показатель заводских цен на промышлен-{155}ную продукцию упал до 98,3% по сравнению с аналогическим периодом прошлого года, показатель цен на товары народного потребления - до 98,4%. Возникает вопрос: почему рост китайской экономики шел вначале столь быстрыми темпами, а потом замедлился? Каковы перспективы дальнейшего развития? Именно эти вопросы хотелось бы обсудить.

    Китайская экономика бурно развивалась в прошлые годы, потому что до реформ и "открытия дверей" в стране уже была единая промышленность и существовала база для земледелия, включая ирригационные системы. Все это заложило прочный фундамент для последующего развития. К сожалению, наши исследователи не уделяли этому факту должного внимания.

    Быстрый темп развития китайской экономики обусловлен и переходом от плановой модели к рыночной через ряд мирных последовательных реформ и благодаря политике "открытых дверей", когда такие составляющие экономической жизни, как капитал, трудовые ресурсы и техника, обращались и размещались не только на внутреннем рынке Китая, но и на мировом рынке.

    Во-первых, в Китае сложился товарный рынок. Постепенно товарное производство переходит от планового к рыночному регулированию. В 1980-х годах мы импортировали из других стран цветные телевизоры и другую технику, в то же время экспортировали одежду и сельхозпродукты. В период дефицитной экономики сбережения населения шли на покупку товаров, что способствовало импорту и экспорту, а также производству товаров внутри страны (тогда все импортные товары быстро раскупались, так же, как и китайские). Даже в условиях перепроизводства совокупный общественный валовой продукт розничного потребительного рынка с января по август 2002 г. увеличился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    Во-вторых, в Китае сформировался рынок капитала. В этом процессе особенно важную роль сыграли наши соотечественники-эмигранты: китайский народ открыт для широкого сотрудничества, не только гостеприимно принимает приезжих, но и активно открывает для себя новые страны. Китайцы ведут предпринимательскую деятельность во всем мире, и после начала политики "открытых дверей" первыми инвесторами стали наши соотечественники-эмигранты. Вместе с инвестициями иностранного капитала Китай перенимает технологию и в огромном количестве приобретает оборудование.

    Тем временем, в результате продаж государственных и кооперативных предприятий и их реструктуризации в АО, возник частный капитал и, соответственно, денежный рынок. В сочетании с традиционной бережливостью все эти факторы обеспечили постоянно высокий уровень сбережений в Китае. До конца августа 2002 г. общая сумма сбережений у горожан и сельских жителей достигла до 8327,6 млрд. юаней (1015,6 млрд. дол. США). Сальдо по различным вкладам в финасово-кредитные структуры составляет 16167,1 млрд. юаней (1971,6 млрд. дол. США). В течение уже многих лет {156} Китай стабильно держит сравнительно высокий показатель уровня капиталовложений. В 1985 г. он составлял 37,8%, а в 1993 г. - 43,3%. Таким образом обеспечены достаточные средства для развития экономики Китая.

    В-третьих, в Китае сложился рынок труда. Со временем была усовершенствована система распределения трудовых ресурсов, в основе которой был расчет только на план. Теперь действует рыночный механизм регулирования трудовых ресурсов. Всем известно, что Китай занимает первое место в мире по численности населения (1,3 млрд. чел. ), и, естественно, это огромный потенциальный рынок труда. Китайский народ трудолюбив и умен, в его культурной традиции заложена преданность общему делу, но, вместе с тем, и презрение к личной выгоде. Труд оценивается дешево, чем объясняется колоссальное количество произведенной продукции с низкой себестоимостью, так что китайские товары конкурентоспособны на мировом рынке.

    Всем нам известно, что рынок как невидимая рука, распределяет ресурсы. Однако в Китае правительство сохраняет контроль над такими макрополитическими инструментами, как планирование, госбюджет, налогообложение, финансы и кредит. В то же время правительство прилагает усилия для своевременного регулирования рынка, способствуя тем самым благоприятному развитию экономики.

    Политика поэтапной реформы в Китае привела к сосуществованию двух путей развития - планового и рыночного механизмов - в течение довольно длительного периода. В переходный период рынок еще не был достаточно развит, а система государственного регулирования и госконтроля только создавалась и не была совершенной. Решения в этих системах часто были несогласованы, что приводит к созданию своеобразной "мертвой зоны" и дублирования по размещению ресурсов. Таким образом, в искажении экономической структуры виноват не только механизм "двух путей", но и нескоординированное действие "двух рук". Обсудим ряд возникающих в связи с этим проблем.

    1. Из-за незначительного объема капитала, его рассредоточенности и стремления к высоким доходам, в Китае велось масштабное дублирующее строительство на региональном уровне. Другой пример, - в дельте "Реки жемчуга" ("Чжу-цзян") построено сразу 7 аэропортов. А на развитие образования, науки, техники и инфраструктуры, которые, по идее, должны являться основными объектами капиталовложения, органы власти выделяют недостаточно средств. Еще один пример: в 2000 г. в Китае доля вложений в науку и технику составила лишь 1% от ВВП. Это привело к замедлению роста промышленности, сравнительно медленному внедрению новых технологий в перерабатывающей промышленности. Одновременно сфера услуг, особенно ее современные виды, развиваются катастрофически плохо. Быстро растет производство на основе ручного труда и умножается выпуск {157} продукции, не требующей высоких технологий, с небольшой прибавочной стоимостью, а наукоемкая, высококачественная продукция, наоборот, сравнительно дефицитна. Например, по производству стали и сплавов давно был преодолен годовой объем выпуска в 100 млн т, и все же ежегодно мы импортируем более 10 млн т спецстали из-за рубежа.

    2. В результате политики под девизом "Пусть общество станет богатым", люди, имевшие капитал, и удачно его вложившие, мгновенно стали зажиточными, а большинство трудового населения сравнительно бедствует. Разница между чертой бедности и богатством постоянно увеличивается. В 1995 г. люди с высоким уровнем доходов, составляющее 10% от всего населения в Китае, владели 40% от общей суммы сбережений в банках, в то же время бедняки, составляющие 10% населения, владели лишь 3% от общей суммы сбережений, остальные 80% населения - 50% от этой суммы. В 1997 г. семьи, обладающие доходами в размере 148,4 тыс. юаней на человека, составляли 1,3% от общего количества городских семей, а семьи, в которых было лишь 400 юаней на человека - 43,7%. Разница в пересчете на человека составляет 370 раз. Получается, что меньшинство мгновенно разбогатевших людей, владеющих капиталом, получают прибыль с него в ходе дальнейшего развития производства, а большинство сравнительно бедного трудового населения не в состоянии увеличивать спрос и потребление. Вот почему в Китае одновременно наблюдался быстрый рост экономики в начале проведения политики "открытых дверей" и серьезное замедление этого роста при солидных иностранных капиталовложениях, с привлечением капитала, созданного внутри страны, и дешевой рабочей силе.

    3. Так как инвестор стремится получить высокую прибыль, то в условиях рыночной экономики, если государство не берет на себя функцию регулирования, он естественно направляет капитал в более развитые регионы, где можно получить высокие доходы. В Китае это восточные и приморские районы. С началом реформ и политики "открытия дверей", кроме колоссальных инвестиций извне и внутри страны, восточные и приморские районы получили еще и соответствующие льготы и привилегии по финансам, кредитам и налогам. В этих районах сосредоточено основное производство экспортной продукции, что обеспечивало их быстрое развитие. В то же время средние и западные области Китая сравнительно отстают. Разница в темпах роста экономики этих районов увеличивается. Приведем пример. В 2000 г. в пригородном районе Шанхая доходы крестьян были в 5,4 раза больше, чем у крестьян провинции Гансу, а у горожан Шанхая - 3,48 раза больше, чем у горожан провинции Санси. До кризиса в Юго-Восточном регионе Азии в экономике Китая большую роль играла экспортная торговля, но после 1997 г. объем экспорта сократился, хотя развитие науки и экономики продолжается, опираясь на расширение внутреннего спроса. Населе-{158}ние восточных и приморских районов составляет примерно 300 млн, а население средних и западных районов - около 900 млн, что означает огромный внутренний рынок. Однако, как в сфере производства, так и в сфере потребления равно ощущается недостаток активного спроса. Возникает проблема со сбытом продукции, произведенной в развитых восточных районах. Отсюда видно, что значительный разрыв в экономике между районами серьезно ограничивает рост экономики государства в целом.

    4. Из-за стремления получить максимальный доход в условиях рыночной экономики без должного регулирования со стороны государства капитал направляется в прибыльные города, а не в села; в результате непрерывно увеличивается разрыв в экономике между городом и селом. Например, в среднем соотношение чистых доходов на человека между сельскими и городскими жителями снизилось от 40,5% в 1997 г. до 35,7% в 2000 г. Как указано выше, население в городах составляет около 300 млн, а в селах - около 900 млн и представляет собой огромный рынок, но уровень потребительских возможностей у крестьян очень низок: например, цветные телевизоры у них часто достаточно старые, а многие сельские жители имеют только черно-белые телевизоры. Вот яркий образец того, что существенная экономическая разница между городом и селом серьезно ограничивает рост экономики государства в целом.

    Из-за неравномерной структуры промышленности, дохода и распределения, городской и сельской экономики, появился дефицит в активном потреблении, причем низкий спрос сегодня в китайской экономике сочетается с относительным перепроизводством. Как раз в этот момент Китай стал членом Всемирной торговой организации (ВТО). Рассмотрим, как это повлияет на экономику страны.

Последствия вступления Китая в ВТО

    Вступление Китая в ВТО означает, что страна все больше втягивается в процессы экономической глобализации, Китай все дальше продвигается на мировом рынок, завязывает экономические отношения со все большим количеством стран. Это намного ускорило процесс становления и окончательного формирования китайской рыночной системы: расширилась сфера рационального размещения и использования ресурсов, повысилась их эффективность. По предварительным данным, к 2005 г. прирост ВВП в Китае поднимется на 1,5%, а к 2010 г. - на 2,1%. Вступление в ВТО полезно для укрепления и нормализации китайской структуры рыночного спроса, поскольку возрастет импорт за счет снижения таможенных пошлин. Приток импортных товаров заставит снизить цены на соответствующие отечественные товары, а вместе с тем понизятся и цены на товары соответствующих отраслей. В результате средняя прибыль на предприятиях в дальней-{159}шем уменьшится. В этом случае конкуренция между предприятиями переходит от ценового этапа к созданию товарной марки, усовершенствованию технологии и качества товаров. Развитие предприятий идет от экстенсивного пути к интегральному. Все больше международных инвестиций направляется в относительно привилегированные производственные отрасли, города и приморские районы, и сравнительно меньшая их часть - в остальные отрасли, деревни и центрально-западные районы. Это приводит к дальнейшему увеличению не только уже имеющихся на сегодняшний день различий в экономике между разными отраслями и регионами, но и отражается на доходах населения. По предварительным данным, после вступления в ВТО в Китае доходы крестьян будут снижаться на 2,1%, а доходы городского населения - расти на 4,6% в год. Этот процесс негативно повлияет на сельское хозяйство Китая, но китайский народ не только трудолюбивый и выносливый, но и предприимчивый. Уверен, что своими активными действиями в правильном направлении он сможет вывести китайскую экономику на международный уровень конкурентоспособности.

Основные задачи и перспективы развития китайской экономики

    Выше мы уже проанализировали структуру китайской экономики, особенности формирования рыночной системы и развития самого рынка. Учитывая вступление Китая в ВТО, полагаю, чтобы экономика вышла на новый, более здоровый этап своего развития, следует совершенствовать государственную систему макрорегулирования и макроконтроля, руководствуясь законами рыночной экономики. Мы должны научиться максимально эффективно использовать рыночный механизм и капитал, в полной мере использовать соответствующие рыночной экономике средства макроконтроля для регулирования экономической структуры. На мой взгляд, требуется комплексный контроль за структурами снабжения и сбыта, ориентированный на расширение активного спроса; регулирование структуры спроса и предложения, макро- и микроэкономики. С помощью координирования плана и рынка нужно сочетать расширение внутреннего спроса с освоением мирового рынка, чтобы структура народного хозяйства стала более скоординированной и совершенной. Используя в полной мере политические средства управления бюджетом, финансами и налогам, а так же банковскими услугами, надо снижать налоги и привлекать инвестиции в современные и высокотехнологические отрасли, в центрально-западные регионы, причем следует увеличить финансовую помощь этим промышленным отраслям и районам.

    Одновременно нужно усилить контроль за отраслеобразующими предприятиями и высокооплачиваемым персоналом, поднять уровень социаль-{160}ного страхования бедного населения; увеличить бюджетные отчисления на профессиональную подготовку трудящихся; увеличить доход служащих; увеличить инвестиции в науку и технику, чтобы экономический рост перешел от экстенсивной модели интенсивной. Таким образом, спрос будет расти пропорционально предложению. По-моему, только так можно регулировать промышленность, доходы и занятость населения, региональную структуры экономики, и в конце концов нормализовать соотношение между спросом и предложением.

    Если нам удастся сбалансировать экономическую структуру, используя шансы, появившиеся после вступления в ВТО, и избежав негативных последствий этого шага, наша экономика войдет в новую эпоху. По предварительным данным, в последующие 10 лет объем инвестиций в Китае будет держаться на уровне около 32%, а к 2010 г. средний уровень потребительской способности населения достигнет до 3860 юаней на душу (800 дол. США), общий импортно-экспортный объем увеличится до 800 млрд. юаней (100 млрд. дол. США), и благодаря этому к 2010 г. китайская экономика будет развиваться со средним годовым ростом в 7,5%, в этом росте доля сельского хозяйства составит 9,4%, промышленности - 49%, а сферы услуг - 41,5%.

    Дорогие друзья, Китай и Россия - великие мировые державы и добрые соседи. Наше сотрудничество взаимовыгодно: в 2001 году торговый оборот обеих стран уже достиг 10,7 млрд. дол. США. Россия занимает восьмое место среди торговых партнеров Китая. Будем надеяться, что в будущем Россия займет первое место. Так что нам надо укреплять обмен и сотрудничество не только в экономической, но и в научно-исследовательской области по экономическим вопросам.