Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{225}

Налог

НАЛОГ (политическое право, финансы) - взнос, который отдельные лица обязаны уплачивать государству для охраны их жизни и имуществ.

Этот взнос необходим для содержания правительства и государя, ибо только с помощью этих средств он может обеспечить спокойствие граждан; поэтому они не могут отказываться от разумной подати, не предавая собственные интересы. [...]

Налоги в государстве - это как бы паруса на корабле; они должны его направлять, обеспечивать и доводить до гавани, но не обременять его, не держать постоянно на море и в конце концов потопить.

Поскольку налоги установлены для обеспечения необходимых расходов {226} и поскольку все граждане вносят часть своего собственного достояния, полезно, чтобы они взимались прямо, без издержек, и быстро поступали в государственную казну. Поэтому государь должен наблюдать за поведением людей, которым поручено их взимание, препятствуя их обычному вымогательству и наказывая его. В свои лучшие дни Нерон издал очень разумный эдикт. Он приказал римским и провинциальным чиновникам в любой час принимать жалобы на откупщиков налогов и немедленно судить их. Траян велел в сомнительных случаях выносить приговор против сборщиков [налогов].

Когда в государстве все частные лица являются гражданами, каждый из которых владеет своим достоянием в той же мере, в какой государь владеет своим царством, можно облагать налогом лица, земли, потребление, товары отдельно или вместе в соответствии с обстоятельствами, продиктованными абсолютной необходимостью. [...]

Произвольный поголовный налог больше всякого другого соответствует рабству. Пропорциональный поземельный налог соответствует справедливости. Налог на товары соответствует свободе торгового народа. Этот налог уплачивается, в сущности, покупателем, хотя купец его авансирует и покупателю, и государству. Чем более умеренно правительство, тем больше там царит дух свободы, тем больше обеспеченности у состояний, тем легче купцам авансировать государству и отдельным лицам значительные налоги. В Англии купец реально ссужает государству 50 фунтов стерлингов на каждую бочку ввозимого из Франции вина. Какой купец рискнет на такого рода дело в стране, управляемой наподобие Турции? А если и захочет, то как он может сделать это, раз его имущество ненадежно и может быть уничтожено? [...]

Большинство республик могут увеличивать налоги в случае необходимости, ибо гражданин, который верит, что он платит себе самому, не только желает платить его, но обладает обычно и возможностью это сделать вследствие самой природы такого государства. В ограниченных монархиях налоги могут увеличиваться потому, что мудрость и ловкость правительства может обеспечить стране богатство, и это является как бы вознаграждением государя за его уважение к законам.

Однако, чем больше он их уважает, тем больше он должен ограничивать налоги, которые он вынужден установить, и распределять их соответственно возможностям, взимая по порядку, без издержек и лишних расходов. Равенство взимания подати с города Рима было основным принципом правительства, установленного Сервием Туллием, и, как показал опыт, его нельзя было нарушить, не поколебав тем же ударом республику.

Подать, наложенная Аристидом на всю Грецию для покрытия расходов в войне с персами, была распределена с такой гибкостью и справедливостью, что налогоплательщики называли эту подать "счастливым уделом греков". По-видимому, это единственный случай, когда подать получила такое прекрасное определение. Она достигала 450 талантов; вскоре Перикл увеличил ее на треть; впоследствии утроенная (хотя война не стала более разрушительной из-за своей длительности или случайностей фортуны), {227} она своей тяжестью остановила развитие завоеваний, истощила соки народа, который слишком ослаб, чтобы противиться Филиппу, и подпал под бремя его власти. [...]

Существует сотня проектов, как сделать государство богатым, вместо единственного, целью которого было бы дать возможность каждому лицу пользоваться богатством государства. Слава, величие, могущество государства! Как пусты и лишены смысла эти слова рядом со словами "свобода", "зажиточность" и "счастье граждан!" Разве не значило бы сделать нацию богатой и могущественной, дав возможность каждому ее члену разделить богатства государства? Хотите ли достичь этого во Франции? На ум приходит масса способов. Я укажу несколько, и лучше нельзя будет завершить эту статью. 1. Нужно усиленно покровительствовать земледелию, торговле и [поощрять рост] населения: все это источники богатств подданного и государя. 2. Привести в соответствие доходы от финансовых операций с теми, которые в целом дают торговля и обработка земли; ведь даже и тогда финансовые операции будут наилучшими, так как в них нет риска; кроме того, не надо забывать, что прибыль финансистов всегда означает уменьшение доходов народа и короля. 3. Ограничить неумеренное стремление к богатствам и бесполезные должности. 4. Устранить монополии, дорожные пошлины, исключительные привилегии, патенты на звание мастера, права казны на наследство иностранца, платежи с владельцев дворянских фьефов, множество поборов с фермеров. 5. Отменить большую часть праздников. 6. Устранить злоупотребления и препятствия при сборе тальи, милиции и соляного налога. 7. Не допускать чрезвычайных откупов и порчи монеты. 8. Разрешить вывоз монет, ибо это правильно и выгодно. 9. Держать денежный процент на столь низком уровне, как это позволяет совокупное наличие в государстве кредиторов и должников. 10. Наконец, уменьшить тяжесть налогов и раскладывать их по принципу равной справедливости, той справедливости, ради которой короли являются представителями бога на земле. Если бы эти средства были применены, Франция стала бы более чем могущественной, а французы - более чем счастливыми.

Но готова ли взойти заря столь прекрасного дня?


Налог (lmpot), т. 8, 1765.

Автор - Л. де Жокур.


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.