|
|
{134}
КОЛОНИЯ (древняя и новая история, торговля). Под этим словом понимают перемещение народа или его части из одной страны в другую.
Такие переселения на земле случались неоднократно, но часто у них были разные причины и последствия. Чтобы их различать, мы распределим переселение на шесть групп, которые и опишем.
I. Примерно 350 лет после потопа человеческий род еще составлял одну семью; после смерти Ноя его слишком многочисленные для совместного житья потомки разделились. Потомство каждого из сыновей этого патриарха - Яфета, Сима и Хама1, разделившись на отдельные колена, ушло с равнин Сеннаара2 на поиски новых поселений, и каждое колено стало особым народом. Так постепенно заселились различные страны земли, в той мере, в какой одна из них не могла более прокормить свое население.
Таков первый вид колоний; их породила необходимость, а присущим ей следствием было подразделение на колена или народы.
II. В то время как люди расселялись по всей поверхности земли, каждая страна была еще недостаточно занята и новые жители могли разделить ее с прежними.
По мере удаления земель от общего центра, откуда ушли все народы, каждая отделившаяся семья блуждала по своему желанию без постоянного места жительства. Но в странах, где оставалось большее число людей, естественное чувство, побудившее их объединиться, и знание взаимных потребностей образовали общества. Честолюбие, насилие, война, а также сама их многочисленность вынудили впоследствии членов этих обществ искать новые жилища.
Так, Инах, финикиец по происхождению, основал Аргосское царство в Греции; впоследствии оно было отнято от его потомства другим авантюристом, Данаем, выходцем из Египта. Кадм, не смея явиться к своему отцу, царю Тира Агенору, направился к границам Фокиды и основал там город Фивы. Кекропс, возглавлявший египетскую колонию, {135} отстроил этот город, который впоследствии под именем Афин превратился в храм искусств и наук3. Африка спокойно взирала, как подымались стены Карфагена, который вскоре сделал ее своей данницей4. Италия приняла троянцев, уцелевших во время гибели их родины5. Эти новые жители принесли свои законы и знания ремесел в те области, куда их привел случай, но они образовали лишь небольшие общества, почти все с республиканским устройством.
Многочисленность граждан, населявших ограниченную или неплодородную территорию, грозила свободе: политика предотвратила это установлением колоний. Сама потеря свободы, революции, заговоры побуждали иногда часть народа покидать свою родину для создания новых обществ, более подходящих его духу.
Таково среди прочих происхождение большинства греческих колоний в Азии, Сицилии, Италии, Галлии. Их целью вовсе не было завоевание и расширение. Хотя обычно каждая колония сохраняла законы, религию и язык метрополии, она была свободной и связанной со своими основателями только узами признательности или необходимостью общей защиты. В некоторых, правда редких, случаях одна колония воевала с другой.
Этот второй вид колоний породили разные причины; характерными для него последствиями было увеличение среди народов независимых обществ, умножение связей между ними и их просвещение.
III. Когда на земле оказалось достаточно жителей и у каждого появилась необходимость иметь отдельную собственность, она породила между ними споры. Такие споры разбирались между членами одного общества по его законам, но так не могло быть в спорах между независимыми обществами. Там решала сила; право на такую новую узурпацию давала слабость побежденного, она же была залогом успеха, людьми владел дух завоевания.
Чтобы укрепить свои границы, победитель расселял побежденных на подвластной ему земле, а их земли раздавал своим собственным подданным; или он ограничивался постройкой и укреплением там новых городов, которые он заселял солдатами и гражданами своего государства.
Это третий вид колоний, примерами которых нас снабжают почти все древние истории, в особенности истории великих государств. При помощи таких колоний Александр удерживал в повиновении множество столь быстро покоренных народов6. С самого начала своей республики римляне использовали их для ее увеличения, а во времена их обширного господства они служили барьерами, долго защищавшими их от парфян7 и северных народов. Этот вид колоний был следствием завоевания, которое и послужило ему оплотом.
IV. Четвертый вид колоний породили походы галлов в Италию, готов и вандалов в Европу и в Африку, татар в Китай. Эти народы, изгнанные из своих стран либо другими более могущественными [народами], либо нищетой и привлеченные слухами о более мягком климате и более плодородной земле, совершили завоевания, чтобы поделить землю с побежденными и составить вместе с ними нацию. В этом они вели себя совсем {136} иначе, чем другие завоеватели, которые словно искали себе новых врагов, как скифы в Азии, или же стремились раздвинуть свои границы, подобно основателям четырех великих империй8.
Следствием образования этих колоний варваров было умаление ремесел и распространение невежества в странах, где они устроились; в то же время они увеличили там население и положили начало могущественным монархиям.
V. Пятый вид колоний - те, что были основаны духом торговли и обогатили метрополию.
В древности Тир, Карфаген и Марсель - единственные города, чья сила покоилась на торговле, - были также единственными, преследовавшими эту же цель в некоторых своих колониях. Утика, построенная тиря-нами примерно за 200 лет до бегства Элиссы (более известной под именем Дидоны)9, никогда не притязала на какую-либо власть в землях Африки; она служила убежищем для кораблей тирян, так же как и колонии, основанные на Мальте и вдоль побережий, посещаемых карфагенянами. Одна из их наиболее древних и знаменитых колоний - Кадис - притязала только на торговлю в Испании и не намеревалась предписывать ей законы. Основав в Сицилии Лилибей, тиряне вовсе не собирались покорять этот остров.
Торговля не была целью основания Карфагена, но он стремился расшириться путем торговли. Для ее развития и сохранения исключительно за собой он стал воевать и оспаривать у Рима Сицилию, Сардинию, Испанию, Италию и даже собственные крепости. Колонии Карфагена, расположенные по берегам Африки в обеих частях [Средиземного] моря вплоть до Черного, увеличивали больше его богатства, чем силу его империи.
Жители Марселя10, колонии фокейцев, изгнанных тирянами из своей страны, а затем и с острова Корсика, были заняты на своей бесплодной земле лишь рыболовством, торговлей и заботой о независимости. Колонии [Марселя] в Испании и на южных берегах Галлии также не имели иных целей.
Поселения такого рода были вдвойне необходимы народам, посвятившим себя торговле. Их лишенная компаса навигация была робка, и они не решались слишком удаляться от берегов; между тем неизбежная длительность путешествий требовала для мореплавателей надежных и богатых гаваней. Большинство народов, с которыми они торговали, или вовсе не жили в городах, или же, занятые лишь своими потребностями, не придавали роскоши никакого значения. Необходимо было устроить склады для внутренней торговли, где корабли по прибытии могли вести обмен.
Порядки таких колоний весьма схожи с порядками торговых европейских наций в Африке и в Индии. Для удобства и безопасности своей торговли они имеют там конторы и крепости. Эти колонии, став завоевателями, изменили бы своему назначению (если бы только государство не взяло на себя их расходы); необходимо, чтобы они были под властью богатых, с исключительными правами компаний, могущих замыслить и {137} осуществлять политические проекты. В Индии из торгующих там крупных европейских наций считаются купцами лишь англичане, несомненно потому, что у них там меньше всего земельных владений.
VI. Открытие Америки в конце XV в. умножило европейские колонии. Это шестой вид колоний.
Все колонии на этом континенте были основаны и ради торговли, и ради земледелия (или же занялись ими впоследствии), поэтому было необходимо завоевать земли, согнать с них прежних жителей, чтобы переселить туда новых. Поскольку эти колонии были учреждены лишь ради выгоды метрополии, из этого вытекает следующее:
1. Они должны быть под ее непосредственной властью и, следовательно, под ее защитой.
2. Торговля должна быть исключительным правом основателей.
Подобная колония тем полнее отвечает своей цели, чем больше она увеличивает производство продуктов земли в метрополии и дает средства к существованию большему числу ее жителей, а также способствует ее прибыльной торговле с другими нациями. Эти три преимущества могут при некоторых обстоятельствах и не встречаться вместе, но по крайней мере одно из них должно в какой-то степени компенсировать отсутствие других. Если такая компенсация неполна или если колония не приносит ни одного из трех преимуществ, можно считать, что она разорительна для метрополии и истощает ее.
Вот, следовательно, выгоды торговли и обработки земли в наших колониях: 1) своим потреблением они способствуют увеличению производства на землях наших собственников (за вычетом издержек по обработке земли); 2) то, что получают наши ремесленники и матросы, которые работают на них или в связи с ними; 3) все, чем они удовлетворяют наши нужды; 4) весь излишек, который они дают нам для экспорта.
Из этого расчета следуют многие рассуждения. Первое заключается в том, что если бы колонии могли обходиться без метрополий, они бы не приносили пользы. Таков закон, заключенный в самой природе вещей и вынуждающий ограничить промыслы и обработку земли в колониях так, чтобы они соответствовали потребностям господствующей страны. Второе рассуждение заключается в том, что если колония поддерживает торговлю с иностранцами или если она потребляет иностранные товары, то эта торговля является грабежом метрополии, грабежом, слишком распространенным, однако наказуемым законами, ибо реальная и относительная сила государства уменьшается из-за прибылей иностранцев.
В этом случае путем ограничений вовсе не посягают на свободу торговли: ведь любая политика, которая по своему равнодушию терпит это или облегчает в некоторых портах нарушение первого правила существования колоний, является вредной для торговли или для богатства нации.
Третье рассуждение заключается в том, что чем более колония заселена и чем лучше ее земли обработаны, тем она полезнее.
Чтобы вернее добиться этого, надо первое устройство произвести на средства государства-основателя. Раздел наследства между детьми должен {138} быть равным в целях закрепления большего числа жителей с помощью разделения состояний. Самым совершенным образом должна быть поставлена торговая конкуренция, ибо ради своих прибылей купцы будут лучше авансировать жителей для обработки земель, нежели это делают компании с исключительными правами, сами назначающие цены на товары и сроки платежей. Кроме того, необходимо, чтобы жизнь жителей - в вознаграждение за их труд и верность - была очень приятной. Поэтому разумные нации взимают со своих колоний не больше того, что необходимо на содержание [там] крепостей и гарнизонов, а порой довольствуются лишь общим торговым барышом.
Расходы государства на свои колонии не ограничиваются первыми издержками на их устройство. Такого рода предприятия требуют постоянства и даже упорства, а порой честолюбие нации ведет даже к чрезвычайным усилиям. Но у постоянства более надежные результаты и более прочные принципы. До того, как торговая сила придаст колониям определенную прочность, они нуждаются в постоянном поощрении в соответствии со своим местоположением и территорией. Если о них не заботиться, то, помимо потери первоначальных расходов и времени, они могут стать жертвой более честолюбивых и более активных народов.
Однако было бы противоречием самой цели колоний учреждать их за счет уменьшения населения метрополии. Разумные нации постепенно отправляют туда лишь избыток своих людей или тех, кто обременителен для общества. Задачей первоначальных колонистов является доведение населения до такого количества, чтобы можно было защитить созданный округ от врагов, которые могут напасть на него. Последующие поселенцы обеспечивают расширение торговли. Избыток населения создал бы там людей, бесполезных для колонии, или нанес бы ущерб населению метрополии. Так могут возникнуть обстоятельства, когда полезно препятствовать гражданам метрополии уезжать по собственному желанию вообще в колонии или в какую-либо определенную колонию.
Поскольку колонии в Америке установили новую форму зависимости и торговли, для них необходимо было создать новые законы. Искусные законодатели ставили главной целью покровительство устройству [колоний] и обработке земли. Когда же и то и другое достигает известных успехов, может случиться, что эти законы станут противоречить главной цели, которая заключается в торговле. В этом случае законы будут даже несправедливыми, поскольку именно воздействие торговли сделало все колонии сколько бы то ни было процветающими. Следовательно, необходимо их изменять либо приспосабливать по мере того, как они отдаляются от своего первоначального духа. Если земледелию было оказано больше покровительства, чем торговле, то и это делалось с целью способствовать развитию торговли; но когда причины для предпочтения не стало, должно быть восстановлено равновесие.
Когда у государства есть несколько колоний, которые могут общаться между собой, то истинным секретом приумножения сил и богатств каждой из них является установление между ними связи и постоянной {139} навигации. Эта частная торговля обладает силой и выгодами внутренней торговли в государстве, но с условием, чтобы товары колонии были отличны от товаров метрополии и не могли конкурировать с ними. Такая торговля на деле увеличивает богатство метрополии, поскольку благоденствие колоний всегда идет ей на пользу в итоге роста потребления. По этой же причине активная торговля своих колоний с чужеземными и притом товарами для их собственного потребления выгодна, если положить ей законные границы.
Торговля в колониях и с ними подчиняется общим правилам, которые делают ее повсюду процветающей; однако некоторые обстоятельства могут вынудить отступить от них в управлении колониями. Все должно со временем изменяться, и наивысшее умение состоит в том, чтобы извлечь пользу из вынужденных изменений.
В общем, как мы видели, свобода должна быть ограничена в пользу метрополии. Другой постоянный принцип заключается в том, что всякого рода исключительные привилегии, все, что лишает купца и жителя барыша и конкуренции, - дорожные пошлины, сервитуты11, - имеют в колониях более губительные последствия, чем где бы то ни было, поскольку торговля там так стеснена, что давление на нее ощущается больше. Даже если такие последствия временны, несомненно вред от них тем более опасен.
Все, что содействует уменьшению количества товаров или их удорожанию, неизбежно уменьшает доход метрополии и дает другим народам удобный случай для достижения превосходства или участия в конкуренции.
Колония (Colonie), т. 3, 1753.
Автор - Ф. Верон де Форбонне (Francois Veron de Forbonais, 1722-1800), экономист и видный финансовый чиновник. В статьях Энциклопедии он излагает основные идеи своей книги "Элементы торговли" (Elements du commerce. Paris, 1754).
1 Яфет, Сим и Хам - сыновья библейского патриарха Ноя, считавшиеся родоначальниками человечества после всемирного потопа: Яфет - европейских, Сим - азиатских. Хам - африканских народов.
2 Сеннааром в Библии называется Вавилонская земля (Месопотамия).
3 Инах - греческий бог, считавшийся основателем Аргосского царства.
Кадм - легендарный основатель древнегреческого города Фивы.
Кекропс - легендарный основатель и первый царь Афинского государства.
4 См. прим. 2 к ст. "Республика".
5 Во II тыс. до н.э. на северо-западе Малой Азии существовало Троянское царство, покоренное в XII в. до н.э. греками. Легендарный герой Троянской войны Эней, переселившийся в Италию, считался основателем многих италийских городов.
6 См. прим. 24 к ст. "История".
7 Парфяне - народ, живший в I тыс. до н.э. и в первые века нашей эры к юго-востоку от Каспийского моря. Около 250 г. до н.э. возникло Парфянское царство, просуществовавшее до начала III в. н.э.
8 Имеется в виду господствовавшее в средние века деление истории на четыре следовавшие друг за другом мировые монархии: ассиро-вавилонскую, мидяно-перендскую, греко-македонскую и римскую.
9 Дидона, или Элисса, - легендарная основательница Карфагена, построившая его вблизи финикийской колонии Утика (см. прим. 2 к ст. "Республика").
10 Марсель - греческая (фокейская) колония, основанная в VI в. до н.э.
11 Сервитуты - различные поборы с земельных владений и ограничение права пользования ими.
Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой.