Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{218}

Интендант

ИНТЕНДАНТ (новая история) - человек, назначенный для контроля, управления и ведения некоторых дел, состоящих в его ведении.

Интенданты и комиссары, назначаемые его величеством в провинции и генеральства королевства. [...]

При первой и второй династиях король посылал в провинции комиссаров, называвшихся "государевыми посланцами"1 и обладавших очень широкими полномочиями для устранения всех злоупотреблений, которые могли быть допущены в отправлении суда, полиции и финансов.

Часто их посылали по двое в каждую провинцию, например, при Карле Великом обязанности посланцев в Париже в 802 г. выполняли Фар-дульф и Стефан. Преемники Карла Великого сохраняли в течение многих веков этот обычай. [...]

В конце второй и начале третьей династии, когда были учреждены фьефы и сеньериальные суды, короли тоже посылали в провинции комиссаров, назначаемых в их совете для поддержания королевской власти, рассмотрения "королевских дел"2, покровительства народу и для принятия жалоб на сеньеров или их чиновников. Эти жалобы должны были по возможности рассматриваться сразу же, а в иных случаях - на больших заседаниях королевского суда. Сеньоры жаловались на этот надзор, напоминавший им об их обязанностях, и оспаривали права этих чиновников; на некоторое время их перестали посылать. [...]

Впоследствии половина докладчиков3 должна была совершать объезды провинций, а половина - оставаться при короле. Те, кто побывал в провинции, по возвращении излагали перед королем и его канцлером свои наблюдения, сделанные ими в провинциях и клонящиеся ко благу службы его величества и его народа. Кроме того, они предлагали парламенту проекты решений и присутствовали на его заседаниях. [...]

Вначале деятельность интендантов4 была связана со многими трудностями. В малолетство Людовика XIV взимание нескольких новых налогов, которое было на них возложено, возбудило жалобы со стороны судов, собравшихся в Париже. В 1648 г. они постановили просить короля об отмене должностей интендантов. В декларации от 13 июля 1649 г. интенданты были отозваны из некоторых провинций; а в других их обязанности были ограничены определенными делами. Впоследствии интенданты были восстановлены, однако в Беарне - лишь в 1682 г., а в Бретани - в 1699 г.

В целом обязанности интенданта касаются лишь того, что относится {219} к администрации. Он ведет общее наблюдение за тем, что относится к королевской службе и благу подданных. Он должен следить, чтобы соблюдалось правосудие, чтобы налоги были распределены правильно, чтобы возделывалась земля, умножалась торговля, поддерживались дороги, мосты и общественные постройки. Словом, он должен полностью направлять все дела своего округа ко благу государства и сообщать министру обо всем, что можно в этом генеральстве5 улучшить или исправить. [...]

Как видим, власть интендантов очень обширна в податных округах6, поскольку они одни решают такие вопросы, как распределение налогов, сроки и объем [королевской] барщины, учреждение новых торговых предприятий, размещение войск в разных местах провинции, цены и распределение фуража для армии. Наконец, по их приказам и правилам закупаются товары для королевских амбаров, они же руководят сборами милиции7 и устраняют возникающие по этому поводу трудности. Через них министерство осведомлено о состоянии провинций, об их продукции и сбыте, платежах, убытках, ресурсах и т. п. Словом, будучи интендантами суда, полиции и финансов, они охватывают почти все стороны управления.

Провинциальные штаты8 являются лучшим противодействием недостаткам большой монархии. По своей сущности они входят в монархию, для которой между государем и народом нужны не власти, а промежуточные организации. Провинциальные штаты делают для государя часть того, что сделали бы исполнители его поручений, и поскольку они замещают лишь исполнителей, они не желают и не могут заменить самого государя. Опасаться этого можно было бы лишь со стороны Генеральных штатов.

Государь может иметь представление об общем порядке, основных законах, о своем положении по отношению к другим странам, правах своей нации и т. д. Но без помощи провинциальных штатов он никогда не может знать, каковы его богатства, военные силы, ресурсы; сколько он может и должен собирать войск, налогов и т. д. Нигде во Франции королевская власть не почитается выше, чем в провинциях со штатами; именно на этих августейших ассамблеях она проявляется во всем своем блеске. Король их созывает и распускает, назначает председателя и может исключить из них любое лицо. Он представлен на них своими комиссарами. Там никогда не ставится вопрос о границах его власти; обсуждается лишь выбор средств повиновения, и обычно выбираются самые быстрые. Если провинция не в состоянии выплатить наложенные на нее суммы, она ограничивается представлением своих замечаний, в которых имеются лишь объяснения по поводу требуемого обложения и уплат в прошлые годы, нынешних нужд, средств, [а также] рвение и почтение. Будет ли король настаивать или же изменит свое решение - все повинуются. Одобрение требований государя нотаблями, составляющими эти штаты, служит для внушения народу мнения, что эти требования справедливы и необходимы; штаты заинтересованы в незамедлительном повиновении народа. Там платят больше, чем в податных округах, но платят охотно, с рвением и довольством.

В областях, просвещенных благодаря постоянному обсуждению дел, талья на имущество была учреждена без труда; там неизвестны {220} варварство и несправедливость персональной тальи9. Там не увидишь сборщика в сопровождении судебных приставов или солдат, высматривающего, не может ли он обнаружить и продать какие-нибудь лохмотья, оставшиеся у несчастного для его детей и ускользнувшие от взысканий прошлого года. Там не увидишь множества финансистов2, поглощающих часть налогов и тиранящих народ. Там на всю провинцию есть только один генеральный казначей, а чиновники, поставленные штатами или муниципалитетами, бесплатно ведают управлением налогами. [...]

В областях со штатами не увидишь в одной провинции трехсот сборщиков, бальи или мэров, которые стонут весь год, а многие и умирают в тюрьмах из-за того, что не внесли талью за свои неплатежеспособные деревни. Там не бывает, чтобы на деревню, территория которой может дать 4000 ливров, накладывали налог в 7000 ливров. Там земледелец не опасается пользоваться своим трудом и обнаруживать умножение своего достатка; он знает, - то, что он заплатит, будет точно соответствовать приобретенному. Ему не нужно улещивать или подкупать сборщика, судиться в податном округе с другим округом, либо с интендантом против другого в [королевском] совете. [...]

Сословия на штатах взаимно просвещают друг друга, и ни одно не обладает властью, чтобы подавить другое; все обсуждают, а король приказывает. В этих собраниях формируются способные деловые люди: так кардинал Жансон11 стал знаменитым дипломатом, выступая на выборах консулов в Эксе и излагая на ассамблее Прованса интересы провинции.

Путешествуя по королевству, невозможно не заметить превосходное управление штатов и гибельное управление в податных округах. Не нужно даже никого спрашивать - достаточно взглянуть на крестьян, чтобы узнать, в какой провинции находишься: в податных округах или в областях штатов. Какими огромными ресурсами для королевства являются эти области штатов!

Сравните суммы, получаемые королем из Нормандии и Лангедока - провинций, одинаковых по площади. Пески и бесплодие последней доставляют в королевскую казну больше денег, нежели изобильные пастбища и плодородные поля первой. [...]

Если у королевства внезапно возникают непредвиденные потребности, которые надо быстро удовлетворить, то государь вправе ожидать помощи именно от провинций со штатами. В последней войне12 Бретань, несмотря на свои ланды и малую территорию, дала субсидий на треть больше, чем обширная и богатая Нормандия. Бесплодный Прованс дал вдвое больше, чем изобилующий всякого рода продукцией Дофинэ.

Опустошенный вражескими армиями и отягощенный бременем войны Прованс предлагает на свои средства собрать и снарядить армию в тридцать тысяч человек. Лангедок отправляет принцу Конти13 две тысячи мулов, чтобы дать ему возожность воспользоваться победами и перейти через Альпы.

То, что я говорю, известно всему миру; за границей наши провинции со штатами считаются богатыми; они имеют больше кредита, чем {221} правительство; они имеют его больше, чем сам король. Вспомним, что в последней войне генуэзцы дали королю заем лишь под поручительство Лангедока.

В этих провинциях есть интенданты; желательно, чтобы ими всегда были люди, наблюдающие за делами ради пользы государя; желательно, чтобы они никогда не расширяли там своей власти и чтобы в податных округах она была бы намного сокращена.


Интендант (Intendants et commisaires), т. 8, 1765.

Автор - А. Буше д'Аржи.

1 Государевы посланцы (missi dominici) - королевские чиновники при Меровингах и Каролингах, в их обязанности по капитулярию Карла Великого от 802 г. входил объезд отдельных областей для осуществления контроля над местными властями.

2 "Королевские дела" (cas royaux) - тяжелые уголовные преступления, рассматриваемые только в королевских судах.

3 Докладчики (maitres des requetes) - чиновники королевской канцелярии, контролировавшие органы местного управления.

4 Интенданты провинций (intendants der provinces) - королевские комиссары, посылавшиеся в XVI в. в экстраординарных случаях с широкими полномочиями для контроля местных властей. В XVII в. интенданты стали в провинциях постоянными представителями правительства. Во время Фронды Парижский парламент настоял на отмене должности интендантов (требование было изложено в декларации 15 февраля 1648 г.), в 1654 г. они были восстановлены и функционировали до 1789 г.

5 Генеральство (generalite) - финансовый округ, в XVI в. находившийся в ведении королевского чиновника с титулом "генерал финансов" (general des finances); в XVIII в. был подчинен интенданту.

6 Податные округа (pays d'election) - области в Северной и Центральной Франции, где прямые налоги взимались чиновниками королевского аппарата.

7 Милиция (milice) - обязанность военной службы для неблагородных (ротюрье). Городская милиция часто заменялась побором, провинциальная милиция в XVII и XVIII вв, давала реальные военные силы.

8 Провинциальные штаты (etats provinciaux) - собрание представителей духовенства и городов в окраинных провинциях Франции (в Бургундии, Дофине, Провансе, Лангедоке, Беарне и Бретани) в XIII-XVIII вв. Они вотировали, распределяли и взимали прямые и часть косвенных налогов.

9 Персональная талья (taille) - прямой поземельный налог в областях Северной Франции, уплачивавшийся только непривилегированными сословиями. На Юге талья была реальной, т. е. взималась с "неблагородной" земли, независимо от социального статуса собственника.

10 Начиная с XVI в. во Франции широко развилась система сдачи на откуп сбора государственных косвенных налогов; откупщики (их называли также финансистами) наживали при сборе налогов огромные состояния.

11 Туссен де Форбен, кардинал де Жансон (Toussaint de Forbin, cardinal de Janson, годы деятельности - ок. 1690-после 1706)-главное духовное лицо при особе короля (grand aumonier), посланник в Польше.

12 Речь идет о Семилетней войне (1756-1763), см. прим. 4 к ст. "Война".

13 Луи-Франсуа, принц де Конти (Louis-Francois, prince de Conti, 1717-1776) - французский генерал, в 1744 г. занял Пьемонт.


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.