|
|
{214}
ДВОРЯНСТВО (политическое управление). Вместе с канцлером Бэконом1 можно рассматривать дворянство с двух точек зрения - как составную часть государства и как положение частных лиц.
{215}
Всякая монархия, где совсем нет дворянства как части государства,- чистая тирания; дворянство некоторым образом входит в суть монархии, для которой главное правило следующее: без дворянства нет монарха, но есть деспот, как в Турции.
Дворянство умеряет высшую власть и своим собственным великолепием приучает взоры народа без испуга наблюдать и поддерживать блеск королевской власти. Крупное и могучее дворянство умножает величие государя, хотя и уменьшает его власть, если она слишком могущественна. И для государя, и для правосудия хорошо, когда дворянство не слишком сильно, но сохраняет за собой достойное уважения величие, способное обуздать дерзость народа и воспрепятствовать его нападению на величие трона. В монархическом государстве власть дворянства является наиболее естественной промежуточной и подчиненной властью. Отмените его права, и вы тотчас же получите либо народное государство, либо деспотическое.
Дворянством правит честь, предписывая ему повиновение желаниям государя; однако эта честь диктует, что государь никогда не должен поручать ему бесчестного дела. Честь предписывает дворянству как самое высшее служить государю во время войны. Это отличительное, подобающее благородным людям занятие, ибо его случайности, успехи и даже неудачи ведут к величию.
Следовательно, необходимо, чтобы законы монархии поддерживали дворянство и делали его наследственным не для того, чтобы ставить преграду между властью государя и слабостью народа, но с целью их связи. Дарованные дворянству привилегии при монархии останутся лишь у него и не перейдут к народу, если нет стремления поколебать принцип правления и уменьшить силу дворянства либо силу народа. Однако слишком многочисленное дворянство делает обычно государство менее сильным, ибо, помимо того что это приводит к дополнительным расходам, большая часть дворян со временем беднеет и получается некоторое несоответствие между почестями и достатком.
При власти аристократии дворянство постоянно стремится к неограниченной власти. Поэтому, если дворян много, нужен сенат, регулирующий дела, которые не может решить дворянство в целом, и подготавливающий дела к решению. Насколько при власти аристократии всему сословию дворянства легко обуздать другие сословия, настолько же ему трудно справиться с собой. Такова сама природа этого строя, который, кажется, одних и тех же людей и ставит под власть законов, и освобождает от нее. Это сословие может сдержать себя лишь двумя путями: либо великой добродетелью, приводящей к тому, что дворяне некоторым образом оказываются равными с их народом, что позволяет образовать вид республики, либо же меньшей добродетелью, заключающейся в определенной умеренности, которая по крайней мере уравнивает дворян между собой, способствуя их сохранению.
Правление аристократии обладает двумя губительными явлениями - крайней бедностью и непомерным богатством дворян. Для предупреждения их бедности необходимо прежде всего принудить их вовремя платить {216} долги. Умерения их богатств можно достичь разумными и незаметными изменениями аграрных законов, но не конфискациями или отменой долгов, которые приводят к бесконечному вреду. При аристократии законы обязывают устранить право первородства между дворянами, как это установлено в Венеции, чтобы с помощью постоянного раздела наследств состояния оставались всегда равными. Поэтому не нужны определение порядка наследования, право выкупа родовых земель, майораты, усыновления; все средства, изобретенные для поддержания дворянства в монархическом государстве, привели бы при аристократии к установлению тирании.
В том случае, когда законы дали семьям равенство, им остается поддерживать союз между собой. Разногласия между дворянами должны решаться быстро, ибо без этого споры между лицами превращаются в споры семей. Арбитры могут решать такие дела или препятствовать их появлению.
Наконец, законы совсем не должны благоприятствовать тщеславным различиям семей под предлогом большего благородства или древности. Это должно относиться к разряду частных мелких дел.
Демократический строй не нуждается в дворянстве, для него даже спокойнее, если нет дворянских семей. [...] Например, Швейцарская республика находится в прекрасном состоянии, несмотря на различие религии и кантонов, ибо она сцеплена пользой, а не почтением. Правительство Соединенных провинций имеет то преимущество, что равенство лиц привело к равенству мнений и к тому, что налоги и подати уплачиваются наилучшим образом2.
Что касается дворян как частных лиц, то ведь существует определенное уважение к старому замку или к устоявшему перед временем зданию и даже к прекрасному старому дереву, полному сил, несмотря на старость. Насколько же больше нужно уважать дворянскую старую семью, устоявшую от бурь времени? Новое дворянство - результат власти государя, но старое - итог работы только времени: одно больше воодушевлено талантами, другое - величием духа. [...]
Обычно благородное происхождение мешает изобретательности и соревнованию. У дворян нет стольких возможностей для дела, как у других, чтобы подняться на более высокие ступени, и тот, кто останавливается, когда другие поднимаются, обычно испытывает чувство зависти. Но поскольку дворяне уже обладают почестями, это обладание заглушает зависть, которая возникла бы, если бы они их получили внове. Короли, имея возможность выбрать среди дворян благоразумных и способных людей, получают, используя их, много выгод и удобств; народ склоняется перед ними естественно, как перед людьми, рожденными повелевать. [...]
Дворянство высшее (история Франции). [...] По-видимому, происхождение дворянства кроется в военной службе. Северные народы совершенно особым образом ценили военное звание. Поскольку в своих завоеваниях они стремились к обладанию страной, лучшей, чем их родная, они ценили себя в значительной мере в зависимости от числа воинов, которых они могли выставить, и дворянами называли тех, кто войной усилил {217} их господство. Чтобы отличить их от крестьян и ротюрье3 и вознаградить за заслуги, при дележе завоеванных земель им давали в них свободные фьефы при условии, что они будут продолжать оказывать родине те же услуги, какие уже были оказаны.
Таким образом, дворянство сформировалось в Европе и стало очень многочисленным. Однако это же дворянство чрезвычайно уменьшилось из-за крестовых походов и из-за угасания многих родов; возникла нужда в создании новых дворян. Филипп Красивый, подражая примеру своего предшественника Филиппа Смелого, первым давшего в 1270 г. дворянскую грамоту ювелиру и казначею своего дворца Раулю, решил аноблировать многих ротюрье4. Тот же способ использовали и в Англии. Наконец, если бы императоры Германии не создавали новых дворян, если бы там имелись лишь те благородные, которые могли подкрепить владение замками и фьефами ссылкой на военную службу своих предков со времени Фридриха Барбароссы, то, несомненно, там не оказалось бы многочисленного дворянства.
Дворянство (Noblesse), т. 11, 1765.
Автор - Л. де Жокур.
1 Речь идет о произведении английского философа Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon, viscount of St. Albans, baron of Verulam, 1561-1626) "Опыты, или наставления нравственные и политические" (Essays or Counsels, Civil and Moral. London, 1612). Дворянству посвящен раздел 4 "О знати". См.: Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Под ред. А.Л.Субботина. Т. 2. М., 1972.
2 Здесь допущено искажение истины, продиктованное идеализацией политического строя Голландской буржуазной республики.
3 Ротюрье (roturiers) во Франции - члены непривилегированных сословий крестьян и горожан.
4 Аноблирование - возведение в дворянское достоинство лиц неблагородного происхождения - производилось королем в качестве награды или за деньги.
Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой.