|
|
{175}
До царя Петра Россия по своим обычаям, одежде и нравам была ближе к Азии, чем к христианской Европе2, - таковы, например, древние обычаи собирать с народа подати натурой или целиком содержать послов в пути и во время пребывания. Восточная привычка не являться со шпагой в церковь или ко двору прямо противоположна нашему смешному и варварскому обычаю вооружаться для общения с богом, королем, друзьями и женщинами длинным, доходящим до ступней наступательным оружием. Длинные одеяния при всех церемониях более благородны, чем короткая одежда западных европейских наций. Праздничная мантия, подбитая мехом, и длинные одеяния, украшенные драгоценностями, а также увеличивающие рост высокие шапки более внушительны на вид и более подходят к холодному климату, чем парики и прилегающие камзолы. Но такая древняя одежда всех народов кажется нам наименее приспособленной для войны и неудобной для работы. Все прочие обычаи были грубыми.
Из-за наличия армии стрельцов правительство походило на турецкое, так как стрелецкое войско, подобно янычарам3, иногда распоряжалось троном и вносило смуту в государство почти в той же мере, в какой его поддерживало4. Стрельцов было 40 тыс. человек. Размещенные по провинциям, они промышляли разбоем, но в Москве жили, как горожане, торговали, не служили и проявляли крайнюю дерзость. Чтобы установить в России порядок, их следовало распустить. Это было совершенно необходимо, но столь же и опасно.
Что касается титула "царь", то он, возможно, произошел от "цар" или "тхар" Казанского царства. Когда русский государь Иоан, или Иван Ба-силид (Васильевич) победил в XVI в. это царство, подчиненное еще его предком, но затем утраченное, он принял его титул, переданный затем преемникам. До Ивана Васильевича властелины России носили титул "великого князя", т. е. великого государя, великого сеньора, великого вождя. Христианские нации переводили его словом "великий герцог". Перед гол-штинским посольством царь Михаил Федорович титуловался великим господином и великим князем, хранителем всех России, князем Владимирским, Московским, Новгородским и т. д., царем Казанским, Астраханским, Сибирским. Таким образом, слово "царь" было титулом этих восточных государей, и похоже, что оно произошло скорее от "шахов" Персии, чем от "цезарей" Рима, о которых, вероятно, сибирские цари на берегах Оби никогда и не слыхивали.
Каков бы ни был титул, он ничего не значит, если его носители не велики сами по себе. Слово "император", означавшее лишь "генерала {176} армии, превратилось в наименование владык Римского государства. Ныне русским государям его дают с большим основанием, нежели любому другому владыке, если учесть протяженность страны и мощь их власти.
Государственной религией с XI в. была та, что в противоположность латинской называется греческой; но в стране было больше мусульманских и языческих областей, чем христианских. В Сибири вплоть до границ Китая жили идолопоклонники, а в некоторых провинциях вообще не было никакой религии.
Инженер Перри и барон Страленберг5, жившие долго в России, говорят, что среди язычников они нашли больше честности, чем у других. Но не язычество сделало их более добродетельными; ведя пастушескую жизнь в местах, удаленных от общения с людьми, они пребывали как бы в самом древнем веке, не знали больших страстей и посему, естественно, были более честными.
Христианство на Руси было принято очень поздно, как и во всех других северных странах. Считается, что в конце X в. его ввела княгиня Ольга6, подобно тому как племянница государя-арианина Клотильда7 ввела его у франков, жена польского князя Мечислава8 - у поляков, а сестра императора Генриха II - у венгров9. Женщины, более чувствительные к увещеваниям служителей религии, обращают затем и прочих людей.
Добавляют, что эта княгиня Ольга была крещена в Константинополе. Ее назвали Еленой, и как только она стала христианкой, император Иоанн Цимисхий не замедлил полюбить ее10. По-видимому, она была вдовой и отвергла императора. Вначале пример княгини Ольги не вызвал большого числа последователей; ее долго царствовавший сын11 не придерживался ее верований. Однако ее внук Владимир12, рожденный от наложницы и убивший, дабы воцариться, своего брата, искал союза с константинопольским императором Василием и смог добиться этого лишь при условии крещения. Именно тогда, в 987 г., греческая религия действительно начала проникать в Россию. Патриарх Фотий13, знаменитый своей необъятной ученостью, распрями с римской церковью и своими несчастьями, отправил [священников], чтобы крестить Владимира и присоединить эту часть мира к своему патриархату.
Итак, Владимир закончил дело, начатое его бабкой. Первым русским митрополитом или патриархом был грек. Поэтому русские частично заимствовали от греков алфавит для своего языка. Они на этом выиграли, но основа языка осталась по-прежнему славянской, и лишь несколько слов, относящихся к литургии и церковной иерархии, заимствованы из греческого. Один из греческих патриархов по имени Иеремия14, который имел судебный процесс с диваном15 и приехал в Москву за помощью, отказался, наконец, от претензий на русскую церковь и посвятил в патриархи в 1588 г. новгородского архиепископа Иова17.
С этого времени русская церковь стала такой же независимой, как и русская империя. Отныне русского патриарха посвящали не константинопольский патриарх, а русские епископы. В греческой церкви он занимал место после патриарха Иерусалимского, но на деле он был {177} единственным свободным и могущественным патриархом, а следовательно, и единственным настоящим. Иерусалимский, Константинопольский, Антиохий-ский и Александрийский патриархи - не более чем наемные и униженные главы плененной турками церкви. Антиохийский и Иерусалимский патриархи даже и не считаются таковыми и обладают не большим влиянием, чем раввины имеющихся в Турции синагог.
В такой огромной империи теперь всего лишь двадцать восемь епископских кафедр, а во время Петра I было лишь двадцать две. Русская церковь была тогда столь малообразованной, что брат Петра Великого царь Федор был первым, кто ввел в ней церковное пение17.
Федор и в особенности Петр принимали как в армию, так и в свой совет людей греческого, латинского, лютеранского и кальвинистского вероисповедания. Каждому они предоставляли свободу служить богу по-своему, лишь бы они хорошо служили государству18. В этой империи на протяжении двух тысяч лье19 не было ни одной латинской церкви. Лишь когда Петр учредил новые мануфактуры в Астрахани, там появилось шестьде-сят католических семей, которыми руководили капуцины20; однако, когда в его владения захотели проникнуть иезуиты, он их изгнал по указу от апреля 1718 г.21 Капуцинов он терпел как безвредных монахов, но в иезуитах видел опасных политиков.
Греческой церкви лестно, что ее влияние распространяется в империи размером в две тысячи лье, в то время как римская церковь не имеет в Европе и половины этого пространства. Во все времена приверженцы греческого обряда особенно стремились сохранить равенство с латинянами и всегда опасались усердия римской церкви, которое считали властолюбием, ибо действительно римская церковь, очень ужатая в нашем полушарии, но именующая себя вселенской, стремилась оправдать этот титул.
Евреям никогда не разрешалось пребывать в России в противовес тому, как это имеет место в европейских государствах от Константинополя до Рима. Русские всегда торговали сами или посредством поселившихся у них иностранцев. Из всех греческих церквей русская - единственная, которая не допускает синагог рядом со своими храмами.
Россия, которая своим большим влиянием на европейские события обязана Петру Великому, не имела никакого влияния на них с того времени, как стала христианской. До того русские творили на Черном море то же, что норманны у наших океанских берегов22. При Ираклии 40 тыс. русских барок прибыли для осады Константинополя и чтобы взять дань с греческих цезарей23. Введший в России христианство великий князь Владимир, озабоченный распрями в своей семье, еще более ослабил свои владения, разделив их между детьми. Затем почти все эти земли стали добычей татар, которые в течение двухсот лет порабощали Россию. Ее освободил и расширил Иван Васильевич, однако после него ее истощили гражданские войны.
До Петра Великого многого не хватало, чтобы Россия была столь же богата, имела столько же обработанной земли, столько же подданных и {178} доходов, как в наши дни. У нее ничего не было в Ливонии, а небольшая торговля, которую вели в Астрахани, была убыточной. Русские питались очень плохо; их излюбленными кушаньями были лишь огурцы и астраханские арбузы, которые летом они варили с водой, мукой и солью24. Тогда у этой нации начали прививаться некоторые азиатские привычки.
Для царской женитьбы привозили ко двору из провинций самых красивых девушек; главная придворная хозяйка принимала их, поселяла каждую отдельно, но кормила всех вместе. Царь видел их или под вымышленным именем, или без притворства. День свадьбы назначался, еще когда выбор не был оглашен, и в назначенный день свадебная одежда подавалась той, на кого упал тайный выбор; прочим претенденткам раздавали другие одежды, и они возвращались к себе. Было четыре примера подобных свадеб. С того времени русские женщины стали румяниться, подрисовывать брови или накладывать искусственные; они особенно пристрастились к драгоценностям, нарядам из драгоценных тканей.
Таким образом, у этого народа варварство стало исчезать, и потому их государю Петру не нужно было много трудиться над просвещением нации, как хотели бы нас в том уверить некоторые авторы25.
Уже при Алексее Михайловиче стало обнаруживаться влияние, которое Россия в дальнейшем приобрела в христианской Европе. Он отправил послов к папе и почти ко всем крупным государям Европы, кроме Франции - союзницы турок, с целью создать союз против Оттоманской Порты. Однако его послы не добились в Риме успеха - им лишь разрешили не целовать папе ногу, а в других местах они получили одни бесполезные обещания.
Тот же царь Алексей в 1676 г. предложил объединить свои обширные владения с Польшей, подобно тому как Ягеллоны присоединили к себе Литву26; но чем более великим было его предложение, тем менее оно было приемлемым. Он был бы очень достоин такого нового королевства, если судить по тому, как он управлял своими владениями. Он первым приказал издать свод законов27, хотя и несовершенный; он завел полотняные и шелковые мануфактуры, которые, по правде говоря, не удержались, однако ему принадлежала честь их основания. Он заселил пустыни возле Волги и Камы литовскими, польскими и татарскими семьями, захваченными в войнах. Ранее пленники становились рабами тех, кому они доставались при дележе, Алексей же сделал из них земледельцев. Насколько это было можно, он ввел в своей армии дисциплину. Он привлек в свои владения мастеров полезных промыслов, пригласил из Голландии за большие деньги строителя Ботлера28 с плотниками и матросами для постройки фрегатов и судов. Словом, он начал и подготовил дело, которое завершил Петр. Своему сыну Алексей передал весь свой гений, который тот развернул, усилил и просветил в своих странствиях.
В царствование Петра принадлежащий к Европе русский народ, живший в больших городах, стал цивилизованным, торговым, любознательным в искусствах и науках, ценителем театра и новых изобретений. {179} Совершивший эти перемены великий человек счастливо родился в благоприятное для этого время. В своих владениях он ввел искусства, которые уже были усовершенствованы его соседями, и случилось так, что среди его подданных, уже склонных к ним, эти искусства за 50 лет продвинулись еще больше, чем в других местах за три-четыре века. Однако они еще не пустили там таких глубоких корней, чтобы какой-нибудь пережиток варварства не мог бы разрушить это прекрасное здание, заложенное в слабонаселенной и деспотической империи, на которую никогда природа не распространит свои благостные щедроты.
При нынешнем положении русская нация - единственная, торгующая на суше с Китаем: доход от этой торговли идет на булавки императрицы. Караван, отправляющийся из Петербурга в Пекин, тратит на дорогу туда и обратно три года. По прибытии в Пекин купцов запирают в караван-сарае, и китайцы используют это время, чтобы принести туда негодные товары, которые те вынуждены брать, так как у них нет свободы выбора. В Петербурге эти товары продаются на торгах в большой зале Итальянского дворца29, и при этой продаже лично присутствует императрица. Государыня сама предлагает цену, и любому частному лицу позволено ее набавлять; так и поступают, и каждый старается купить втридорога.
Помимо этих публичных торгов, двор ведет торговлю ревенем, солью, золой, пивом, водкой и т.д. Вдобавок государство извлекает большой доход от торговли бакалеей, пряностями и от кабаков и общественных бань, столь же привычных для русских, как и для турок.
Доходы русского государя извлекаются из поголовной подати, некоторых монополий, таможенных и дорожных пошлин и коронных имуществ. Однако они не превышают 13 млн рублей (65 млн в нашей монете)30. С такими доходами Россия может вести войну с турками, но в Европе без получения субсидий это невозможно - своих средств у нее не хватило бы. Военное жалованье в этой империи очень невелико: русский солдат не получает в день и трети жалованья немецкого и даже французского солдата и вне своей страны не может прожить без прибавки оплаты. Эту прибавку дают России могущественные союзные с ней государства, но она недешево обходится.
Русская корона - наследственная, дочери могут наследовать, а государь обладает абсолютной властью над всеми своими подданными, никому не давая отчета в своем управлении. На большей части России климат чрезвычайно холодный, и большую часть года царят снега и льды. Посеянное зерно не дает хороших урожаев, кроме областей, соседних с Польшей, где собирают урожай через три месяца после посева31. Виноград там не растет, но много льна. Главные реки - Волга, Дон, Днепр и Двина. Озера там обильны рыбой. Леса полны дичи и зверей. Торговля с русскими выгодна для Франции, полезна для Голландии и невыгодна для Англии32. Продают куний, соболий, горностаевый и другие меха, бычьи кожи, которые называются "русскими кожами", лен, пеньку, сало, деготь, воск, древесную смолу, мыло, соленую рыбу и т.д.
Россия (Russie), т. 14, 1765.
Автор - Л. де Жокур.
1 В этой статье, как и в других статьях по истории отдельных стран (см., например, ст. "Франция"), автор не стремится дать исторический очерк в строгой хронологической последовательности. Его цель - ознакомить с наиболее примечательными особенностями истории России. В статье немало фактических ошибок. Во многих случаях автор сравнивает Россию с Францией (см. начало статьи и прим. 18 и 21).
Следует отметить, что во Франции в XVIII в. вообще мало знали о России. Труд Вольтера о Петре Великом (Histoire de l'empire de Russie sous Pierre le Grand. [Geneve], 1759) был одним из первых, основанных на источниковедческой базе и порывавших с ходячим представлением о "варварской" России. Жокур использовал книгу Вольтера, но был не вполне согласен с одним из основных ее положений о первостепенном значении петровских реформ; он отмечает их подготовку еще при Алексее Михайловиче.
Дидро посетил Петербург в 1773-1774 гг., т. е. уже после завершения своей работы в Энциклопедии, и его впечатления в ней не могли быть отражены.
2 Имеются в виду католические и протестантские государства в противоположность мусульманской Турецкой империи.
3 Янычары - регулярная пехота, созданная турецкими султанами в XIV в. и существовавшая до XIX в.
4 Имеются в виду стрелецкие бунты конца XVII в.
5 Джон Перри (John Perry, 1670-1738)-английский инженер и путешественник, приглашенный Петром I в Россию и живший там в 1698-1714 гг. Его книга "Русское государство в правление нынешнего царя" (The state of Russia under the present czar. London, 1716) в следующем году была переведена на французский язык (Etat present de la Grande Russie. Trad, de I'anglais [par Hugony]. La Haye, 1717).
Филипп Страленберг (Philipp-Iohann von Stralenberg, 1676-1747) - полковник шведской армии, взятый в плен под Полтавой и проживший в Сибири 13 лет. Он составил "Предуведомление о подготовленном к печати труде о Великой Татарии и Сибирском царстве" (Vorbericht eines zum Druck verfertigten Werkes von der Grossen Tartarey und dem Konig-reiche Siberien. Stockholm, 1726; французский перевод: Description historique de I'Empirc russien. Traduit de 1'ouvrage allemand de M. le baron de Strahlenberg [par J. L. Barbeau de la Bruyere]. Vol. 1-2. Amsterdam, 1757).
6 Княгиня Ольга (ум. в 969 г.) - жена князя Игоря (ум. в 945), приняла христианство около 957 г.
7 Клотильда (475-545) - жена короля франков Хлодвига, будучи племянницей исповедовавшего арианство бургундского короля Гундобада, приняла затем католическую веру.
8 Польский князь Мешко I (Мечислав, 922-992) принял христианство по греческому обряду в 965 г. под влиянием своей жены Дубровки, дочери чешского" князя Болеслава I.
9 Упрочение христианства в Венгрии связано с деятельностью короля Иштвана I (в 1001-1038), женатого на Гизеле, дочери баварского герцога Генриха III.
10 Иоанн Цимисхий (в 969-976) - византийский император. Согласно преданию, сложившемуся на Руси, Ольга уклонилась от сватовства императора Константина Багрянородного (в 912-959).
11 Князь Святослав Игоревич (ок. 945-972/3).
12 Киевский князь Владимир Святославич (ум. в 1015 г.) принял христианство около 988 г. Этому предшествовал военный союз Владимира с Византией, по которому он предоставил свои войска в помощь византийским императорам-соправителям Василию II (в 976-1025) и Константину IX (в 975-1028). Союз был скреплен браком Владимира с византийской царевной Анной.
13 Фотий - патриарх константинопольский (810/20-891/7), возглавивший борьбу с политическими притязаниями римских пап; его дважды отлучали от церкви и низлагали. Крупнейший писатель Византии IX в., автор многих литературных, исторических и богословских трудов, главный из них - "Библиотека" (свод извлечений из античных писателей).
14 Константинопольский патриарх Иеремия III был патриархом с перерывами в 1572-1594 г.; см. прим. 16.
15 Диван - турецкое правительство.
16 До XV в. высшие иерархи русской православной церкви утверждались константинопольским патриархом. Однако зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была номинальной, тем более что в 1453 г. Византия была завоевана турками. В 1586 г. царь Федор объявил о своем намерении установить в Москве патриарший престол, и в 1589 г. патриархом Московским и всея Руси был избран московский митрополит Иов (ум. в 1607 г.), посвященный в сан константинопольским патриархом Иеремией III, которого Борис Годунов первоначально пригласил остаться в России, а затем вынудил признать Иова.
17 Ошибочное мнение: церковное пение появилось в России в X в.
18 Для французов XVIII в. это было проявлением гуманной веротерпимости, отсутствовавшей во Фракции после отмены в 1685 г. Нантского эдикта (см. прим. 11 к ст. "Политическая власть").
19 Лье - французская мера длины; на суше - 3268 м, на море-5849 м.
20 Капуцины - ветвь католического монашеского ордена францисканцев. Орден капуцинов основан в 1525 г. в Италии; одной из главных его целей была посылка миссий для христианизации стран Азии.
21 Изгнание иезуитов было для Франции злободневным вопросом (см. с. 250).
22 Норманны - жители Скандинавии (викинги, варяги), пиратствовали в Северном море и на Средиземном море в VIII-XI вв.; привлекались на службу Византией и Русью.
23 Русские летописи относят походы на Константинополь к 865-941 гг.
24 Смехотворное ошибочное мнение, вероятно, заимствовано из сведений, исходивших от иностранцев, живших в Астрахани.
25 Имеется в виду книга Вольтера. См. прим. 1.
26 В 1386 г. литовский князь Ягайло стал польским королем; династия Ягеллонов правила Польско-Литовским государством до 1572 г. Царь Алексей Михайлович с 1654 г. вел длительные войны с Польшей и Литвой; в 1667 г. захваченные поляками русские земли были воссоединены с Россией.
27 Свод законов, т. е. "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича, составленное в 1649 г.
28 Ботлер (Bothler) - голландский судостроитель, построивший для царя Алексея Михайловича два корабля на Волге. Суда и команда были уничтожены во время похода Степана Разина по Волге (1667 г.). Эти данные заимствованы у Вольтера (см. прим. 1).
29 Имеется в виду петербургская биржа, помещавшаяся с 1735 г. на Васильевском острове.
30 Имеются в виду французские ливры.
31 Это мнение справедливо, если сравнивать сельское хозяйство России с сельским хозяйством Франции, достигшим в XVIII в. высокой по тем временам продуктивности. Кроме того, разумеется, в России сеяли не только яровые злаки, как считает автор статьи.
32 Это мнение остается на совести автора.
Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой.