Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{103}

Республика

РЕСПУБЛИКА (политический строй). Республика есть форма правления, при которой весь народ или его часть обладает верховной властью. У Тацита1 в "Анналах" (кн. 4) сказано: "Республику легче хвалить, чем установить, а если она установлена, то не может быть долговечной".

Если в республике весь народ обладает верховной властью, это демократия. Когда же верховная власть находится в руках части народа, это аристократия.

Когда объединяются несколько политических организаций с целью стать гражданами более значительного государства, которое они хотят учредить, это федеративная республика. Из древних республик самые знаменитые Афинская, Спартанская и Римская.

Здесь я должен заметить, что древние не знали правления, опиравшегося на дворянское сословие и еще менее - на законодательный орган из представителей нации. Республики Греции и Италии были городами, каждый со своим правительством, и все их граждане жили в пределах городских стен. До того как римляне поглотили все республики, почти нигде не было царей - ни в Италии, ни в Галлии, ни в Испании, ни в Германии; все это были небольшие народы или маленькие республики. Даже Африка была подчинена большой [республике]2, Малая Азия распадалась на греческие колонии. Следовательно, не было еще нигде ни депутатов от городов, ни сословных собраний; лишь в Персии можно обнаружить правление одного человека.

В лучших греческих республиках богатства, так же как и бедность, подлежали обложению, ибо богачи обязаны были устраивать на свои средства празднества и жертвоприношения, содержать музыкальные хоры, приобретать колесницы и беговых коней и тратиться при отправлении должностей, которые одни лишь и приносили почет и уважение.

Республики нового времени известны всему миру своей силой, властью и свободой. [Но], например, в республиках Италии народы менее свободны, чем в монархии; поэтому правительству для своего укрепления необходимы жестокие меры, так же как в Турции. Об этом свидетельствуют в Венеции государственные инквизиторы и ящик, куда всякий в любое время может бросить свой донос3. Судите сами, каково положение гражданина в этих республиках. То же учреждение, которое осуществляет исполнение законов, обладает и законодательной властью. Осуществляя свою общую волю, оно может повредить государству, а каждый его член, имея и судебную власть, может уничтожить любого гражданина. Власть там едина, и хотя она лишена внешней пышности, присущей деспотическому государю, она ощущается постоянно. Лишь в Женеве присутствуют счастье и свобода4.

{104}

По самой своей природе республика может существовать лишь на небольшой территории. В большой республике имеются большие богатства, и следовательно, в умах мало уверенности; слишком многое оказывается в руках одного гражданина, интересы разделяются. Сперва человеку кажется, что и без родины он может быть счастливым, великим, известным, а вскоре, - что он один может быть великим на развалинах своей страны.

В большой республике общественное благо приносится в жертву тысяче соображений, оно подвластно исключительным обстоятельствам и зависит от случая. В маленькой - благо народа лучше прочувствовано и лучше понято, оно близко каждому гражданину; там меньше злоупотреблений и их меньше прощают.

Спарта существовала так долго потому, что и после всех войн за ней сохранилась лишь ее территория. Единственной заботой Спарты была свобода, а единственным достоинством свободы - слава.

По духу своему греческие республики вполне удовлетворялись собственными землями и собственными законами. Афины охватило честолюбие, и они заразили им Спарту, но скорее для того, чтобы управлять свободными народами, а не рабами и встать во главе союза5, а не порвать его. Все погибло, когда возникла монархия! Духом этого правления является стремление к расширению.

Разумеется, тирания государя не более подвергает государство опасности, нежели равнодушие к общественному благу в республике. Преимуществом свободного государства является отсутствие фаворитов. Но если их нет, а зато вместо друзей и родственников государя преуспевают друзья и родственники всех, кто составляет правительство, тогда все гибнет. Гораздо опаснее, если законы не выполняются, нежели когда их нарушает государь, который, будучи всегда первым гражданином своего государства, больше других заинтересован в его сохранении.


Республика (Republique), т. 14, 1765.

Автор - Л. де Жокур.

1 Тацит. Анналы. - Сочинения. Т.I. Л., 1969. См. прим. 3 к ст. "Представители".

2 Имеется в виду Карфаген, владевший в VII-II вв. до н.э. областями Северо-Западной Африки.

3 В Венеции все заявления и доносы властям опускались в ящик в виде львиной пасти, прикрепленный к зданию Синьории.

4 Женева в XVIII в. являлась для энциклопедистов идеалом политического строя (см. ст. "Женева"); на деле она была далека от республиканских идеалов: республикой управляли только прямые потомки старинных женевских семейств, большинство граждан были лишены участия в управлении, права гражданства зависели от происхождения. В городе шла острая политическая борьба с олигархией, и она была свергнута в 1794 г.

5 В VI-V вв. до н.э. Афинам принадлежала гегемония в Афинском морском союзе. Борьба Афин с группой греческих городов, возглавляемых Спартой, - Пелопоннесским союзом привела в V в. до н.э. к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне.


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.