|
|
{7}
ИСТОРИЯ - это изложение фактов, приведенных в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изложением фактов ложных.
Существует история мнений, которая есть не что иное, как собрание людских заблуждений; история (механических) искусств является, возможно, самой полезной из всех, когда она сочетает изучение изобретений и прогресса (механических) искусств с описанием их механизма; естественную историю неточно называют историей, так как она составляет существенную часть физики.
История событий делится на священную и гражданскую. Священная история - это ряд божественных и чудесных действий, с помощью которых богу было угодно некогда руководить еврейским народом, а ныне испытывать нашу веру. Я совсем не коснусь этого почтенного предмета.
Фундамент всякой истории составляют рассказы отцов детям, передаваемые из поколения в поколение; первоначально они являются лишь вероятными, но с каждым поколением степень вероятности падает. Со временем басня разрастается, а истина исчезает, поэтому происхождение каждого народа стало нелепицей. Например, египтянами в течение долгих веков правили боги, затем полубоги, наконец, в течение 11 340 лет у них были цари, и в этот отрезок времени солнце четыре раза изменяло место своего восхода и заката.
Финикийцы считали, что они жили в своей стране 30 000 лет, и эти 30 000 лет были заполнены такими же чудесами, что и египетская хронология. Известно, какие смехотворные чудеса царят в древней греческой истории. Римляне, как бы серьезны они ни были, тем не менее наполнили баснями первые века своей истории. Этот народ, столь новый по сравнению с азиатскими, пятьсот лет не имел историков. Поэтому неудивительно, что Ромул считался сыном Марса, а его кормилицей была волчица, что он с 20 тысячами человек выступил из своей деревни Рим против 25 тысяч воинов из деревни сабинян, что впоследствии он стал богом, что Тарквиний Старший рассек камень ножом и что весталка своим поясом протащила корабль по земле.
Самые ранние анналы всех наших современных наций не менее баснословны; эти дивные и невероятные вещи следует сообщать, но лишь как доказательства людского легковерия, они входят в историю мнений.
{8}
Есть только одно средство достоверно узнать что-либо из древней истории - рассмотреть несколько бесспорных памятников, если они уцелели. Таковых в письменном виде имеется только три: первый - сборник астрономических наблюдений, непрерывно производившихся в Вавилоне в течение 1900 лет; он был отправлен Александром в Грецию и использован в Альмагесте Птолемея1. Эта серия наблюдений, восходящих к 2134 г. до н.э., неопровержимо доказывает, что уже за многие века до того вавилоняне составляли единый народ, ибо умение есть дело лишь времени, а природная леность людей тысячи лет оставляет их без иных познаний и иных талантов, кроме умения питаться, защищаться от непогоды и резать друг друга. Об этом можно судить на примерах германцев и англичан времен Цезаря, нынешних татар, народов половины Африки и тех, что мы нашли в Америке, исключая в некоторых отношениях королевства Перу и Мексики и государство Тласкала2.
Второй памятник - это полное затмение солнца, вычисленное в Китае в 2155 г. до н.э. и признанное правильным всеми нашими астрономами. О китайцах надо сказать то же, что и о народах Вавилонии; они несомненно уже жили в большой просвещенной империи. Китайцев ставит над всеми народами земли то, что ни законы, ни их нравы, ни язык, на котором там говорят ученые, не изменялись уже около 4 тысяч лет. Однако эта нация3, самая древняя из всех ныне существующих, владеющая самой обширной и самой красивой страной, изобретшая почти все промыслы до того, как мы кое-каким научились у них, вплоть до наших дней всегда исключалась из наших мнимо всеобщих историй. Когда испанцы или французы перечисляют нации, никто из них не упускает случая, чтобы назвать свою страну древнейшей монархией в мире.
Третий памятник, значительно уступающий двум другим, - Арондельские мраморные доски, где высечена Афинская хроника с 263 г. до н.э., доведенная только до Кекропса, т.е. на 1319 лет раньше того времени, когда она была высечена4. Таковы единственные бесспорные данные, которыми мы обладаем, из истории всей античности.
Неудивительно, что для гражданской истории античности нет данных древнее 3 тысяч лет. Причина тому - перемены на этой планете, а также долгое и всеобщее невежество в искусстве передавать факты с помощью письменности; есть еще множество народов, у которых и теперь нет в этом никаких навыков. Искусство письма было известно лишь очень небольшому числу просвещенных народов, и, кроме того, им владели очень немногие [лица]. До XIII-XIV вв. среди французов и немцев не было ничего более редкостного, чем умение писать: почти все акты удостоверялись лишь свидетелями5. Во Франции кутюмы страны6были записаны только при Карле VII в 1454 г. Искусство письма было еще более редким у испанцев, отчего их история так суха и малодостоверна до времени Фердинанда и Изабеллы. Отсюда видно, что из умевших писать немногие могли внушить к себе уважение.
Были народы, которые завоевывали части света, не имея понятия о буквах. Известно, что Чингис-хан завоевал часть Азии в начале XIII в., {9} но знаем мы это не от него и не от татар. Их история, написанная китайцами и переведенная отцом Гобиль7, свидетельствует, что татары совсем не умели писать.
Письмо было неизвестно и скифу Огу-хану, прозванному персами и греками Мадиес8, который завоевал часть Европы и Азии задолго до царствования Кира. По всей вероятности, тогда из ста народов, может быть, лишь два употребляли буквы.
Остаются памятники другого рода, которые являются свидетельством лишь отдаленной древности некоторых народов и предшествуют всем известным эпохам и всем книгам. Это такие чудеса архитектуры, как египетские пирамиды и дворцы, которые не пострадали от времени. Геродот9, живший 2200 лет тому назад и видевший их, не мог узнать у египетских жрецов, когда именно их воздвигли.
Трудно дать самой древней из пирамид меньше 4 тысяч лет, но надо принять во внимание, что эти тщеславные усилия царей могли быть предприняты лишь спустя длительное время после основания городов. А чтобы выстроить города в ежегодно затопляемой стране, вначале надо было укрепить илистую землю и сделать ее недоступной для затопления. Прежде чем выполнить это необходимое условие и прежде чем получить возможность приступить к этим великим сооружениям, надо было, чтобы народы уже умели делать убежища во время половодья на Ниле среди скал, образующих две гряды справа и слева от этой реки. Надо было, чтобы эти объединившиеся народы обладали орудиями для пахоты, строительства, землемерными познаниями, а также законами и гражданским порядком; все это обязательно требует громадного времени. По множеству обстоятельств, которые всегда тормозят наши самые необходимые и самые мелкие предприятия, мы видим, сколь трудно совершать крупные дела и что нужно не только неустанное упорство, но и многие поколения, вдохновленные этим упорством.
Однако кто бы ни воздвиг одну-две удивительные громады - Менес или Тот, Хеопс или Рамзес10, - мы не сможем изучить по ним историю древнего Египта: язык этого народа утрачен. Следовательно, мы ничего не знаем, кроме того, что еще до появления древнейших историков был уже материал для составления древней истории.
Та история, которую мы называем древней и которая на самом деле является недавней, охватывает только 3 тысячи лет - для более ранних времен мы можем строить лишь некоторые предположения, - она сохранилась только в двух светских трудах - в китайской хронике и в истории Геродота. Древние китайские хроники касаются лишь своей отделенной от прочего мира империи. Геродот, более для нас интересный, рассказывает обо всей известной тогда земле. Он очаровал греков рассказами, содержащимися в девяти книгах его истории, новизной труда, красотой слога и в особенности своими баснями. Почти все, что он рассказывает со слов чужеземцев, - баснословно, но все то, что он видел сам, - верно. От него известно, например, какое чрезвычайное изобилие и какое {10} великолепие царили в Малой Азии, ныне бедной и обезлюдевшей. Он видел в Дельфах11 удивительные золотые дары, которые прислали туда лидийские цари, а ведь он имел в виду читателей, знавших Дельфы не хуже его. Сколько же времени должно было пройти прежде, чем лидийские цари смогли накопить достаточный избыток богатств, чтобы делать такие значительные дары чужеземному храму!
Но когда Геродот передает услышанные им сказки, его книга становится просто романом, похожим на милетские басни. То это Кандавл, который показывает свою жену совсем нагой своему другу Гигесу12, а женщина из скромности не оставляет Гигесу иного выхода, как убить ее мужа и жениться на вдове или погибнуть. То это дельфийский оракул, который угадывает, что в тот момент, когда он говорит, Крез13 в ста милях от него велит сварить черепаху в бронзовом сосуде. Роллен14, повторивший подобные вымыслы, восхищается познаниями оракула и достоверностью [речений жрицы] Аполлона, а также целомудрием жены царя Кандавла, и по этому поводу он рекомендует полиции запретить молодым людям купаться [нагими] в реке. Время так дорого, а история столь необъятна, что надо избавить читателей от подобных басен и наставлений.
История Кира15 совсем искажена вымышленными преданиями. Весьма вероятно, что этот Киро, называемый Киром, став во главе воинственных народов Элама, действительно завоевал Вавилон, погрязший в наслаждениях. Однако неизвестно, какой царь правил тогда в Вавилоне: одни называют Валтасара, другие - Анабота. По Геродоту, Кир был убит в походе против массагетов, Ксенофонт16 в своем моральном и политическом романе описывает его смерть в постели.
Об этих сумерках истории известно лишь то, что издавна существовали обширные империи и тираны, власть которых покоилась на народной нищете; что тирания доходила до того, что мужчин лишали их пола, чтобы употребить их в отрочестве для гнусных забав, а в старости для охраны женщин; что людьми управляло суеверие, что сновидение считали голосом с неба, который решал, быть ли войне или миру, и т.п.
По мере того как Геродот в своей истории приближается к своему времени, он лучше осведомлен и более правдив. Следует признать, что для нас история начинается лишь с походов персов против греков. До этих важных событий имеется лишь несколько смутных преданий, включенных в детские сказки. Геродот становится образцом для историков, когда он описывает грандиозные приготовления Ксеркса17 с целью покорить Грецию, а затем Европу. Он ведет его в сопровождении почти двух миллионов солдат от Суз до Афин. Он сообщает нам, как были вооружены столь разные народы, которые этот правитель вел за собой; ни один не был забыт от глубин Аравии и Египта до Бактрии18 и северного побережья Каспийского моря, где тогда жили могущественные народы, а ныне кочевые татары. Все народы от Босфора Фракийского до Ганга находились под его знаменами. Мы видим с изумлением, что этому государю были подвластны такие же пространства, как и Римской империи; у него было все то, что принадлежит теперь Великому Моголу19 по ту сторону Ганга, вся {11} Персия, вся страна узбеков, вся Турецкая империя, если исключить из нее Румынию, но зато он владел Аравией. По протяженности его владений видно, как ошибаются сочинители в стихах и прозе, считающие Александра, мстителя за греков, безумцем за то, что он подчинил себе империю врага греков. Он вторгся в Египет, Тир, Индию только потому, что они принадлежали правителю, разорившему Грецию.
У Геродота то же достоинство, что и у Гомера; он был первым историком, как Гомер19 - первым эпическим поэтом, и оба поняли красоту, свойственную неведомому до них искусству. Геродот великолепно изобразил, как этот владыка20 Азии и Африки заставил свою огромную армию перейти из Азии в Европу по мосту из судов, как он захватил Фракию, Македонию, Фессалию, Верхнюю Ахайю и как вошел в покинутые и опустевшие Афины. Невозможно было предвидеть, что афиняне, лишившиеся города и территории, укрываясь на своих судах с некоторыми другими греками, обратят в бегство многочисленный флот великого царя, что они возвратятся к себе победителями и заставят Ксеркса с позором увести остатки своей армии, а затем по договору запретят ему навигацию в своих морях. Это превосходство маленького, отважного и свободного народа над всей рабской Азией, - вероятно, самое славное, чем обладают люди. Эти события показывают также, что народы Запада всегда были более искусными моряками, чем азиатские народы. Когда читаешь современную историю, победа при Лепанто21 заставляет вспомнить Саламинскую битву22, и сравнить дона Хуана Австрийского с Солоном, Фемистоклом и Эврибиадом. Вот, пожалуй, единственная польза, которую можно извлечь из изучения этого далекого времени.
Фукидид, преемник Геродота, ограничивается тем, что подробно излагает нам историю войны в Пелопоннесе, который чуть побольше какой-нибудь провинции во Франции или Германии, но который дал людей, вполне достойных бессмертной славы; похоже, что ужасный бич гражданской войны разжег новое пламя и новые силы человеческого духа, ибо именно в это время расцвели в Греции все искусства. Таким же образом начали они совершенствоваться впоследствии в Риме во время других гражданских войн при Цезаре и еще раз возродились в XV-XVI вв. нашей эры среди народа Италии.
За Пелопоннеской войной, описанной Фукидидом23, следует славное время Александра24, государя и достойного воспитанника Аристотеля; он основал больше городов, чем другие государи разрушили, и изменил отношения в мире. При нем и его преемниках процветал Карфаген, и Римская республика начала привлекать к себе взоры народов. Другие еще коснели в варварстве: кельты, германцы и все северные, в ту пору никому не известные народы.
История Римской империи заслуживает нашего наибольшего внимания, так как римляне были нашими учителями и законодателями. Их законы еще до сих пор в силе в большинстве наших провинций25, их язык еще живет, и долгое время после их гибели он был единственным языком, на котором {12} составлялись публичные акты в Италии, Германии, Франции, Испании, Англии, Польше.
При разделе Римской империи на Западе установился новый строй, тот, что называется средневековым. Его история есть варварская история варварских народов, которые, став христианами, не сделались от этого лучше26.
В то время как Европа была столь потрясена, в VII в. появляются арабы, до сих пор остававшиеся в своих пустынях. Они распространяют свою власть и господство на Переднюю Азию, Африку, завоевывают Испанию; их сменяют турки, которые учреждают столицу своей империи в Константинополе в середине XV в.
В конце именно этого века был открыт Новый Свет, и вскоре после этого европейская политика и искусства приобрели новые формы. Искусство книгопечатания и возрождение наук приводят к появлению наконец довольно точных исторических трудов вместо смехотворных хроник, погребенных в монастырях со времени Григория Турского27. Вскоре каждая нация Европы получает своих историков. Прежняя скудость оборачивается излишеством: не остается города, который не хотел бы иметь свою собственную историю. Читатель подавлен громадой мелочей. Тот, кто хочет научиться, должен ограничиться ходом крупных событий и избегать всех мелких частных фактов, которые ему мешают; во множестве переворотов он улавливает дух времени и нравы народов. В особенности необходимо заняться историей своей родины, изучить ее, овладеть ею, сохранить в ней все детали, а на другие нации бросить более общий взгляд. Их история интересна только в зависимости от их отношений с нами или благодаря совершенным ими значительным деяниям. В первые века после падения Римской империи, как уже отмечено, происходили вторжения варваров с варварскими же именами; исключение составляет лишь время Карла Великого28. Англия остается почти изолированной до правления Эдуарда III29, Север пребывает диким до XVI в., в Германии долгое время царит анархия. Распри императоров с папами разоряют Италию в течение 600 лет, и трудно уловить истину из-за пристрастности малообразованных писателей, составивших бесформенные летописи тех несчастливых времен. Испанская монархия знала лишь одно событие при вестготских королях, и это событие - ее уничтожение; полный беспорядок [длился] до царствования Изабеллы и Фердинанда30. Франция при Людовике XI - жертва мрачных бедствий при беспорядочном управлении. Даниэль31 утверждает, что первые века во Франции интереснее римских; он не понимает, что происхождение ткой обширной империи тем более интересно, чем более оно скромно, и что интересно увидеть родничок, из которого родится поток, затопивший половину мира.
Чтобы проникнуть в сумрачный лабиринт средневековья, нужна помощь архивов, а их почти нет. Некоторые старые монастыри сохранили хартии и дипломы с дарениями, подлинность которых иногда оспаривается32, но это не тот источник, который может осветить политическую историю и публичное право Европы. Из всех стран бесспорно Англия {13} обладает дает самыми древними и самыми полными архивами. Акты, собранные Раймером33 благодаря покровительству королевы Анны, начинаются с XII в. и продолжаются без перерыва до наших дней. Они проливают много света и на историю Франции. Например, из них видно, что Гиень34 принадлежала англичанам по праву абсолютного суверенитета, когда король Франции Карл V присоединил ее своим указом и овладел ею с помощью оружия35. Отсюда же известно, какие значительные суммы и какого рода дань уплатил Людовик XI королю Эдуарду IV, с которым он мог бы сражаться36, и сколько денег ссудила королева Елизавета Генриху Великому, чтобы помочь ему взойти на трон37, и т.д.
О пользе истории. Эта польза состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными, которое может сделать государственный деятель или гражданин; это [сравнение] побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии. Крупные ошибки в прошлом очень полезны во всех отношениях. Нельзя не напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастьях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминание о них мешает их повторению. Знаменитый маршал Саксонский38 добывал всеми способами сведения о том, что он называл "позициями", именно потому, что он прочел подробные известия о битвах при Креси, Пуатье, Азенкуре, Сен-Кантене, Гравелине и т.д.39
Примеры оказывают большое влияние на ум государя, если он читает со вниманием. Тогда он увидит, что Генрих IV начал свою большую войну, которая должна была изменить европейскую систему, только после того, как достаточно обеспечил основу для такой войны, чтобы иметь возможность выдержать ее в течение многих лет без всякой финансовой поддержки40.
Он увидит, что королева Елизавета благодаря одним лишь ресурсам торговли и разумной экономии могла сопротивляться могущественному Филиппу II и что из сотни кораблей, высланных ею в море против непобедимого флота, три четверти были поставлены торговыми городами Англии41.
То, что при Людовике XIV территория Франции не пострадала за все девять лет неудачнейшей войны, доказывает пользу пограничных крепостей, которые он построил42. Напрасно автор труда о причинах падения Римской империи порицает Юстиниана за то, что он проводил такую же политику, что и Людовик XIV. Ему следовало бы порицать лишь тех императоров, которые не позаботились о пограничных крепостях и открыли ворота империи перед варварами43.
Наконец, большая польза современной истории и ее преимущество перед древней состоит в том, что она учит всех властителей тому, что начиная с XV в. страны всегда объединялись против чрезмерно усилившейся державы. Эта система равновесия была неизвестна древним, и в этом причина успеха римского народа, который, создав армию, превосходившую войска других народов, подчинил их одного за другим от Тибра до Евфрата.
{14}
Об исторической достоверности. Всякая достоверность, не обладающая математическим доказательством, есть лишь высшая степень вероятности. Иной исторической достоверности не существует.
Когда один лишь Марко Поло первым рассказал о размерах и населенности Китая44, он не вызвал к себе доверия, да и не мог его требовать. Португальцы, пришедшие в эту обширную империю спустя многие века, придали этим сведениям вероятность. Ныне они бесспорны в силу той бесспорности, которую порождают единодушные утверждения тысячи очевидцев разных народов, так что никто не может опровергнуть их свидетельств.
Если бы лишь два-три историка описали приключения короля Карла XII, который вопреки желанию своего благодетеля-султана упорно не покидал его владения и сражался вместе со своей свитой против армии янычар и татар, я воздержался бы от суждения; но после бесед со многими очевидцами, которые ни разу не подвергли эти действия сомнению, пришлось в них поверить, ибо в конце концов, хотя они не были ни разумными, ни обычными, тем не менее не противоречат законам природы и характеру героя45.
Историю человека в железной маске46 я мог бы считать романом, если бы узнал о ней только от зятя врача, лечившего этого человека на его смертном одре. Но поскольку офицер, охранявший его тогда, также подтвердил мне факты, равно как и все, кто должны были быть о них осведомлены, а дети государственных министров, хранивших эту тайну, еще живы и осведомлены так же, как и я, то я придал этой истории большую степень вероятности, хотя, однако, и меньшую, чем та, которая заставляет поверить в события, происшедшие в Бендерах, ибо те имеют больше свидетелей, чем жизнь человека в железной маске.
Не следует верить тому, что противоречит естественному ходу вещей, если только это не относится к людям, вдохновленным божественным разумом. В статье "Достоверность" данной Энциклопедии содержится большой парадокс, ибо утверждается, что нужно доверять всему Парижу, который будет говорить, что видел воскрешение мертвого, точно так же, как верят всему Парижу, когда он говорит, что выиграна битва при Фонтенуа47. Но очевидно, что свидетельство всего Парижа о невероятном событии не может быть равным свидетельству Парижа о событии возможном. В этом и заключаются первые понятия разумной метафизики. Наша Энциклопедия служит истине; одна статья должна исправлять другую, и если содержится какая-либо ошибка, она должна быть отмечена более сведущим человеком.
Недостоверность истории. Различают мифологические и исторические времена. Но и в самих исторических временах должно различать правду и басни. Я не говорю здесь о баснях, ныне признанных таковыми, например о чудесах, которыми Тит Ливий украсил или испортил свою историю48. Но сколько поводов для сомнений в самых общепризнанных фактах! Надо обратить внимание на то, что Римское государство существовало 500 лет без историков и что сам Тит Ливий сожалел об утрате жреческих {15} анналов49 и других памятников, которые почти все погибли при пожаре Рима (pleraque interire). Надо учесть и то, что в течение первых трехсот лет письменных памятников вообще было мало (rаrае per eadem tempora litterae). Тогда позволено будет усомниться во всех событиях, которые не соответствуют обычному порядку человеческих дел. Вероятно ли, что Ромул, внук царя сабинян, был вынужден похитить сабинянок, чтобы получить жен50? Правдоподобна ли история Лукреции51? Можно ли поверить Титу Ливию, что царь Порсенна, придя в восхищение от [доблести] римлян, ушел [из-под Рима], ибо какой-то фанатик хотел его убить52? Не склониться ли, напротив, к мнению Полибия53, на двести лет более раннему, чем Тит Ливий, который говорит, что Порсенна покорил римлян? Заслуживает ли доверия история Регула, посаженного карфагенянами в бочку с железными шипами54? Не написал ли бы об этом современник Полибий, если бы такое событие действительно произошло? Между тем он не проронил о нем ни слова. Откройте словарь Морери55 на статье "Регул", он уверяет, что пытки этого римлянина описаны Титом Ливием. Однако та декада, в которой Тит Ливий мог бы об этом сказать, утрачена; имеется лишь дополнение Фрейнзениуса56, и вот оказывается, что автор словаря цитирует немца XVII в., считая, что цитирует римлянина эпохи Августа. Можно было бы составить необъятные тома, заполненные фактами общеизвестными, но в которых необходимо сомневаться. Однако размеры этой статьи не позволяют сказать большего.
Являются ли историческими доказательствами монументы, ежегодные обряды и даже медали? Естественно предположить, что монумент, воздвигнутый нацией для прославления какого-либо события, доказывает его подлинность. Однако, если эти памятники воздвигнуты не современниками, если они прославляют маловероятные события, доказывают ли они что-либо иное, кроме того, что ими было освящено лишь то или другое общественное воззрение?
Рoстральная кoлoнна, вoздвигнутая в Риме сoвременниками Дуилия, несoмненнo подтверждает факт морской победы, одержанной Дуилием57. Но доказывает ли статуя авгура Навия, который разрезал булыжник бритвенным ножом, что он совершил это чудо58? Являются ли статуи Цереры и Триптолема в Афинах бесспорными доказательствами того, что Церера обучила афинян земледелию59? Подтверждает ли истинность истории с Троянским конем знаменитая статуя Лаокоона, которая сохранилась доныне60?
Обряды и ежегодные праздники всей нации отнюдь еще не доказывают приписываемое им происхождение. Праздник Ариона, несомого дельфином, справлялся у римлян, как и у греков61. Праздник Фавна напоминал об его приключении с Геркулесом и Омфалой, когда влюбленный в Омфалу Фавн занял место Геркулеса на ложе его возлюбленной. Знаменитый праздник луперкалий был установлен в честь волчицы, вскормившей Ромула и Рема62.
На чем был основан праздник Ориона, отмечаемый в пятые иды мая63? Вот на чем: Хирей принимал у себя Юпитера, Нептуна и {16} Меркурия; когда прочие гости удалились, этот старик, не имевший жены и желавший ребенка, поведал о своем горе трем богам. Немыслимо сказать, что именно они сделали на шкуре быка, мясом которого Хирей накормил их; затем они положили на эту шкуру немного земли, и от этого после девяти месяцев родился Орион.
Почти все римские, сирийские, греческие, египетские праздники были основаны на подобных сказках, равно как и храмы, и статуи античных героев. Это памятники, которые легковерие посвящало заблуждению.
Медали, даже современные, подчас не являются доказательствами. Сколько раз лесть чеканила медали в честь битв с неопределенным исходом, но превращенных в победы, и в честь замыслов, состоявшихся лишь в легендах? Даже в недавнее время, когда англичане в 1740 г. воевали с испанским королем, разве не была выбита медаль, свидетельствовавшая о взятии Карфагена адмиралом Верноном и притом как раз в то время, когда адмирал снял с него осаду64?
Медали являются безупречными свидетельствами лишь в том случае, если событие подтверждено современными авторами; тогда эти доказательства, подкрепляя друг друга, констатируют истину.
Нужно ли в историю включать речи и создавать портреты? Если генерал армии или государственный деятель сказал что-либо по важному поводу особым и выразительным стилем, характеризующим его дарование и дух века, следует несомненно передать его речь дословно; из этих речей, вероятно, состоит самая полезная часть истории. Но зачем заставлять человека говорить то, чего он не сказал? Это почти равносильно приписыванию ему того, чего он не совершал, т.е. вымыслу в духе Гомера. Но то, что является вымыслом в поэме, у историка становится, строго говоря, ложью. Этим методом пользовались многие древние, но это доказывает лишь, что множество древних хотели продемонстрировать свое красноречие в ущерб истине.
Портреты слишком часто указывают больше на желание блеснуть, чем научить: современники вправе создавать портреты государственных деятелей, с которыми общались, генералов, под началом которых воевали. Но следует бояться того, что кистью будет водить пристрастие! Вероятно, портреты, которые даны у Кларендона65, сделаны с большей беспристрастностью, серьезностью и мудростью, чем те, что читаются с удовольствием в произведениях кардинала Ретца66.
Однако желание изобразить людей прошлых времен и попытаться проникнуть в их души, рассмотреть события и характеры так, чтобы можно было уверенно читать в глубине сердец, - дело очень деликатное; у многих же это чистое ребячество.
О максиме Цицерона, относящейся к истории: историк не смеет лгать или скрывать истину67. Первая часть этого предписания бесспорна, надо рассмотреть вторую. Если истина может быть сколько-нибудь полезна государству, то ваше молчание достойно осуждения. Но предположим, что вы пишете историю государя, который доверил вам тайну. Должны ли вы ее раскрыть? Должны ли вы рассказать потомству то, что навлекло бы на {17} вас обвинение, если бы вы поверили такую тайну даже только одному человеку? Перевесил бы долг историка более важную обязанность?
Предположим далее, что вы стали свидетелем какой-либо слабости, которая никак не повлияла на государственное дело. Должны ли вы рассказать о ней? В таком случае история стала бы сатирой.
Надо признать, что большинство сочинителей анекдотов более нескромны, чем полезны. Но что сказать о тех наглых компиляторах, которые возводят злословие в заслугу, публикуют и продают скандалы, как Локуста продавала свои яды68?
О сатирической истории. Если Плутарх порицал Геродота за недостаточное восхваление некоторых греческих городов и за пропуск многих известных и достойных памяти фактов69, насколько больше достойны порицания те, кто ныне, не имея ни одного из достоинств Геродота, приписывают государям и нациям гнусные действия без малейшего признака доказательств? Война 1741 г. была описана в Англии70. В этой истории сказано, что в битве при Фонтенуа французы стреляли в англичан отравленными пулями и осколками ядовитого стекла и что герцог Кэмберленд71 отправил королю Франции целый ящик этих мнимых отрав, обнаруженных в телах раненых англичан. Тот же автор добавляет, что, поскольку французы потеряли в этой битве сорок тысяч человек, парижский парламент отдал приказ, запрещающий говорить о ней под угрозой телесного наказания.
Изданные недавно подложные мемуары заполнены подобными нелепыми выдумками72. В них находим сведения, что при осаде Лилля союзники бросали в город записки, составленные таким образом: "Французы, утешьтесь, Ментенон не будет вашей королевой"73. Почти каждая страница заполнена клеветой и оскорблениями в адрес королевской семьи и знатных семейств королевства без заботы о малейшем правдоподобии, которое могло бы скрасить эти наветы. Это не значит писать историю, это значит писать в угоду клевете.
В Голландии издали под названием "Истории" массу брошюрок, стиль которых груб, как брань, а факты столь же лживы, сколь плохо изложены74. Говорят, что это дурной плод превосходного дерева свободы. Но если злополучные авторы этой чепухи пользуются свободой обманывать читателей, то здесь следует применить свободу их разоблачения.
О методе, манере изложения истории и о стиле. Об этом предмете сказано столько, что здесь его надо лишь коснуться. Хорошо известно, что метод и стиль Тита Ливия, его важность, его разумное красноречие соответствуют величию Римской республики; что стиль Тацита более подходит для изображения тиранов, Полибия - для наставлений в военном деле, Дионисия Галикарнасского - для описания древностей75.
Но в целом брать теперь за образец этих больших мастеров было бы бременем более тяжелым, чем то, что лежало на них. От современных историков требуется больше деталей, больше обоснованных фактов, точных дат, авторитетов, больше внимания к обычаям, законам, нравам, торговле, финансам, земледелию, населению. С историей дело обстоит так же, как с математикой и с физикой. Поприще чрезвычайно расширилось. {18} Насколько легко составить сборник газет76, настолько же трудно ныне написать историю.
Требуется, чтобы историю чужой страны не изображали точно таким же образом, как историю своей родины.
Если вы составляете историю Франции, то не обязаны описывать течение Сены и Луары, но если вы знакомите публику с завоеваниями португальцев в Азии, нужна топография открытых ими земель. Желательно, чтобы вы провели за руку вашего читателя вдоль Африки и по побережьям Персии и Индии; от вас ждут сведений о нравах, законах, обычаях этих новых для Европы народов.
У нас имеется двадцать историй проникновения португальцев в Индию, но ни одна не знакомит нас с различными правительствами этой страны, ее религиями, древностями, браминами, учениками Иоанна, гебрами, банианами77. Это замечание можно отнести почти ко всем историям чужеземных стран.
Если вы можете нам сказать то, что на берегах Оксуса и Яксарта78 один варвар наследовал другому, то чем вы полезны обществу?
Метод, подходящий к истории вашей страны, не годится для описания открытий в Новом Свете. О городе вы не станете писать, как пишете о великой империи, жизнеописание частного лица вы не составите так же, как вы напишете историю Испании или Англии.
Эти правила достаточно известны. Но искусство написания хорошего исторического труда всегда будет встречаться очень редко. Хорошо известно, что нужен серьезный, правильный, разнообразный и приятный стиль. При написании истории действуют законы, аналогичные законам всех произведений человеческого ума: много предписаний и мало великих мастеров.
История (Histoire), т. 8, 1765.
Автор - Вольтер (Francois Marie Arouet dit Voltaire, 1694-1778).
1 Альмагест Птолемея (араб. аль-Маджисти, латинизир. Almagestum) от греч. Megiste Syntaxis - "Великое построение" - сочинение греческого ученого Клавдия Птолемея, написанное в середине II в. н.э., основной свод астрономических знаний в античности и в средние века.
2 Тласкала (Тлашкала) - в XV-XVI вв. небольшое государство-анклав на Анауакском (Мексиканском) плоскогорье, окруженное со всех сторон территорией государства ацтеков и населенное тлашкаланцами - народом, в этническом, языковом и культурной отношениях родственным ацтекам. Государственный строй Тласкалы имел республиканские черты.
3 Определение нации в Энциклопедии см. на с.252.
4 Арондельские мраморные доски - мраморные таблицы с хронологией истории Афин за 1582-264 гг. до н.э., обнаруженные в XVI в. на о.Парос (в Эгейском море) агентом коллекционера графа Аронделя (Th. Howard, earl of Arundel, 1580-1646) и доставленные в Англию в 1627 г.; ныне хранятся в Оксфордском университете.
5 Удостоверялись лишь свидетелями, причем в актах только перечислялись свидетели, их подписей не было.
6 Кутюмы - местное обычное право Северной Франции - существовали до XIII в. в устной традиции, затем кутюмы отдельных областей были записаны. В 1453 г. по указу короля Карла VII по всей стране была начата повсеместная запись и унификация кутюмов, завершившаяся лишь в XVIII в. В данном случае Вольтер имел в виду распространение письменности среди светских лиц. В церковных учреждениях мастерские письма существовали уже в раннем средневековье, а в Южной Франции наряду с кутюмами действовало и писаное римское право.
7 Антуан Гобиль (Antoine Gaubil, 1689-1759) - иезуит, астроном; долгое время жил в Китае, перевел на французский язык китайскую "Историю Чингисхана" (Histoire de Gentschiscan et de toute la dynastie Mongous, tiree de l'histoire chinoise. Paris, 1739).
8 Мадиес - по Геродоту (см. прим. 9), скифский царь, вторгшийся в Мидию. Историю Мидии в XVIII в. знали плохо. В статье применен термин "хан", но он появился на тысячу лет позже существования Мидийского царства. Вообще до персидского царя Кира II неизвестны завоеватели, "покорявшие Европу и Азию". Возможно, здесь имеются в виду либо мидийский царь Киаксар (ок. 625-584 до н.э.), превративший тогда Мидию в крупнейшую державу древнего Востока, либо последний царь Мидии Астиаг (585/4-550/49 до н.э.).
9 Геродот (490/480-430/424 до н.э.) - древнегреческий историк, впервые создавший наполненное фактами (в его понимании) художественное историческое повествование, за что его почитали как "отца истории" (см.: Геродот. История в девяти книгах. Пер. и прим. Г.А.Стратановского. Под ред. С.Л.Утченко. Л., 1972).
10 Менес - царь древнего Египта, основавший первую династию (ок. 3000 до н.э.).
Тот - египетский бог письма и науки, изображавшийся с головой ибиса.
Хеопс - царь четвертой династии (ок. 2900 до н.э.), при котором была сооружена одна из пирамид в Гизе.
Рамсес - имя нескольких египетских фараонов так называемого "Нового царства" (1580-1070 до н.э.).
11 Древнегреческий город Дельфы был религиозным центром Греции; его жрецы принимали дары, приносимые богу Аполлону, а дельфийский оракул давал ответы на политические и частные вопросы. Последние цари Лидийского царства на западе Малой Азии щедро одаряли Дельфы, пытаясь укрепить связи с Грецией.
12 По преданию, изложенному Геродотом, лидийский царь Кандавл спрятал своего любимца Гигеса в своей опочивальне, чтобы убедить его в красоте своей жены. Разгневанная царица предложила Гигесу либо убить Кандавла, либо быть казненным. Он выбрал первое и стал царем Лидии.
13 Крез - последний царь Лидии (560-546 до н.э.), его богатство вошло в поговорку.
14 Шарль Роллен (Charles Rollin, 1661-1741) - профессор и ректор Парижского университета, автор многотомных компилятивных трудов, где рассказы античных писателей излагались без всякой критики. (Histoire ancienne des Egyptiens, des Carthagi-nois, des Assyriens, des Babyloniens, des Medes et des Perses, des Macedoniens, des Grecs. T. 1-13. Paris, 1731-1738; Histoire romaine depuis la fondation de Rome jusqu'a la bataille d'Actium. T. 1-16. Paris, 1738-1748).
15 Кир II Великий (Куруш) - царь мидян и персов (558-530 до н.э.), основатель мировой персидской державы - государства Ахеменидов. Он завоевал Лидию, Вавилонию, Бактрию, Хорезм и другие царства. Погиб в походе против массагетских племен Закаспия.
16 Ксенофонт (ок. 430-355/54 до н.э.) - древнегреческий историк и писатель, один из самых плодовитых и популярных авторов древности. Его труды посвящены философии, истории, хозяйству и военному делу. Киру Великому он посвятил свою "Киропедию", где изобразил строй "идеального" государства, воспитание и деятельность его правителя.
17 Ксеркс I - персидский царь (486-465 до н.э.). О его походе с целью покорить Грецию повествует Геродот в трех последних книгах своей "Истории"; приготовления к походу описаны в кн.VII.
18 Бактрия - древняя область в Средней Азии по течению р. Амударьи; в V-IV вв. до н.э. входила в состав Персидской державы.
19 Великие Моголы - название, данное европейцами династии правителей Индии в XVI-XVIII вв., ибо ее основатель выводил свой род от правителя Монгольской империи Чингисхана. Империя Великих Моголов включала в себя почти все земли Индостана; в 1707 г. ее захватили англичане и она распалась, после чего Великие Моголы остались правителями Индии лишь номинально.
20 "Этот владыка" - речь идет о Ксерксе.
21 Битва при Лепанто 7 октября 1571 г. окончилась победой испано-венецианского флота под командованием дона Хуана Австрийского над турецким под командованием Али-паши вблизи греческого города Навпактоса (итал. Лепанто), расположенного на северном берегу Коринфского залива. Битва положила начало ослаблению морского могущества Османской империи.
22 Саламинская битва 29 сентября 480 г. до н.э. - битва между греческим флотом под командованием Эврибиада, действовавшего по плану афинского стратега Фемистокла, и персидским флотом царя Ксеркса около о.Саламин в Эгейском море, близ Афин. Она принесла победу грекам и лишила персов морских коммуникаций. Солон, известный как социальный реформатор Греции, прославился в этой битве и как военачальник.
23 Фукидид (460-400 до н.э.) - древнегреческий историк, автор "Истории Пелопоннесской войны". Это его единственное произведение является вершиной античной историографии; Фукидид широко применяет историческую критику.
24 Александр Македонский (356-323 до н.э.) своими завоеваниями создал самую крупную в древнем мире державу от Дуная до Инда - греко-македоно-персидскую. Для закрепления господства он основывал города-крепости с сильными гарнизонами. После его смерти империя, лишенная внутренней связи, распалась. Александр как величайший полководец и государственный деятель античности, воспитанник гениального философа Аристотеля являлся для энциклопедистов образцом "просвещенного" монарха.
26 Интересна оценка, которая дана средним векам в статье Жокура "Века невежества": "Девятый, десятый и одиннадцатый века - поистине века невежества. Тогда оно было столь глубоким, что короли, князья, сеньоры и тем более народ едва умели читать. Свои поместья они держали на обычном праве и не могли подтвердить их документами, так как не знали навыков письма. Браки тех времен часто оказывались расторгнутыми, поскольку брачные договоры заключались у церковных врат и существовали лишь в памяти тех, кто при этом присутствовал. Поэтому невозможно было припомнить ни степеней родства или свойства, и родственники беспрепятственно вступали в брак. Отсюда столько явных поводов для избавления от законной жены по причине отвращения к ней или в политических целях; отсюда же доверие, которым пользовались тогда клирики, или церковнослужители, ибо они одни получали хоть некоторое образование (Siecles d'ignorance, t. 15, 1765). Разумеется, Жокур сильно преувеличивает "невежество" IX-XI вв.
27 Григорий, епископ Турский (540-594) - автор хроники "История франков", главного источника для политической истории Франкского государства в V-VI вв. Для современных автору событий материал хроники вполне достоверен.
28 Ко времени правления императора Карла Великого (768-814) относится подъем культуры и образования, получивший название "Каролингское Возрождение".
29 При короле Эдуарде III (1327-1377) Англия начала Столетнюю войну с Францией, включившись активным образом в общеевропейскую историю.
30 Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская - испанская королевская чета, их брак (1469 г.) привел в 1479 г. к объединению Арагона и Кастилии.
31 Габриэль Даниэль (Gabriel Daniel, 1649-1728) - французский королевский историограф, иезуит, автор "Истории Франции" (Histoire de France depuis l'etablissement de la monarchie franchise dans les Gaules. Paris, 1713; Amsterdam, 1755-1758).
32 Во многих монастырях феодальной Европы хранились подлинные грамоты, на основании которых они владели особыми привилегиями и значительными земельными богатствами. Но порой монахи для тех или иных целей составляли поддельные грамоты. Здесь имеются в виду споры ученых монашеских конгрегации о подлинности или подложности древних грамот аббатства Сен-Дени под Парижем.
33 Томас Раймер (Thomas Rymer, 1641-1713) - королевский историограф при королеве Анне, издал большое собрание международных договоров и других документов (Foedera, conventiones, litterae et cujuscumqae generis acta... Vol. 1-20. Londini, 1704-1717).
34 Гиень - область в Юго-Западной Франции, в бассейне р. Гаронны, отошла в 1152 г. к Англии после брака Генриха II Плантагенета с Альенорой Аквитанской. Гиень была отвоевана Францией в ходе Столетней войны (1337-1453).
35 При французском короле Карле V (1364-1380) в состав Франции вернулась большая часть французских земель, оккупированных англичанами.
36 Речь идет о притязаниях Англии на северо-восточные области Франции во время правления французского короля Людовика XI (1461-1483) и английского - Эдуарда IV (1461-1483).
37 Елизавета I Тюдор, английская королева (1558-1603), предоставила французскому королю Генриху IV, правившему в 1589-1610 гг., денежную и военную помощь в его борьбе с Испанией и французскими католиками.
38 Мориц Саксонский (Maurice de Saxe, 1696-1750) - граф, маршал Франции (немец по национальности), знаменитый военачальник, командовавший французской армией в Нидерландах во время войны за Австрийское наследство (1740-1748), автор мемуаров (Мaurice de Saxe. Mes reveries, ou Memoires sur l'art de la guerre, publies par l'abbe Perau. Vol. 1-2. Amsterdam et Leipzig, 1757). Он, как и большинство полководцев того времени, придавал серьезное значение выбору укрепленных позиций при оборонительных и наступательных операциях.
39 В битвах при Креси (1346), Пуатье (1356) и Азенкуре (1415) в ходе Столетней войны английская пехота (лучники) одержала победы над тяжеловооруженной французской рыцарской кавалерией. В сражении при Сен-Кантене (1557) испанская армия разбила французскую, которой командовал адмирал Колиньи (см. прим. 33 к ст. "Достоверность"). В битве при Гравелине (1558) французы снова были разбиты испанцами. В обеих битвах испанской армией командовал нидерландский политический деятель граф Эгмонт (1522-1568).
40 Французский король Генрих IV начал в 1608 г. подготовку к войне с целью ослабить гегемонию испанских и австрийских Габсбургов, но перед самым началом войны, в 1610 г., был убит фанатиком Равальяком. С 1635 г. Франция стала участницей Тридцатилетней войны - первой общеевропейской войны (1618-1648), изменившей систему политического равновесия в Европе, что в дальнейшем привело к гегемонии Франции на континенте.
Слова "обеспечил основу для такой войны" означают накопление в 1608-1610 гг. огромного по тому времени золотого запаса.
41 В 1588 г. при королеве Елизавете I английский флот разбил испанскую "Непобедимую Армаду".
42 При Людовике XIV, правившем в 1643-1715 гг., Франция в 1689-1697 гг. вела войну с Австрией, Голландией и Англией (Аугсбургской лигой). Начиная с 1678 г. северо-восточные и восточные границы Франции были прикрыты сильными пограничными крепостями, выстроенными под руководством маршала Вобана (см. прим. 4 к ст. "Население").
43 Шарль Луи де Монтескье (Charles-Louis de Montesquieu, 1689-1755) - знаменитый французский политический мыслитель и писатель. В книге "Рассуждения о причинах величия и упадка римлян" (Considerations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur decadence. Amsterdam, 1734) порицает византийского императора Юстиниана (правил в 527-565 гг.) за усиленное строительство пограничных крепостей (Монтескье Ш. Избранные произведения. Пер. с франц. М., 1955, с. 140-141).
"Варвары" - германские народы - вторгались в пределы Римской империи в III-V вв.
44 Венецианец Марко Поло (Marco Polo, 1254-1324) - первый европейский путешественник, побывавший в Китае и на Дальнем Востоке, оставил описание своего путешествия. Во Франции его "Книга" была напечатана в 1556 г. (Marco Polo. La description geographique de l'lnde orientale. Paris, 1556; "Книга" Марко Поло. Пер. старофранцузск. текста И.П. Минаева. Ред. и вступит. статья И.П. Магидовича. М., 1955).
45 Шведский король Карл XII, правивший в 1697-1718 гг., в ходе Северной войны (1700-1721) был разбит Петром I под Полтавой в 1709 г. и бежал в турецкие владения в крепость Бендеры.
46 Вокруг таинственного узника Бастилии - человека в железной маске создалось множество легенд, живущих и в наши дни. На самом деле это был французский шпион в Италии по имени Маттиоли, которого французский политический агент тайно привез во Францию (причем на Маттиоли была обычная бархатная маска); его заключили в одну из тюрем, а в 1698 г. перевели в Бастилию, где он умер в 1703 г. (см.: Люблинская А.Д. Бастилия и ее архив. - Французский ежегодник, 1958. М., 1959, с. 104-126).
47 См. статью "Достоверность", с. 32-35; см. прим. 7 к ст. "Достоверность".
48 Тит Ливий (59 до н.э. - 17 н.э.) - древнеримский историк, изложивший всю историю Рима по годам от легендарного основания города. Ритор и превосходный писатель, он некритически излагал заимствованный из древних источников материал с намерением возвеличить Рим и переносил на глубокую древность черты современного ему строя.
49 Анналы - краткие записи событий по годам, велись в древнем Риме сперва жрецами, затем властями. Они погибли при пожаре в 387 г. до н.э., затем были восстановлены по источникам и по памяти. Около 123-114 гг. до н.э. составление анналов прекратилось. Средневековые анналы велись в VI-X вв. в основном в монастырях; на основе анналов возникли затем хроники.
50 Предание о похищении сабинянок связано с легендой об основании Рима, на холмах которого обитало древнеиталийское племя сабинов. Покорившим их римским солдатам нужны были семьи, и тогда по приказу мифического царя Ромула устроили праздник, во время которого солдаты похитили сабинских девушек, женились на них и укрепились на завоеванной земле.
51 Лукреция - героиня римского предания об основании республики. Обесчещенная сыном последнего римского царя Тарквиния Гордого, она лишила себя жизни, что послужило поводом для изгнания Тарквиниев и основания римской республики (VI в. до н. э.).
52 Порсенна - этрусский царь (VI в. до н. э.). По преданию, он хотел возвратить в Рим изгнанных оттуда царей Тарквиниев и в 507 г. до н.э. осадил его. По одним источникам, он снял осаду, будучи устрашен героическими подвигами римлян, по другим - принудил римлян сдаться.
53 Полибий (ок. 200 - ок. 120 до н.э.) - древнегреческий историк, автор "Истории" в 40 книгах - фактически первой попытки создания "всеобщей" истории, известной греческому миру.
54 Марк Атилий Регул (ум. ок. 248 до н.э.) - римский полководец, принимавший участие в 1-й Пунической войне (264-241 до н.э.) Рима с Карфагеном и умерший в плену. Сведения о его мучительной казни малодостоверны.
55 Луи Морери (Louis Moreri, 1643-1680) - автор исторического и мифологического словаря (Le Grand dictionaire historique, ou le melange curieux de I'histoire sacree et profane. Lyon, 1673), который, по определению Вольтера, был похож на "новый город, построенный по старому плану", ибо содержал много сведений, но мало суждений (Voltaire. Le siecle de Louis XIV. - Oeuvres completes. T. 14. Paris, 1878, p. 103).
56 Речь идет о книге: Supplementum Livianorum decas... auctore J. Freinshenio. Holmiae, 1649.
57 Гай Дуилий - римский консул в 260 г. до н.э. В 1-ю Пуническую войну (264-241 до н.э.) он разбил у северных берегов Сицилии карфагенскую эскадру. В Риме ему был поставлен памятник, украшенный рострами - носами разбитых кораблей.
58 См. ст. "Достоверность", с. 52.
59 Триптолем в греческой мифологии был родоначальником земледелия и первым жрецом богини сева и жатвы Деметры. Церера - италийская богиня земледелия, культ которой в Риме слился с культом Деметры (VI в. до н.э.).
60 Лаокоон - сын троянского царя Приама и жрец бога Аполлона, герой греческих сказаний. Он и его сыновья были задушены змеями, когда приносили жертву богу Посейдону, после того как греки ушли из-под Трои, оставив в лагере деревянного коня с отборными воинами. Смерть Лаокоона и его сыновей послужила сюжетом для скульпторов родосцев Атезандра, Афинодора и Полидора (I в. до н.э.). Ныне статуя Лаокоона находится в Ватиканском музее.
61 В поэтическом сказании о греческом поэте VII в. до н.э. Арионе говорится, что его спас на море дельфин, очарованный его пением.
62 В честь италийского бога полей и лесов Фавна, носившего прозвище Луперка ("отражающий волков"), был установлен праздник фавналий и луперкалий, обряды которого символизировали плодородие.
63 Пятые иды мая приходились в римском календаре на 11 мая.
64 В честь популярного в Англии адмирала Вернона (Е.Vernone, 1684-1754), успешно сражавшегося с испанцами, заранее, в 1741 г., была выбита медаль о взятии им Картахены, которую, однако, ему не удалось взять.
65 Эдвард Гайд граф Кларендон (Edward Hyde, earl of Clarendon, 1609-1674) - английский историк и государственный деятель, сторонник конституционной монархии. Его главный труд посвящен истории английской революции (Clarendon Е.Н. The History of the rebellion and civil wars in England, begun in the year 1647. Vol.1-3. Oxford, 1702).
66 Жан-Франсуа Гонди, кардинал де Ретц (Jean-Francois Gondi, cardinal de Retz, 1613-1679) - один из активных участников парламентской Фронды в Париже в 1648-1649 гг., автор мемуаров, пристрастно осветивший современные ему события (Memoires du cardinal de Retz. Paris, 1717).
67 Речь идет об изречении Цицерона в его труде "Об ораторе" (кн.II, §15).
68 Локуста - изготовительница ядов в Риме при императоре Нероне.
69 Плутарх (45-127) - древнегреческий писатель и философ, автор "Сравнительных жизнеописаний" и "Этических сочинений" - критиковал Геродота в трактате "О злонравии Геродота" (см.: Лурье С.Я. Геродот. М.-Л., 1947, прил.I, с.161 сл.).
70 В помете к рукописи своего произведения "Век Людовика XV" Вольтер также указывает на необходимость предупредить читателей об измышлениях по поводу битвы при Фонтенуа, содержащихся в бесчисленных книгах, посвященных войне 1741-1745 гг., в том числе об "одной истории этой войны, изданной в Лондоне в четырех томах, столь же пространной, сколь неверной" (Voltaire. Precis du siecle de Louis XV. Oeuvres completes. Ed. L.Moland. T.XV. Paris, 1878, p.247).
71 Сын английского короля Георга II герцог Камберлендский (William Augustus duke of Cumberland, 1721-1765) в ходе войны за Австрийское наследство был разбит в сражении при Фонтенуа 11 мая 1745 г. Морицем Саксонским (см. прим.38).
72 Имеются в виду подложные "Мемуары мадам де Ментенон" (Memoires pour servir a l'histoire de Madame de Maintenon. Vol. 1-6. Amsterdam, 1757). Их автором был эмигрировавший в Англию французский писатель, гугенот Лоран де Ла Бомель (Laurent AngHviel de la Beaumelle, 1726-1773), с которым Вольтер вел острую полемику (см.: Гордон Л.С. Некоторые итоги изучения запрещенной литературы эпохи Просвещения. - Французский ежегодник, 1959. М., 1961, с.89-120).
73 Во время войны за Испанское наследство (1702-1714) англо-голландские войска осаждали в 1708 г. французский город Лилль. Маркиза де Ментенон (Francoise d'Aubigne marquise de Maintenon, 1635-1719) - морганатическая супруга Людовика XIV с 1684 г.
74 Речь идет о произведении самого Вольтера "История войны 1741 г.", рукопись которого была у него похищена и в искаженном виде опубликована в Голландии в 1755 г. анонимно, а в 1756 г. - под его именем (Voltaire. Histoire de la guerre de 1741. La Haye, 1756).
75 Дионисий Галикарнасский - древнегреческий историк I в. до н.э., современник Тита Ливия, автор труда "Римские древности".
76 Из выходившей во Франции еженедельной газеты ("La Gazette de France") составлялись затем годичные "Сборники газет" ("Recueil des Gazettes").
77 Брамины - жрецы брахманской религии; гебры (парсы) - последователи зороастризма; учениками Иоанна, вероятно, здесь названа одна из христианских сект Индии; банианы - индийские поклонники дьявола.
78 Оксус и Яксарт - древние названия рек Амударьи и Сырдарьи.
Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой.