Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{124}

Фьеф

ФЬЕФ. Первоначально фьеф был определенным участком земли во владении левда1 с прерогативами, присущими этому дарению или этому владению, которое ие было постоянным. Но в правление Карла Великого и Лотаря I некоторые из такого рода имуществ уже переходили к наследникам и делились между ними; затем все фьефы стали наследственными, что вместе с повсеместным установлением арьер-фьефов2 уничтожило власть государственную и создало феодальную власть.

Я не намерен рассуждать здесь о наших современных фьефах; я хотел бы рассмотреть этот предмет с более общей и, осмелюсь добавить, более благородной и достойной нашего внимания точки зрения. Каким удивительным явлением было установление фьефов! "Высится старый дуб, уже издали видна его листва, при приближении виден и ствол, но корни не видны совсем, чтобы их найти, надо взрыть землю". Вот сравнение, принадлежащее одному из замечательных гениев нашего века (Дух законов, т. З)3, который, обнажив корни этого старого дуба, представил нам его в истинном свете.

Фьефы ведут свое происхождение со времени вторжения северных народов на Запад и на Восток. Общеизвестное событие, которое некогда произошло и, вероятно, никогда не повторится. Я имею в виду нашествие северных народов, известных под именами готов, визиготов, остроготов, вандалов, англосаксов, франков, бургундов, которые захватили всю Европу, расселились там и положили начало государствам, из которых состоит эта часть света4.

Варварские народы, т.е. народы, по языку и нравам чуждые населению покоренных стран, происходили от древних германцев, чьи обычаи нам так хорошо описали Цезарь и Тацит5.

Причины этого нашествия на Запад. После того как победитель Помпея6 подчинил себе свою родину и она подпала под самую тираническую власть, Европа долго стенала под игом жестоких правителей, и римская мягкость сменилась свирепейшим угнетением. Наконец, северные народы при поддержке других и столь же угнетенных объединились вместе, чтобы отомстить за всех. Они хлынули потоками в Италию, Францию, Испанию и во все южные римские провинции, завоевали их, расчленили и создали .королевства; Рим так основательно уничтожал все народы, что когда сам {125} был побежден, казалось, для его разрушения земля породила новые народы.

У правителей крупных государств обычно мало соседних стран, могущих быть объектом их властолюбия; если бы таковые имелись, они были бы захвачены в ходе завоевания; но они отделены морями, реками, горами и обширными пустынями, презираемыми за их скудость. Поэтому римляне предоставили северным германцам их леса, а другим северным народам - их льды; там-то и сохранились или же сформировались нации, их самих покорившие.

Причины вторжения на Восток. В то время, когда готы создавали на Западе новую империю вместо римской, на Востоке находились народы гуннов, аланов, аваров, жителей Сарматии и Скифии, близ Меотийских болот7, народы ужасающие, рожденные в войнах и разбое, почти всегда кочующие по своей стране либо верхом, либо в повозках.

Рассказывают, как двое молодых скифов, преследуя лань, переплывшую Босфор Киммерийский (ныне Кафский пролив), тоже переплыли его. Новый мир поразил их, и, вернувшись в старый, они рассказали своим соплеменникам о новой земле, своего рода Индии, которую они открыли.

Вначале несчетные армии гуннов, аланов и аваров переправились через Босфор и изгнали всех без исключения встреченных на своем пути; казалось, что народы низвергались один на другой и что Азия, дабы раздавить Европу, обрела еще новую силу. Фракия, Иллирия, Ахайя, Далмация и Македония, словом, вся Греция была разграблена.

Наконец, в V в. при императоре Феодосии на погибель всему миру родился Аттила8. Этого человека, одного из самых великих государей, история нам представляет живущим в деревянном доме, господином всех скифских народов; подданные его боялись, но не ненавидели, и был он коварен, горд и неистов в гневе, но умел при надобности подавить его; он имел преданных слуг даже в лице зависевших от него королей; прост в обращении, как и подобает вождю народа, у которого даже дети приходили в неистовство, слушая рассказы о ратных подвигах отцов, а отцы проливали слезы, если не могли подражать детям. Аттила покорил северные страны, пересек Германию, вступил в Галлию, разорил Италию, разрушил Аквилею9, вернулся с победой в Паннонию10. Он там и умер, навязав свои законы Восточной и Западной империям и готовясь еще к завоеванию Азии и Африки. Хотя после его смерти варварские народы разделились, все равно Римская империя была погублена; она постепенно клонилась к упадку и разом одряхлела при Аркадии и Гонории11. Так изменилось лицо мира.

Различия в последствиях вторжений на Восток и на Запад. По нарисованной нами картине великих событий, вызванных последовательными набегами готов и гуннов, читатель может вывести и различие в последствиях вторжения этих разных северных народов. Гунны лишь ограбили Европу, пройдя по ней и не укоренясь там; подвластные подобно своим соплеменникам татарам единому повелителю и жаждущие добычи, они в своих завоеваниях стремились только устрашать, собирать непомерную {126} дань и укреплять оружием жестокую власть своего вождя. Германцы же, напротив, остались в покоренных королевствах, которые, хотя и были образованы в ходе завоеваний, совсем не почувствовали гнета победителей. Более того, готы, свободные ;на своей родине, при завоевании римских провинций на западе предоставили своему предводителю лишь ограниченную власть.

Некоторые из них - вандалы в Африке, готы в Испании - даже низлагали неугодных королей; у других власть государя была ограничена тысячью способов. Ее разделяли с ним множество сеньоров; войны предпринимались лишь с их согласия, добыча у вождя и воинов была общей; никаких поборов в пользу государя, а законы вырабатывались на общем собрании народа.

Как отличались готы от татар!12 Эти, сокрушив греческое государство, насадили там деспотизм и рабство; готы, покорив Римскую империю, основали повсюду монархию и свободу. Иорнанд13 называет Север Европы мастерской человеческого рода, еще лучше было бы назвать его мастерской, где были изготовлены те орудия, которые сокрушили железные цепи Юга. Действительно, именно там сложились доблестные народы, покинувшие свои земли, чтобы уничтожить тиранов и рабов и внушить людям, что разум установил повиновение лишь для их же счастья, поскольку природа создала всех равными.

Прочие свидетельства этого различия. Чтобы лучше понять эти соображения, достаточно вспомнить обычаи, дух и характер германцев, от которых произошли народы, названные Тацитом "гетонами" и покорившие Западную Римскую империю. Они совсем не занимались земледелием, питались молоком, сыром и мясом, никто не имел собственной земли, ни межей. Вожди и старшины каждого народа наделяли всех землей там, где они хотели, и обязывали всех на следующий год переходить в другое место.

У каждого князя были преданные ему и сопровождавшие его дружинники (comites). Они соревновались друг с другом за милость князя, а князья тоже соперничали числом и храбростью своих дружинников. Позором для князя было оказаться в битве менее храбрым, чем его дружинники, а позором для дружинника - не равняться в доблести на князя или пережить его. Они получали от него боевого коня и грозный дротик. Не слишком утонченные, но обильные пиры были чем-то вроде вознаграждения для этих храбрецов.

У них не было фьефов, но имелись вассалы. Фьефов не было потому, что у князей не было определенной территории, которую можно было бы раздать; если угодно, их фьефами были боевые кони, оружие, пиры. Вассалы же имелись, ибо были верные люди, связанные с князем своим словом, расположением и чувствами, готовые следовать за ним на войну. По словам Цезаря, если кто-либо из вождей заявлял на собрании о своем намерении отправиться в поход и просил сопровождать его, те, кто одобрял поход и вождя, вставали и предлагали свою помощь. Неудивительно, что потомки таких людей, имея тот же строй, те же нравы {127} и тот же характер и следуя теми же путями, смогли покорить Римскую империю.

Идея феодального строя, установленного северными народами в Европе. Однако, чтобы иметь представление о феодальном строе, установленном ими в различных подвластных им королевствах, необходимо более подробно рассмотреть природу их армий, отправлявшихся на поиски новых поселений и устройство последних. Как и у иудеев, весь народ был разделен на многие отдельные племена со своими судьями и без всякого общего скабина14, исключая военное время, наподобие того как в Риме назначали диктаторов. Поэтому армии или колонии, уходившие из их перенаселенных областей, не были армиями наемников, воевавших для тех, кто их оплачивал;- это были объединения добровольцев и соучастников предпринятого похода. Все объединения под командой своих вождей являлись отдельными армиями какого-либо похода, и все подчинялись главному вождю - военачальнику, избранному с общего согласия из числа вождей отрядов; одним словом, это была союзническая армия. А строй этого общества требовал, чтобы собственность на завоеванную область принадлежала всему составу союзников и чтобы каждый имел свою долю в том, что он помог завоевать.

Для определения этой доли завоеванная страна делилась на столько областей, сколько племен было в армии, области назывались "провинциями", "графствами". После общего дележа земля еще распределялась между вождями племен. Поскольку при поселении в только что завоеванной стране необходимо было продлить власть военачальника, его приходится рассматривать двояко - как сеньора определенной территории, поделенной между его собственными добровольцами, и как сеньора или главу большой сеньории королевства. Во главе каждого округа, или графства, стоял граф, который вместе с собранием держателей - вассалов управлял всеми делами графства, а во главе всей сеньории королевства стоял военачальник, или король, который вместе с общим собранием коронных вассалов управлял делами, относящимися ко всему государству или общине.

Итак, когда германские нации завоевали Галлию, визиготы заняли Нарбоннскую Галлию и почти весь Юг, бургунды поселились в восточной части, а франки завоевали почти все остальное. В ходе завоеваний эти народы сохранили нравы, обычаи и склонности своей родины, ибо ни один народ не меняет быстро своего образа мыслей и действий. В Германии эти народы мало обрабатывали земли, а больше занимались скотоводством. Рорикон, записывавший у франков историю, был пастухом15.

Различные народы, завоевавшие империю, по-разному распределяли земли: одни, как готы и бургунды, заключали с коренными жителями договоры о разделе земли; другие, как франки в Галлии, взяли что захотели, установив правила лишь между собой; но при самом дележе и франки, и бургунды действовали с одинаковой умеренностью. Они не присвоили себе всю землю покоренных жителей, а взяли либо две трети, либо половину, да и то лишь в некоторых местностях. Да и зачем им было столько земли!

{128}

Надо также заметить, что раздел совершался не в тираническом духе, а с целью удовлетворения взаимных потребностей двух народов, которые должны были жить в одной стране. По бургундскому праву16 каждый бургунд должен быть поселенцем у римлянина, следовательно, число римлян, вовлеченных в раздел, равнялось числу воспользовавшихся им бургундов. Римлянин получил ущерб, наименьший из возможных: бур-гунд-охотник и пастух не пренебрегал пустошами; римлянин сохранял земли, наиболее пригодные для обработки; стада бургунда унавоживали поле римлянина.

Позднейшие писатели называли эти разделы "готскими жеребьевками", в Италии - "римскими жеребьевками". Часть земли, взятая в Галлии франками, была названа "салической землей"17, остальная - аллодом18, по-французски aleu, из отрицания а и heud, означавшем на тевтонском языке лиц - держателей фьефов; только они и участвовали в составлении законов.

Франки, как и прочие завоеватели Галлии, не держали римлян в рабстве и никогда не издавали закона, обращавшего их в рабское состояние. Что касается податей, то если галлы и побежденные римляне и платили их франкам, что не очень правдоподобно для государства этих простых народов, то такие подати существовали недолго и были заменены военной службой; что касается ценза19, то его брали только с сервов20 и никогда со свободных людей.

Обычай набирать добровольцев, сопровождавших князей в походы, сохранился и после завоевания. Тацит называет их сотоварищами (comites), салическое право - верными короля (que sunt in truste regis, 44 титул гл. 4); формулы Маркульфа21 (т. 1, форм. 18) - королевскими антрусти-онами от аллеманского слова trew - верный и английского true - верный; наши первые историки - левдами (верными - fideles), а последующие- вассалами и сеньорами (vassali, seniores).

Имущества, предназначенные для левдов, назывались разными авторами и в разное время фисками либо бенефициями - почестями (впоследствии этот термин был присвоен церковным должностям), либо фье-фами (fiefs), т. е. дарениями или владениями (от однозначного тевтонского слова teld, foeld, по-английски fees).

Вначале фьефы были бесспорно сменяемыми. В этом единодушны все дошедшие до нас памятники: историки, формулы, законы различных варварских народов. Наконец, составители "Книги фьефов"22 сообщают нам, что вначале сеньоры могли отбирать их по своему усмотрению, затем давали на год, впоследствии - на всю жизнь.

На военной службе находились два разряда лиц: левды - вассалы, обязанные ею за свои фьефы, и свободные франки, римляне и галлы, служившие под командой графа и предводительствуемые им и его дружинниками.

Свободными людьми называли тех, которые, с одной стороны, не имели бенефиция или фьефа, а с другой - не были прикреплены к земле; имевшиеся у них земли назывались аллодиальными.

{129}

Основной принцип состоял в том, что лица, подчиненные кому-либо в военном отношении, подлежали и его гражданской юрисдикции. Одна из причин соединения права юстиции с правом вести на войну заключалась в необходимости уплачивать в казну поборы, состоявшие лишь из незначительной подводной повинности, которой были обязаны свободные люди, и обычно из весьма ограниченных судебных пошлин. Сеньоры обладали юрисдикцией в своих фьефах на том же основании, на каком графы обладали ею в своих графствах.

Фьефы охватывали обширные территории; короли, ничего не взимавшие даже с земель, поделенных между простыми франками, имели еще меньше прав над фьефами; в этом отношении обладатели фьефов пользовались ими неограниченным образом; юрисдикция стала присущим фьефу правом. Правда, невозможно доказать на основании первоначальных контрактов, что юрисдикция изначально была присуща фьефам, ибо они были учреждены в ходе раздела между победителями; однако, поскольку в формулах подтверждений на эти фьефы сказано, что юрисдикция была им присуща, следовательно, право суда составляло свойство фьефа и одну из его прерогатив.

Хорошо известно, что впоследствии юрисдикция отделилась от фьефа - отсюда и правило французских юристов: одно дело фьеф, а другое - суд. Существенной причиной этого отделения было наличие множества владельцев фьефов, не имевших подвластных им людей и потому бывших не в состоянии держать свои суды. Все дела передавались в курию их сеньора - сюзерена; и, таким образом, владельцы фьефов потеряли право юрисдикции, не имея ни возможности, ни желания отстоять его.

Теперь мы можем уяснить себе природу общественного строя, установленного северными народами в Европе. Мы обнаруживаем там происхождение княжеств, герцогств, графств, на которые были разделены европейские королевства; из этого же можно вывести, что верховная собственность (directum dominium) находилась в руках политического института, а держателям фьефов принадлежало лишь пользование ею (dominium uti-lе); следовательно, магнаты держали свои сеньории от общества и от королевства, а не от короля. Именно так немецкие князья владеют своими княжествами не от императора, а от империи, а английские сеньоры именуются пэрами королевства, хотя обычно считается, что свои звания они получают от короля. По этой причине в Англии23... Но предоставим отдельным лицам различных наций делать касающиеся их интересные замечания и поспешим рассказать о главных переменах, происшедших постепенно в феодальном и политическом управлении нашего королевства.

Перемены в феодальном и политическом управлении Франции. Хотя по закону фьефы были временными, однако они давались или отнимались не по произволу. Обычно это был один из главных вопросов, обсуждавшихся на народных собраниях; вполне допустимо, что коррупция вкралась и туда и что за деньги продлевали пользование фьефами, как и графствами.

{130}

Держатели фьефов обладали очень большими преимуществами. Возмещение за нанесенный им ущерб было гораздо большим, чем для свободных людей. Королевский вассал не обязан был сам приносить присягу24, но лишь через свиту собственных вассалов. Его нельзя было принудить к судебной присяге против другого вассала. Эти преимущества привели к тому, что стали менять аллоды на фьефы, т. е. свою землю отдавали королю, который передавал ее дарителю в пользование или в бенефиций, а даритель указывал королю наследников.

При Карле Мартелле25 фьефы стали обращать в церковные имущества, а церковные имущества-во фьефы, придав им ряд свойств: церковные имущества получили привилегии фьефов, фьефы - привилегии церковных нмуществ. Таково происхождение почетных прав церковных учреждений.

Вначале свободные люди не могли испрашивать себе фьефы, но впоследствии, после царствования Гонтрана26 и до Карла Великого, это стало возможно. Карл Великий при разделе между своими детьми объявил, что каждый свободный человек после смерти своего сеньора может попросить себе фьеф в любом из трех королевств, равно и тот, кто никогда не имел сеньора. Затем каждый свободный человек смог выбрать себе сеньором кого хотел - либо короля, либо прочих сеньоров. Таким образом, прямо подвластные королю или находившиеся в качестве свободных людей под властью графа незаметно стали чьими-то вассалами именно вследствие указанной свободы.

Следующие изменения в отношении фьефов произошли во Франции при Карле Лысом. В своих капитуляриях27 он повелел, чтобы графства переходили к детям графов и чтобы это правило действовало и для фьефов. Таким образом, фьефы стали переходить к детям и по праву наследования, и по праву выбора.

Когда династия Карла Великого утратила империю28, наследственность фьефов была лишь дозволенной; напротив, когда она утратила и корону Франции, фьефы в этом королевстве стали действительно наследственными, как и сама корона в качестве крупного фьефа.

После того как фьефы из годичных стали наследственными, междусеньорами и вассалами, а также между самими вассалами возникло множество споров; при их решении пришлось регламентировать взаимные права и обязанности каждого. Эти регламенты, собранные постепенно из частных определений, были названы "Законом фьефов"29 и служили Европе долгие века.

В этом законе доктор Никольсон30, один из наиболее ученых английских прелатов по части древностей, различает следующие периоды: 1) рождение - от нашествия северных народов до 650 г.; 2) детство - с 650 по 800 г.; 3) молодость - с 800 по 1027 г. и 4) зрелость.

Государи Европы и их подданные были взаимно объединены благодаря держаниям в качестве фьефов (что, будучи рассмотрено надлежащим образом, вскрывает истинную природу королевской власти); это единение существовало долгое время в том счастливом состоянии, когда ни один государь Европы не воображал, что он наделен произвольной властью, {131} вплоть до тех пор, когда после укрепления северных народов на Западе Империи было предано забвению гражданское право и на свет родилась эта новая идея. Тогда некоторые государи использовали "Царский закон" ("Rex Regia") и присвоили себе деспотическую власть, а в своих королевствах ввели гражданское право, руководствуясь единственно этим соображением. В Англии это предприятие не имело успеха, но во всех других частях Европы оно удалось; например, в Испании даже чтение этого "Закона" было запрещено под страхом смерти31.

Результаты наследственности фьефов. Непрерывность во владении фьефами повлекла за собой бесчисленные последствия. Отсюда произошло установление в Европе права старшинства или первородства - у французов, испанцев, итальянцев, англичан, немцев. Впрочем, во Франции при первой династии это несправедливое право старшинства было неизвестно: корона делилась между братьями, аллоды тоже делились, а временные или пожизненные фьефы, не являясь объектами наследования, не могли быть объектами раздела. При второй династии, когда Людовик Благочестивый передал титул императора своему старшему сыну Лотарю, он определил своего рода первенство этого государя над его младшими братьями32.

Можно считать, что право старшинства, установленное для наследования фьефов, стало действовать и в отношении короны, которая была большим фьефом. Древнего закона разделов больше не существовало; поскольку фьеф был обложен службой, владельцы должны были быть в состоянии ее выполнять; феодальная верность вытесняет государственное или гражданское право.

С тех пор как фьефы стали наследственными, герцоги - правители провинций и графы - правители городов, не довольствуясь постоянным владением фьефами в своих семьях, сами стали превращаться в сеньоров - собственников тех местностей, где они были лишь чиновниками, либо военными, либо гражданскими, либо теми и другими одновременно. Тем самым в государстве появился новый вид власти, названный сюзернитетом; термин этот, по мнению Луазо33, столь же странен, как и сам род этой нелепой сеньории.

По отношению к фьефам, которые находились на их территориях и которые невозможно было присвоить, так как они переходили к детям владельцев по наследству, они [герцоги, графы], чтобы вознаградить себя, изобрели побор, названный правом выкупа34, который вначале уплачивался прямыми наследниками, а затем - по обычаю - лишь боковой линией. Таково происхождение права выкупа, перешедшего в наши кутюмы.

Вскоре стало можно передавать фьефы и на сторону в качестве личного имущества; отсюда в целом ведут происхождение продажные пошлины - lods et ventes35 (см. статьи об особенностях этих пошлин в разных кутюмах36 королевства).

Пока фьефы были пожизненными, невозможно было отдать часть фьефа в постоянное держание в качестве арьер-фьефа, ибо было бы {132} нелепым, если бы тот, кто лишь пользуется вещью, распоряжался ею как собственностью. Но, когда они стали постоянными, это дозволялось с некоторыми ограничениями, которые вошли частично в наши кутюмы, и именно это и называлось "пользоваться своим фьефом".

Когда при постоянных фьефах установилось, как мы упомянули, право выкупа, то при отсутствии сыновей дочери смогли наследовать фьеф, ибо, отдавая фьеф дочери, сеньор умножал поводы для применения своего права выкупа, так как муж должен был выплачивать его, как и жена. Однако это правило не применялось к короне, которая ни от кого не была зависима и, следовательно, не подлежала действию права выкупа.

Элеонора унаследовала Аквитанию, а Матильда - Нормандию. Право дочерей на наследование фьефов считалось тогда столь бесспорным, что Людовик VII, по прозвищу "Младший", после расторжения своего брака с Элеонорой беспрекословно возвратил ей Гиень в 1150 г.37

Пока фьефы были временными, их давали тем людям, которые могли служить за них, и вопроса о несовершеннолетних не возникало; когда же они стали постоянными, сеньоры вступали во владение фьефом до совершеннолетия - либо для увеличения своих доходов, либо для обучения наследника военному делу. Я думаю, что около 877 г. короли стали назначать управителей фьефами в целях сохранения их для несовершеннолетних; примеру последовали сеньоры, и это дало начало так называемому праву "благородной опеки" (garde-noble), основанному на совершенно отличных от обычной опеки принципах.

Когда фьеф был пожизненным, его владелец поручал себя за него [сеньору], и реальная передача фьефа утверждалась верховной властью, подобно тому как теперь утверждается то, что мы называем оммажем38.

Когда фьефы стали переходить к наследникам, то бывшее вначале необязательным признание себя вассалом превратилось в упорядоченную процедуру; она получила более пышный вид, сопровождаясь множеством формальностей, с тем чтобы запечатлеть в памяти на всю жизнь обязанности сеньора и вассала.

Пока фьефы были временными, или пожизненными, они подлежали действию лишь государственных законов; поэтому в гражданском праве того времени очень мало упоминаний о фьефах; но, когда, став наследственными, они получили возможность быть проданными, подаренными, завещанными, они вошли в ведение как государственного, так и гражданского права. Фьеф как обязанность военной службы подлежал политическому законодательству, а как вид отчуждаемого имущества - праву гражданскому; так было положено начало гражданскому законодательству о фьефах.

Поскольку фьефы стали наследственными, законы, касающиеся порядка наследования, должны были соответствовать непрерывности держания фьефов; так установилось положение французского права - "родственники по восходящей линии не наследуют родового имения" - вопреки римскому и салическому праву. Фьеф давался за службу, поэтому дед или двоюродный дед уже не годились сеньору в качестве вассалов. Но {133} первоначально это правило касалось одних только фьефов, как сообщает нам де Бутилье39.

Раз фьефы стали наследственными, сеньоры заботились, чтобы служба за фьеф была обеспечена, и требовали, чтобы дочери - наследницы фьефов не выходили замуж без их согласия, так что брачный контракт стал для дворян и феодальной, и гражданской сделкой. В таком контракте, составленном под наблюдением сеньора, делались распоряжения о будущем наследовании с тем, чтобы наследники могли служить за фьеф.

Словом, когда фьефы стали наследственными и распространились арьер-фьефы, во Франции появились разные обычаи, к которым больше не могли быть применены права салическое, рипуарское, бургундское и вестготское. Дух его некоторое время сохранялся, а именно большинство дел регулировалось путем штрафов, но поскольку стоимость изменялась, то менялись и штрафы. Следовали духу права, не соблюдая самого права. Впрочем, Франция, разделенная на множество мелких сеньорий, признававших феодальную зависимость в большей степени, чем государственную, не имела больше общего законодательства. Салическое, бургундское и вестготское права в конце правления второй династии совсем не соблюдались, а в начале правления третьей династии о них почти не упоминали40. Таким образом, варварские законы и капитулярии потеряли свою силу.

Наконец, на рубеже XII-XIII вв. феодальный строй перестал удовлетворять всех монархов, правивших во Франции, Англии, Германии. Почти одинаково и одновременно они принялись его разрушать и строить на его развалинах подобие муниципальной организации городов и бургов. С этой целью они наделили города и бурги в своих государствах многими привилегиями. Некоторое число сервов стали горожанами, а горожане за деньги приобрели право выбора своих городских чиновников. Для Франции начало эпохи муниципального строя в городах и бургах можно датировать серединой XII в. Английский король Генрих II даровал такие же прерогативы городам своего королевства; императоры в Германии действовали по тому же принципу. Например, Шпейер вопреки противодействию епископа купил в 1166 г. право выбирать бургомистра. Казалось, что в силу обстоятельств времени и нужды государей в деньгах возродилась естественная свобода людей. Однако эта свобода была еще рабством в сравнении со свободой многих городов Италии, превратившихся тогда, к удивлению всей Европы, в республики.

Однако постепенно города и бурги различных королевств возросли в числе и стали все более и более значительными. Затем под давлением необходимости - матери промыслов - многие люди в поисках заработка вынуждены были изобретать средства для обеспечения потребностей богачей; так были изобретены ремесла в разных странах и местностях. Наконец, появилась в Европе и плодотворная для всех торговля и началось достойное любви возрождение литературы, искусства, науки, поощряемых к развитию и прогрессу; но, поскольку в здешней жизни нет ничего в чистом виде, возродились и гнусные римские налоги, столь вредные и {134} жестокие неизвестные в государстве франков и, к несчастью, введенные в нашу практику, когда люди начали пожинать плоды ремесел и торговли.

Теоретические работы о фьефах. Как только фьефы стали наследственными, о них начали писать почти все авторы, обычно перенося в отдаленные времена главные идеи своего времени, что порождало бесконечные ошибки. Кое-кто, зайдя далеко, выстроил систему из предвзятых идей41. Очень немногие сумели без предубеждения направить свой ум к подлинным истинам феодального права, того права, которое в Европе появилось неожиданно, без связи с предшествующим, того права, которое повлекло за собой много добра и зла, того права, наконец, которое породило порядок со склонностью к анархии и анархию со склонностью к порядку. Лишь г-н де Монтескье сумел войти в этот лабиринт с путеводной нитью; он обозрел все и обрисовал ясную картину начала, путей и поворотов; я же передал эскиз этой картины, постоянно заимствуя у него карандаш, ио, разумеется, без его колорита42.


Фьеф (Fief), т. 6, 1756.

Автор - Л. де Жокур.

1 Левды (leudes) - букв. "королевские люди", дружинники, т.е. вассалы, владевшие феодами.

2 Арьер-фьеф (arriere-fief) - один из видов феодального держания, получаемый феодалом не прямо от верховного собственника земли, а через его вассала.

3 Речь идет о Ш.Монтескье и его труде "Дух законов".

4 В III-VII вв. происходило так называемое "Великое переселение народов" - массовое перемещение германских, славянских, сарматских и других племен на территории Западной и Восточной Римской империи.
Восточногерманские племена готов, разделившихся позднее на остготов и вестготов, переселились из причерноморских степей в восточные провинции империи. В V в. они образовали свои королевства в Италии, Южной Франции, Испании. Бургунды и франки, захватившие Галлию, основали там свои королевства; англы и саксы образовали несколько королевств в оставленной римлянами Британии.

5 Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.) - политический деятель и римский полководец, в 58-51 гг. до н.э. завоевавший Галлию, автор "Записок о Галльской войне" ("Cornmentarii de bello Gallico"). См.: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне. Пер. и коммент. акад. М.М.Покровского. Отв. ред. акад. И.И.Толстой. Изд. 2-е. М., 1962. - О Таците см. прим. 3 к ст. "Представители".

6 Имеется в виду Юлий Цезарь.

7 Меотидой древние греки и римляне в VII в. до н.э.-IV в. н.э. называли Азовское море.
Скифия - название Северного Причерноморья в сочинениях античных писателей VII-I в. до н.э. С I в. до н.э. территория Скифии стала называться Сарматией.
Сарматы - общее название ираноязычных племен, занимавших в I в. до н.э.-IV в. н. э. среднюю и южную часть Восточно-Европейской равнины.

8 Аттила (ум. в 453 г.) - предводитель гуннов. При нем гуннский союз племен распространил свою власть по территории от Кавказа до Рейна и от Дуная до Дании.

9 Аквилея - город в Северной Италии, крупный торговый центр, разоренный Аттилой в 452 г.

10 Паннония - римская провинция, занимавшая западную часть современной Венгрии, северную часть современной Югославии и восточную часть современной Австрии.

11 В 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную между сыновьями императора Феодосия Великого Аркадием и Гонорием.

12 Имеются в виду турки, завоевавшие Грецию (Византию) в XV в.

13 Иорнанд, или Иордан (Iornandus, Iordanus, род. ок. 485 г.), - готский историк, автор сочинений, написанных около 551 г. и получивших краткие названия "Romana" и "Getica". Полные названия: "О сумме времен, или о происхождении и деяниях римлян" ("De summa temporum vel origine actibusque gentis romanorum"); "О происхождении и деяниях гетов" ("De origine actibusque Getice gentis"). См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Вступ. статья, пер. и комм. Е.Ч. Скржинской. М., 1960, с. 70.

14 Скабины (echevins) - судебные заседатели во Франкском королевстве, местные крупные землевладельцы.

15 Рорикон - легендарное лицо. Это имя заимствовано у Ш.Монтескье (Дух законов.- Избр. произв. М., 1955, с. 659).

16

16 Бургундское право, зафиксированное в "Бургундской правде" ("Lex Burgundionum") второй половины V-начала VI в., представляет собой собрание законов, изданных бургундскими королями и основанных на обычном праве бургундов.

17 Обосновавшиеся в Галлии франки назывались "салическими" (этимология слова спорна), а их законы были кодифицированы в "Салической правде" ("Lex Salica"), записанной в разных редакциях с начала VI до начала IX в. Обычное право салических франков исключало женщин из наследования земли; затем это положение о "Салической земле" было использовано при утверждении наследования короны во Франции (см. прим. 1 к ст. "Основной закон").

18 Аллод (нем. Allod, франк, alodis) - первоначально наследуемая земля, затем - земля, свободная от феодального подчинения.

19 Ценз (census) - феодальный побор, ежегодно уплачиваемый сеньору сервом или держателем "неблагородной" (ротюрной) земли.

20 Сервы (от лат. servus, букв. "раб") в варварских королевствах находились на положении домашних рабов; с IX-X вв. - это крестьяне, "крепкие" своему сеньору и находящиеся в наиболее приниженном социальном положении.

21 Монах Маркульф (Marculf) составил около 700 г. сборник употребляемых в документах формул, являющийся важным историческим источником.

22 "Книга феодов" ("Liber feodorum") была составлена в казначействе Английского королевства во второй половине XIII в.

23 Здесь фраза оборвана автором.

24 Владение фьефом должно было подтверждаться всякий раз при смене его владельца или сеньора. При этом вассал приносил сеньору клятву верности по определенной формуле.

25 Карл Мартелл (ок. 688-741) - майордом (правитель) Франкского государства (715-741); для отражения арабских набегов организовал конницу и роздал в бенефиции секуляризованные церковные земли.

26 Гонтран - правитель Бургундии (561--593); при нем был утвержден закон о разделе земель между галло-римлянами и бургундами. Карл Великий намеревался в 806 г. разделить свою империю между тремя сыновьями, но поскольку двое из них вскоре умерли, единая империя просуществовала до 843 г.

27 Капитулярии - законы и распоряжения франкских королей (они подразделялись на главы, лат. capitula, отсюда их название). В них содержатся сведения о системе землевладения, управления государством и общественной жизни во Франкском государстве VIII-IX вв. Здесь имеется в виду Керсийский капитулярий, изданный в 877 г. французским королем Карлом II Лысым. Капитулярий закрепил наследственность должности графа и санкционировал политическую самостоятельность графств.

28 Династия Каролингов, царствовавшая во Франкском государстве, которое включало Францию, Германию, Северную Италию и Северо-Восточную Испанию, обладала императорским титулом до 911 г. В 843 г. империя была разделена. Французской короны Каролинги лишились в 887 г., когда франкская знать низложила каролингского правителя Карла Толстого и избрала королем парижского графа Эда. В дальнейшем - в 898-923 и 936-987 гг. - Каролинги вновь занимали французский престол и окончательно были низложены в 987 г., когда французским королем стал Гуго Капет.

29 Здесь речь идет об англо-саксонских "правдах", записях обычного права у англо-саксов VII-IX вв., а также о законах правителей Англии, изданных в X-XI вв.

30 Вильям Никольсон (William Nicolson, 1655-1727) - архиепископ Лондондерри, английский историк. Среди его работ - и названная в статье "Диссертация о феодальном праве древних саксов" (Dissertatio de Jure feudali veterum saxonum praemittitur legibus Anglo-Saxonicis. Londini, 1721).

31 Царский закон ("Lex Regia") - закон, по которому римский сенат даровал всю полноту власти императору Веспасиану (70 г.). Вокруг толкования этого закона долгое время не утихали политические и ученые дебаты.
". . . запрещено под страхом смерти". Здесь де Жокур подразумевает, что испанцы лишались возможности проверить законные основания монархии.

32 Первая династия во Франции - Меровинги (V в.-751 г.), вторая - Каролинги (751-887, затем 898-923 и 936-987).
Людовик Благочестивый (778-840), сын Карла Великого, франкский император (814-840), передал императорский титул своему старшему сыну Лотарю I, но в 843 г. территория империи была поделена между тремя сыновьями Людовика - Карлом Лысым, Людовиком Немецким и Лотарем, который правил Италией и землями по восточной границе Франции (Лотарингия).

33 Шарль Луазо (Charles Loyseau, 1566-1627) - знаменитый французский правовед, адвокат парижского парламента. Одна из его главных работ - "Трактат о сеньориях" (Traite des seigneuries. Parts, 1610).

34 Право выкупа (droit de rachat, droit de relief) - побор, взимавшийся сеньором при наследовании фьефа.

35 Продажные пошлины взимались в определенном размере от продажной цены с каждого акта продажи фьефа или его частей.

36 См. прим. 3 к ст. "Барщина".

37 Альенора (Элеонора) Аквитанская (1122-1204)-наследница герцога Акви-ганского, передала Аквитанию Франции в качестве приданого, став в 1137 г. женой французского короля Людовика VII Младшего (1120-1180). После развода с ним она в 1152 г. вышла замуж за Генриха II Плантагенета, ставшего в 1154 г. английским королем, и тогда Аквитания оказалась английским владением. Дочь графа Фландрского Матильда (ум. в 1083 г.), унаследовав Фландрию, стала женой герцога Нормандского Вильгельма, захватившего в 1066 г. Англию и ставшего английским королем (1066-1087).

38 Оммаж (hommage) - ритуал, по которому вассал признавал себя зависимым от сеньора.

39 Жан де Бутилье (Jean de Boutillier, род. в 1370 г.) - выдающийся средневековый юрист, составивший "Свод законов о сельских владениях" (La somme rurale. Paris, 1486).

40 Вторая династия - Каролинги (см. прим. 28), третья - Капетинги (987-1328): прямые потомки Гуго Капета, затем боковые ветви - Валуа (1328-1589) и Бурбоны (1589-1792).

41 Речь идет о трудах французских историков Анри Буленвилье (см. прим. 7 к ст. "Рабство") и Жана Дюбо (Jean Baptiste Dubos, 1670-1742). Главная работа Дюбо "Критическая история установления французской монархии в Галлии" (Histoire critique de l'etablissement de la monarchic francaise dans les Gaules. Vol. 1-3. Paris, 1734) подверглась основательной критике Ш. Монтескье (см. с. 253).

42 Далее следует перечень книг, упомянутых в тексте статьи.


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.