|
|
{168}
ПАПА (церковная история) - греческое слово, означающее "дед" или "отец отцов". Оно относилось ко всем священникам, и его давали епископам и патриархам. Впоследствии оно стало отличительным титулом епископа Рима. На восьмом вселенском соборе1, состоявшемся в Константинополе в 869 г., где собрались 300 епископов, папами называли всех патриархов, и римский патриарх Иоанн VIII в письмах и через легатов2 величал патриарха Фотия "ваше святейшество". Святой Августин писал своей сестре так: "Полагаю, что у вас есть сочинения святейшего папы Амвросия". Святой Иероним в письме к святому Августину называл его "блаженным папой Августином", а святой Августин в письме, адресованном епископу Аврелию, величал его "святейшим папой и почтеннейшим господином". Значит, так называли всех епископов, которые и сами в течение долгого времени именовали себя папами, отцами, понтификами, рабами рабов божьих3, апостолическими и т. п. Лишь в конце IX в. римский епископ Григорий VI приказал на римском соборе, чтобы титул "папа" остался только у римского епископа. На Западе это было принято, но на Востоке еще и теперь так называют простых священников.
Константин подарил не одному лишь епископу римскому, но и кафедральному собору, каковым была церковь Св. Иоанна, тысячу золотых марок, тридцать тысяч серебряных марок и тысячу солидов ренты с земель в Калабрии. Это достояние увеличивал затем каждый император. Римские епископы нуждались в нем. Богатства были им необходимы для того, чтобы отправлять миссии в языческую Европу, давать убежище изгнанным со своих мест епископам, кормить бедных. Авторитет их сана, значимый еще более, чем богатства, вскоре превратил пастыря римских христиан в самого значительного на Западе человека. Благочестие эту должность принимало, честолюбие добивалось происками. Из-за престола спорили. В середине IV в. были два антипапы, а язычник консул Претекста сказал в 466 г.: "Сделайте меня римским епископом, и я стану христианином".
{169}
Однако этот епископ имел лишь ту власть, которую могли дать при благоприятных обстоятельствах добродетель, доверие или происки. Никогда ни один церковный пастырь не имел юрисдикции по спорным делам и тем более прав короны. Ни один не обладал тем, что называется "земельным правом", или правами над территорией, или правом произносить "даю, предписываю, предоставляю". Высшими судьями над всем, кроме догмы, оставались императоры. Они созывали соборы. В Никее4 Константин выслушивал и разбирал обвинения, предъявленные епископами друг другу; титул верховного понтифика был присоединен к императорскому званию. Когда Теодорих5 учредил свой трон в Равенне, на епископскую кафедру претендовали два папы; он назначил папой Симмаха, а когда тот был обвинен, он велел своим государевым посланцам судить его.
Его сын Аталарих установил эдиктом в своих королевствах выборы пап и всех других митрополитов, и этот эдикт соблюдался. Он был составлен его министром Кассиодором6, который затем удалился в монастырь Монте-Кассино и принял устав св. Бенедикта. Папа Иоанн II беспрекословно подчинился эдикту. Известно, что когда в Италию пришел Велизарий7 и подчинил ее императорской власти, он изгнал папу Сильверия, чем вовсе не превысил границ своей власти, хотя и превысил границы правосудия.
В VII и VIII вв. Рим оказался в горестном положении. Экзархи8 плохо защищали этот несчастный город, ему постоянно угрожали лангобарды, но он всегда признавал императора своим господином. Доверие к папам возрастало от отчаяния, они часто бывали утешителями и духовными отцами. Однако, поскольку они всегда были подданными, их могли посвящать только по особому разрешению экзарха. Формулы для испра-шивания и получения этого разрешения существуют и поныне. Римское духовенство писало равеннскому митрополиту и просило покровительства его преосвященства при правителе, а затем папа посылал этому митрополиту свое исповедание веры.
Король лангобардов Аистульф претендовал на владение Римом по праву завоевания Равеннского экзархата, от которого зависело Римское герцогство. Папа Стефан II, единственный защитник несчастных римлян, послал за помощью к императору Константину, прозванному Копроним. Этот жалкий император вместо помощи отправил одного дворцового сановника с письмом для лангобардского короля. Именно эта слабость греческих императоров явилась причиной появления новой Западной империи и папского могущества.
Рим, много раз ограбленный варварами, покинутый императорами, утесненный лангобардами и неспособный на восстановление древней республики, не мог больше претендовать на величие. Он нуждался в мире. Он мог бы наслаждаться им, если бы управлялся своим епископом, как это потом бывало в немецких городах, - анархия по крайней мере принесла бы это благо. Однако христиане еще не привыкли к тому, что епископ мог быть государем, хотя в мировой истории имеется немало примеров объединения в других религиях жречества и светской власти. Папа {170} Григорий III первый испросил покровительства франков против лангобардов и против императоров. Его преемник Захарий, воодушевленный тем же духом, признал Пипина, узурпатора королевства Франции, ее законным королем.
Считалось, что Пипин, который был лишь первым министром, сначала запросил у папы, каков должен быть истинный король - тот, кто имеет на это лишь право и имя, или тот, кто обладает властью и заслугами? На что папа ответил, что королем должен стать министр. Никто никогда не доказал, что эта комедия действительно была разыграна, но правда, что папа Стефан III призвал Пипина себе на помощь против лангобардов, явился во Францию и в Сен-Дени помазал на царство Пипина, первого короля в Европе, посвященного на царство. Этот первый узурпатор не только получил от папы священное помазание, после принятия его от Св. Бонифация, называемого апостолом Германии10, Стефан III еще и запретил франкам под угрозой отлучения избирать королей из другой династии. В то время как этот изгнанный с родины и просящий в чужой земле епископ осмеливался издавать законы, его политика, подкреплявшая власть Пипина, получила признание. Этот государь, чтобы лучше воспользоваться тем, что ему не принадлежало, отдал папам права, которыми и сам не обладал. Впоследствии Гуго Капет во Франции и Конрад в Германии11 доказали, что такое отчуждение не является основным законом.
Однако правящее миром общественное мнение внушило людям такое большое почтение к церемонии, совершенной папой в Сен-Дени, что секретарь Карла Великого Эйнгард ясно говорит, что король Хильдерик был низложен по приказу папы Стефана12. Можно было бы счесть противоречием то, что папа прибыл во Францию, дабы припасть к ногам Пипина, а затем распорядился короной, но нет, тогда это повержение к стопам рассматривалось как нынешние реверансы. Таков был древний обычай Востока. Епископов приветствовали, стоя на коленях, а епископы так же приветствовали управителей своих диоцезов. Сын Пипина Карл целовал ноги папы Стефана в аббатстве Сен-Морис в Вале13. Стефан целовал ноги Пипина. Тогда это не имело значения, но мало-помалу папы присвоили только себе это проявление почтения.
Считается, что папа Адриан I был первым, кто потребовал, чтобы ему всегда целовали ноги. Затем императоры и короли подчинились этой церемонии, как все прочие, и она сделала римскую религию более почитаемой народами. Известно, что Пипин перешел горы в 754 г. и лангобард Аистульф, испуганный одним лишь появлением франка, тотчас же отдал папе весь Равеннский экзархат; затем Пипин возвратился из-за гор, и едва он ушел, как Аистульф, вместо того чтобы отдать Равенну папе, осадил Рим. Все поступки того времени были столь беспорядочны, что вполне могло случиться, что Пипин подарил папе Равеннский экзархат, который ему вовсе не! принадлежал, а сделав это странное дарение, не принял никаких мер для его выполнения. Однако мало правдоподобно, чтобы такой человек, как Пипин, низложивший своего короля, явился с войском в Италию {171} только для того, чтобы делать подарки. Нет ничего более сомнительного, чем это дарение, о котором сказано в стольких книгах. Библиотекарь Анастасий14, писавший 140 лет спустя после похода Пипина, первым рассказал об этом даре; его цитировали тысячи авторов, но лучшие публицисты Германии ныне не признают его.
Когда в умах царило характерное для общего упадка своеобразное смешение политики и простосердечия, грубости и изощренности, папа Стефан II изготовил письмо св. Петра, отправленное с небес Пипину и его детям. Оно достойно цитирования: "Петр, апостол, нареченный Иисусом Христом, сыном бога живого и т. д. Мной утверждена на камне15 католическая римская апостолическая церковь, мать всех прочих церквей, а Стефан - епископ сей сладостной римской церкви, и да будут благодать и добродетель полностью приданы ей господом богом нашим, дабы вырвать божью церковь из рук ее преследователей. Вам, превосходный Пипин, Карлу и Карломану16, трем королям и всем святым епископам, аббатам, священникам и монахам, а также герцогам, графам и народам я, Петр апостол и т.д..., приказываю и вас заклинаю, - а дева Мария за это воздаст вам и приказывает вам, равно как и ангелы... если вы не будете биться за меня, я вам объявляю от имени святой Троицы и моего апостольства, что никогда вам не войти в царство небесное".
Письмо оказало действие. Пипин перешел Альпы во второй раз. Он осадил Павию и заключил еще один мир с Аистульфом. Но вероятно ли, что он дважды переходил горы лишь с целью подарить города папе Стефану? Почему св. Петр в своем письме не говорит о столь важном факте? Почему он не жалуется Пипину, что не владеет экзархатом? Почему еще раз не испрашивает его? Оригинального документа на это дарение никогда не было. Остается, следовательно, сомневаться, как и приходится часто поступать в истории и в философии. Кроме того, святой престол и не нуждается в таких сомнительных документах. У него столь же неоспоримые права на свои земли, как и у других государей Европы на их владения.
Бесспорно, что римские папы имели в ту пору большие владения во многих странах, что эти владения пользовались почетом и были освобождены от податей. Они имелись в Альпах, в Тоскане, в Сполето, в Галлии, Сицилии и даже на Корсике до того, как арабы овладели этим островом в VIII в. Возможно, что Пипин немного расширил эти владения в Ро-манье и что их называли "патримонием экзархата". Вероятно, слово "патримоний" и стало источником ошибки. Авторы, писавшие в последующие темные времена, решили, что папы царствовали в тех странах, где они только владели городами и территориями.
Как будто первым из пап, претендовавших на ранг, равный с государями, был Адриан I в конце VIII в. Чеканенная в его время монета (если она действительно относится к этому времени) доказывает, что он имел эту регалию, а введенный им обычай целовать папе ноги укрепляет это предположение. Однако он всегда признавал своим государем греческого императора. Этому отдаленному государю вполне можно было приносить {172} ничего не значащий оммаж17, оставив за собой реальную независимость, опиравшуюся на авторитет святого служения.
Писали и пишут, что еще до того, как Карл Великий стал императором, он утвердил дарение Равеннского экзархата, добавив к нему Корсику, Сардинию, Лигурию, Парму, Мантую, герцогства Сполето и Беневент, Сицилию, Венецию, и что документ с этим дарением он возложил на гробницу, где, как считается, покоятся останки св. Петра и св. Павла. Это дарение можно поставить рядом с дарением Константина, о котором будет сказано ниже. Незаметно, чтобы до времени Иннокентия III папы владели этими областями. Если они владели экзархатом, они были бы государями Равенны и Рима; но в сохраненном для нас Эйнхардом завещании Карла Великого этот монарх называет Рим и Равенну первыми из числа принадлежавших ему главных городов, и им он делает дарения. Он не мог дарить ни Сицилию, ни Корсику, ни Сардинию, так как не владел ими, ни Беневентское герцогство, на которое едва ли имел право сюзерена, а тем паче Венецию, которая не признавала его императором. Венецианский дож тогда формально признавал восточного императора и от него получал титул гиппата. В письмах папы Адриана говорится о патримонии в Сполето и в Беневенте, но под этими патримониями подразумеваются лишь владения пап в обоих герцогствах. Сам Григорий VII считал в своих письмах, что Карл Великий подарил святому престолу 1200 ливров пенсии: невероятно, чтобы в подобной помощи нуждался бы тот, кто владел такими прекрасными провинциями. Святой престол получил Беневент лишь много позже по дарению императора Генриха Черного, около 1047 г. Был предоставлен только город, а не все герцогство. При этом не было и речи о подтверждении дарения Карла Великого.
Из множества сомнительных сведений наиболее вероятными - из числа относящихся ко времени Карла Великого - можно считать следующие: помимо городов, замков и бургов, которые папы имели в разных странах, они получили в собственность Анконскую марку. Это можно обосновать таким образом. Когда Западная империя возродилась при династии Оттонов в X в., Оттон III особо предоставил святому престолу Анконскую марку, подтвердив все дарения, сделанные этой церкви. Следовательно, эту марку подарил Карл Великий, но смуты, последовавшие затем в Италии, помешали папам воспользоваться ею. Впоследствии, во времена Швабской династии18, они потеряли владение этой маленькой областью.
В XI в. папа Григорий VII настолько овладел духом тосканской графини Матильды19, что она совершила подлинное дарение своего государства святому престолу, сохранив только право пожизненного пользования. Неизвестно, был ли составлен документ или договор на это дарение. Обычно, когда дарили свои земли церкви, на алтарь клали горсть земли, а свидетели заменяли письменный договор. Считается, что Матильда два раза отдавала свои владения церкви. Подлинность этого дара, подтвержденного затем в ее завещании, не вызвала никакого сомнения у императора Генриха IV. Это самый подлинный из документов, на который опирались папы, но он же стал новым поводом для распрей.
{173}
Графиня Матильда владела Тосканой, Мантуей, Пармой, Ред-жио, Пьяченцей, Феррарой, Моденой, частью Умбрии и герцогства Сполето, Вероной, т.е. почти всем, что ныне называют патримонием св. Петра, от Витербо до Орвьето с частью Анконской марки. Генрих III подарил папам Анконскую марку, но это дарение не помешало матери графини Матильды владеть [там] городами, которые она считала принадлежащими себе. Похоже, что Матильда желала, чтобы ущерб, нанесенный этим при ее жизни святому престолу, был возмещен после ее смерти. Но она не могла отдать неотчуждаемый фьеф, а императоры считали, что весь ее патримоний был фьефом империи20. Ее завещание обрекало земли на захват и войны. Генрих IV как наследник и сюзерен считал такое дарение нарушением имперских прав. Однако впоследствии ему пришлось пожаловать святому престолу часть этих владений.
Папы разделили судьбу многих других государей. Порой они бывали владельцами многих земель, подчас лишались почти всего. Достаточно сказать, что в Италии они обладают ныне суверенной властью в области длиной в 180 миль, от ворот Мантуи до границ с Абруццами вдоль Адриатического моря, и шириной в 100 миль, от одного моря до другого, от Чивита-Веккья до Анконского берега. Чтобы утвердиться в этом владении, им приходилось вести постоянные переговоры и часто воевать.
Папы претендовали также со времен графа Раймонда Сен-Жильского на суверенитет в Конта-Венессене, хотя императоры в качестве королей арльских пользовались там этим правом и осуществляли его. Император Фридрих II в 1234 г. отдал Раймонду Молодому права, принадлежавшие империи в городах и других местностях этого графства, и папа был вынужден передать графство Раймонду Молодому, оставившему его своей дочери Жанне и зятю Альфонсу21. Филипп Смелый, французский король, ставший его наследником, в 1273 г. вручил графство папе Григорию X в собственность римской церкви. С тех пор папы владеют этим графством и графством Авиньонским, которое Климент VI спустя 75 лет, т. е. в 1348 г., купил за 80 тыс. флоринов у сицилийской королевы и графини Прованса Жанны с согласия ее мужа Людовика Тарентского.
Нельзя закончить эту статью, не сказав ни слова о знаменитом даре города Рима и многих других провинций Италии, якобы сделанном Константином папе Сильвестру22. Первым упомянул о нем архиепископ Рейм-ский Гинкмар, писавший около 850 г. Папа Лев IX ссылается на этот дар в письме, написанном в 1053 г. константинопольскому патриарху Михаилу23. Его упоминает Петр Дамиан24. Его включили в свои собрания документов Ансельм, епископ Луккский, Ив, епископ Шартрский, и Грациан.
Тем не менее ясно, что этот документ подложный. 1. О нем не упоминает ни один из древних писателей. 2. На него никогда не ссылались папы, свидетельствуя о благодеяниях императоров святому римскому престолу или отстаивая свои светские владения. 3. Дата этого документа фальшива, ибо он датируется 315 г., а в документе говорится о крещении императора, {174} который тогда еще не был крещен, даже по мнению тех, кто считает, что крещение было совершено в Риме. 4. Язык документа варварский и очень отличается от языка подлинных эдиктов Константина; имеются выражения, которые вообще в его время не употреблялись. 5. В эдикте множество нелепостей и выдумок. Папе там позволено пользоваться золотой короной, как у королей и императоров, но в то время у императоров вообще была не корона, а диадема. Легендарная история о крещении Константина св. Сильвестром и об его чудесном исцелении от проказы сообщается как достоверная. Наконец, этот документ опорочен столькими доводами, что если привести, им не было бы конца.
Лучше отослать читателя к удачному ответу венецианского посла в Риме Джеромо Донато папе Юлию II. Когда этот папа попросил его показать документ, на основании которого Венецианская республика владела Адриатическим заливом, он ответил, что если бы его святейшество соблаговолил повелеть принести оригинал дарения Константином города Рима и других земель церковного государства папе Сильвестру, то на обороте он бы увидел дарение венецианцам Адриатического моря.
В первоначальной церкви народ вместе с духовенством, а иногда одно духовенство с согласия народа выбирали папу свободно, большинством голосов. Потом императоры присвоили себе право утверждать эти выборы. На четвертом соборе в Риме с согласия Теодориха26 это право было отменено, но на склоне своих дней Теодорих узурпировал власть назначать пап. Его преемники, готские короли, довольствовались утверждением выборов. Затем Юстиниан заставил выбранного уплачивать денежную сумму за утверждение своего избрания. Константин Погонат избавил церковь от этой повинности. Однако императоры всегда сохраняли некоторую власть над выбором пап, которых не посвящали без их согласия. Людовик Благочестивый и его преемники восстановили древние обычаи свободы выборов.
Во времена смут в X в., при тирании маркизов Этрурии и графов Тосканы27, эти могущественные владыки назначали и смещали пап по своему усмотрению. Император Оттон, его сын и внук снова подчинили своей власти выбор папы, и он зависел целиком от них. Их наследник в империи герцог Генрих Баварский предоставил по примеру франкских императоров свободу этих выборов духовенству и римскому народу. Конрад Салический ничего не изменил, но его сын Генрих III и внук Генрих IV вновь приобрели власть самим выбирать пап или заставлять выбирать угодных им лиц. Это вызвало в церкви ужасные раздоры, породило схизму28 и послужило причиной войн за инвеституру между папами и императорами29.
Наконец, после почти вековой смуты, вызванной антипапами, свобода выборов была восстановлена при Иннокентии II, ибо после конца схизмы Петра Леонского, прозванного Анаклетом, и Виктора IV все кардиналы, объединенные под властью Иннокентия II и поддержанные главами римского духовенства, приобрели такой авторитет, что после смерти папы они одни произвели в 1143 г. выборы папы Целестина. С этого времени они всегда владели этим правом; сенат, народ и остальное духовенство {175} перестали принимать участие в выборах. Гонорий III в 1216 г. - по другим данным, Григорий X в 1274 г. - повелел, чтобы выборы призводились в конклаве, т. е. в закрытом помещении.
Можно считать, что папа обладает четырьмя видами титулов: 1) как глава римской церкви; 2) как патриарх; 3) как епископ Рима; 4) как светский государь.
Папа (Раре), т. 11, 1765.
Автор - Антуан Гаспар Буше д'Аржи (Antoine Gaspard Boucher d'Argis, 1708- 1791), адвокат парижского парламента, автор многих юридических трудов, юрист, известный в Париже своей гуманностью и добрым отношением к народу. Начал свою работу в Энциклопедии с третьего тома, составлял статьи по государственному праву и истории права. Не будучи радикальным энциклопедистом, он выступал аа реформы, особенно в области уголовного судопроизводства.
1 На вселенских соборах высшее христианское духовенство обсуждало важнейшие церковные вопросы и принимало догматические постановления. Православная церковь признает семь вселенских соборов (с 325 по 787 г.), католическая - также и все последующие.
2 Легат - личный представитель римского папы, выполняющий постоянную или временную миссию.
3 Папа, "понтифик", "раб рабов божьих" - титулы римского папы.
4 В г. Никее римский император Константин собрал в 325 г. первый вселенский собор.
5 Король остготов Теодорих I Великий (ок. 454-526) создал в 493 г. в Италии Остготское королевство со столицей в Равенне. При Теодорихе в 498 г. одновременно были избраны в Риме папами два претендента, из которых король утвердил Целия Симмаха (498-514), впоследствии павшего жертвой его репрессий.
6 Кассиодор (485-578) - писатель и советник Теодориха, после разгрома Остготского королевства Византией удалился в монастырь Монте-Кассино, где ввел устав св. Бенедикта.
7 Велизарий - полководец византийского императора Юстиниана, завоевал в 540 г. Остготское королевство.
8 Экзархами в Византийской империи назывались наместники императора. Равеннский экзархат, первоначально включавший почти всю Италию, с 555 по 752 г. входил в состав Византии, но после вторжения лангобардов, в Италию в 568 г. под властью Византии реально остались лишь Венеция, Рим, Равенна и Неаполь с прилегающими областями; в 752 г. и эти области были завоеваны лангобардами. Франкский король Пипин Короткий в 754 г. отвоевал экзархат и вопреки протестам Византии подарил его Стефану II (папе в 752-757).
9 Пипин Короткий - франкский король (751-768), родоначальник династии Каро-лингов. В 751 г. он низложил последнего меровингского короля Хильдерика III при содействии папы Захария; папа Стефан II сперва поручил в 751 г. своему легату Бонифацию помазать Пипина на царство; в 754 г. он сам приехал в Галлию, чтобы помазать на царство не только Пипина, но и двух его сыновей.
10 Св. Бонифаций - английский монах Винфрид (ок. 675-754), принявший в монашестве имя Бонифация и впоследствии канонизированный. Он проповедовал христианство среди языческого населения Германии.
11 Французский король Гуго Капет (987-996) и германский император Конрад II12 Рассказ об этом событии имеется в труде секретаря Карла Великого Эйнгарда (ок. 770-840) "Жизнь Карла Великого" ("Vita Caroli Magni").
13 Основанное в 515 г. аббатство Сен-Морис в швейцарском кантоне Валлис (франц. Ле Вале) принадлежало папе.
14 Анастасий (815-878) - библиотекарь римской курии, автор сочинений по церковной истории.
15 Игра слов: Петр означает по-гречески камень.
16 Карл и Карломан - сыновья Пипина Короткого, совместно с которыми он правил после 754 г.
18 Династия Гогенштауфенов занимала императорский престол в 1138-1254 гг.
19 Маркграфиня Тосканская Матильда (1046-1115), враждовавшая с германским императором Генрихом IV (1056-1106), назначила римскую церковь наследницей своих владений. Борьба за это наследство между императорами и папами продолжалась до XIII в.
20 Патримоний - полное владение, фьеф - условное.
21 Две области в Южной Франции - Конта-Венессен и графство Авиньонское - находились в составе папских владений до 1791 г. (Конта-Венессен - с 1273 г., графство Авиньонское - с 1348 г.). Раймонд Сен-Жильский (1194-1222) и Раймонд Молодой (ум. в 1249 г.) - графы тулузские. Альфонс, граф де Пуатье (ум. в 1270 г.) - брат французского короля Людовика IX.
22 В VIII в. в папской канцелярии была изготовлена подложная грамота, так называемый "Константинов дар", согласно которой римский император Константин (306-337) якобы предоставил папе Сильвестру I (314-335) светскую власть над всей западной частью империи. Этот документ служил юридическим обоснованием притязаний пап на светскую власть. Окончательно подложность "Константинова дара" была доказана в 1440 г. итальянским гуманистом Лоренцо Валлой (1407-1457) в его сочинении "О ложности Константинова дара" ("De falso credita et ementita Constantini donatione declaraatio").
23 Папа Лев IX (1049-1054) отправил в 1053 г. константинопольскому патриарху послание о главенстве пап над патриархами, которое было отвергнуто, и в 1054 г. католическая и православная церкви окончательно разделились.
24 Петр Дамиан (1007-^1077) - теолог, сторонник теократической политики папы Григория VII.
25 Ансельм, епископ Луккский (1036-1086) - сторонник Григория VII и советник Матильды Тосканской, составил сборник канонического права (Collectionis canonum libri XIV).
Ив, епископ Шартрский (1040-1116) - сторонник усиления власти папы во Франции и автор сборников канонического права (Panormia, Decretum).
Грациан (ум. около 1160 г.) - итальянский знаток канонического права, составил в 1140-1150 гг. обширное "Согласование противоречивых канонов" ("Concordantia discordantium canonum").
27 Маркграфы Тосканы, носившие в X в. титул маркизов Этрурии: в 929-936 гг. - Уго Провансальский, в 936-970 гг. - Бозон и Уберт и в 970-1001 гг. - Уго, герцог Сполетский.
28 Схизма - раскол христианской церкви, здесь имеется в виду одновременное наличие двух пап.
29 Борьба пап с императорами за инвеституру, т. е. за право назначать на церковные должности, велась с 1076 по 1122 г.
Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой.