Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{87}

Человек

ЧЕЛОВЕК (политика)1. Существуют только два истинных богатства - человек и земля. Человек ничего не стоит без земли, а земля ничего не стоит без человека.

Человек ценен своей численностью; чем более многочисленно общество, тем более оно сильно в мирное время и тем более грозно во время войны. Поэтому государь серьезно озабочен увеличением числа своих подданных. Чем больше у него будет подданных, тем больше у него будет торговцев, рабочих, солдат.

Его владения окажутся в плачевном положении, если когда-либо среди подвластных ему людей кто-то побоится рожать детей или без сожаления оставит жизнь.

Однако недостаточно иметь просто людей, нужно, чтобы они были способными и сильными.

Сильными люди станут, если у них хорошие нравы и им легко добыть и сохранить достаток.

Люди станут способными, если они свободны.

Самое дурное управление, какое только можно вообразить, - если из-за отсутствия свободы торговли изобилие становится порой для провинции таким же опасным бичом, как и неурожай (см.: "Правительство", "Закон", "Налог", "Население", "Свобода" и др.).

Люди вырастают из детей. Поэтому надо беречь и охранять детей с помощью особой заботы об отцах, матерях и кормилицах.

Пять тысяч детей, ежегодно подкидываемых в Париже, могут стать в будущем солдатами, матросами, земледельцами.

Надо уменьшить число рабочих, занятых производством раскоши, и слуг. Бывают обстоятельства, при которых в производстве предметов роскоши люди не используются с достаточной выгодой, ее совсем нет в челяди, которая всегда приносит убыток. Следует обложить слуг налогом для облегчения земледельцев.

Поскольку земледельцы - те люди в государстве, которые трудятся больше всех, а накормлены хуже всех, они неизбежно получают отвращение к своему состоянию или гибнут от него. Говорить, что достаток заставит их бросить свое сословие, - это значит быть невеждой и жестоким человеком.

Вступить в услужение побуждает только надежда на сладкую жизнь. Наслаждение сладкой жизнью удерживает в нем и зовет к нему.

{88}

Использование людей полезно лишь в том случае, когда прибщль превосходит затраты на заработную плату. Богатство нации - это доход от суммы ее трудов сверх затрат на заработную плату.

Чем более велик чистый доход и чем более равно он поделен, тем лучше управление. Чистая прибыль, равно поделенная, может быть предпочтительней большей чистой прибыли, очень неравно разделенной и делящей народ на два класса, из которых один пресыщен богатством, а другой погибает в нищете. Пока в государстве имеются пустоши, человек не может быть без убытка занят в мануфактуре.

К этим простым и ясным принципам мы могли бы добавить великое множество других, которые обнаружит и сам государь, если он обладает мужеством и твердой волей, необходимыми для их воплощения в жизнь.


Человек (политика) (Homme, politique), т. 8, 1765.

Автор - Д. Дидро.

1 В этой статье очень явственно проступает трактовка человека как члена общества, ответственность за судьбу которого лежит на государстве. Кроме того, в ней обнаруживаются черты теории физиократов, одного из направлений классической буржуазной политической экономии, разработанного во Франции в 1750-1770-е годы. Многие их положения впервые были изложены на страницах Энциклопедии.


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.