7 ноября 2023 года в рамках семинара “Описание и анализ памятников” первокурсники-искусствоведы вместе с к. иск., доцентом кафедры всеобщей истории искусств М.А. Лопуховой посетили выставку “По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала ХХ века” в Государственной Третьяковской галерее. Занятие для студентов провела Софья Горбачева – недавняя выпускница направления “История искусств” исторического факультета, а ныне хранитель фонда русского рисунка второй половины XIX века и один из кураторов этой выставки.
Во время занятия удалось совместить сразу несколько важных учебных задач. Первостепенной, безусловно, было знакомство с самой выставкой. Ее структура зал за залом искусно воспроизводила систему академического художественного образования в Российской империи и знакомила с его основными этапами, от копирования работ учителя до создания полноценной композиции исторической картины и пенсионерской поездки, а также с системой оценок и поощрений, которая существовала в Академии художеств. Программа академических классов освещалась на примере работ многочисленных русских художников – как выдающихся, так и практически неизвестных, чьи имена сохранились только на их экзаменационных рисунках. В экспозиции, чрезвычайно насыщенной и многослойной, можно было проследить творческие взаимоотношения некоторых художников со своими учителями и учениками – например, Валентина Серова с Ильей Репиным и Николаем Ульяновым, Зинаиды Серебряковой с Осипом Бразом, познакомиться с перипетиями борьбы за создание натурного класса, историей частных художественных школ и женского художественного образования.
Отдельное внимание в ходе занятия, что особенно важно для начинающих историков искусства, было уделено различным рисовальным техникам, которыми пользовались русские художники конца XVIII – начала XX века. У ребят была возможность самим поупражняться в определении графических техник, подчас довольно сложно различимых. Попутно Софья Горбачева рассказывала студентам о том, как устроена выставочная деятельность графических залов Третьяковской галереи, какова структура ее графического собрания, как организовано хранение и в чем заключаются основные задачи хранителей. Комментируя отдельные листы, она обращала внимание на специфику их экспонирования и некоторые особенности, которые могут помочь в атрибуции рисунков.
Мне всегда казалось, что графика – наиболее сложный для зрительского восприятия вид искусства. Ее нельзя бегло окинуть взглядом, как живописную картину; нельзя «ощупать», как объемную, телесную скульптуру; наконец, с ней нельзя напрямую взаимодействовать так, как человек взаимодействует с окружающей его повсюду архитектурой. Но сколько замечаешь, когда подходишь к рисунку вплотную и начинаешь вглядываться! Совсем полупрозрачным, тюлевым становится подол платья знатной дамы на «Прогулке короля» Александра Бенуа; напротив, очень плотным, насыщенным слоем лежит темпера на рисунках Зинаиды Серебряковой – такие эффекты, кажется, не передаст ни одна репродукция. На выставке впечатляет, что даже в «ученических», выполненных по единым академическим принципам рисунках, угадывается индивидуальная манера каждого художника. Михаил Ларионов, копируя гипсовую голову, словно уже работает световым пятном, бликом; Серов и в годы обучения тяготеет к работе единой смелой линией. И, наконец, особенно ценно, что рисунок позволяет нам наблюдать за развитием мысли художника. На выставке представлены эскизы к “Последнему дню Помпеи”, “Медному змию”, “Распятию” и другим хрестоматийным, знакомым с детства полотнам – но здесь художник словно “нащупывает” наиболее удачную композицию или трактовку фигур. И интересно, что на выставке можно обнаружить “не странные сближения”: я долго стояла перед одним из набросков В. Сурикова, вспоминая, где могла видеть лицо натурщика, - и с удивлением узнала в нем черты юродивого из “Боярыни Морозовой”. |