|
|
{217}
ГЕНЕАЛОГИЯ (история). [...] Изучение родословных очень важно для истории. Они не только помогают различать исторические личности, происходящие из одной семьи и с одинаковыми именами, но и указывают на родственные связи, наследства, права, притязания. Однако следует остерегаться нелепостей некоторых историков, возводящих из лести происхождение династий и князей, о которых они пишут, к героическим временам. Так случилось с одним испанским автором, который хотел угодить Филиппу II. Он возвел его родословную прямо к Адаму, насчитав от него до государя без пропусков и перерывов сто двадцать восемь поколений1. Нет такой нации, у которой не было бы на этот счет своих выдумок.
Если бы имелась точная и подлинная родословная каждой семьи, то более чем вероятно, что ни одного человека не уважали и не презирали бы за его рождение. Едва ли найдется на улицах хоть один нищий, который ни обнаружил бы, что происходит по прямой линии от какого-нибудь знаменитого человека, или хоть один дворянин, возвысившийся до самых высоких государственных должностей, орденов и титулов, который не обнаружил бы в числе своих предков каких-нибудь темных людей. Представим себе, что человек высшего достоинства и гордый своим высокородст-вом, увидел бы перед своими глазами всю цепь своих предков, примерно так, как Вергилий заставил Энея созерцать всех его потомков1. Сколько бы различных страстей возбудили бы в нем полководцы и пастухи, государственные министры и ремесленники, князья и слуги, следующие один за другим и, может быть, почти рядом на протяжении четырех тысяч лет? Какая грусть или радость охватили бы его сердце при виде превратностей судьбы, столь пестрого смешения лохмотьев и пурпура, инструментов и скипетров, знаков отличия и позора? Какой прилив и отлив надежд и опасений, переходов от радости к унижению он бы ни претерпел по мере того, как его родословная то сверкала, то туманилась? Но если этот достойный человек, столь гордый своими предками, углубится в себя и окинет {218} философским взглядом все эти превратности, это ему не повредит. Поколения смертных, попеременно то знаменитых, то униженных, исчезнут, смешаются и потеряются, как волны быстрой реки; ничто не может остановить времени, которое увлекает за собой все, что казалось самым неподвижным, и поглощает его навсегда в вечной ночи.
Если современные семьи восходят ко временам первых крестовых походов и именно с этого времени они взяли в качестве родоначальника уже знаменитого или сколько-нибудь значительного человека, их родословная может считаться почтенной.
Генеалогия (Genealogie), т. 4, 1757.
Автор - Л. де Жокур.
1 Автора этого труда не удалось установить.
2 Публий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro, 70-19 до н.э.) - римский поэт. В 6-й книге поэмы "Энеида" он описывает странствия Энея (см. прим. 5 к ст. "Колония") по загробному миру, здесь Эней встречает умершего отца, который показывает ему души будущих потомков их рода.
Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой.