|
|
Некогда на Интернет-форуме Творческого Союза Студентов-Историков (forum.tssi.ru) поднимался вопрос, где в кино и литературе появляются герои-историки, но с тех пор прошло уже достаточно много времени, и эту тему уже мало кто помнит. Но вопрос этот более чем важен и интересен...
Наверняка многим из нас знакома ситуация, когда нас сравнивают с каким-нибудь киношным или литературным историком. В общем, в этом нет решительно ничего удивительного: массовое представление о какой-то, скажем так, не встречающейся на каждом шагу профессии у многих из нас формируется именно благодаря кино и литературе. Иногда именно таким путем в нашем сознании возникает тот или иной собирательный образ.
То же самое и с нами, историками. Что сказать, у абсолютного большинства людей представление о нашей профессии заканчивается на уровне знакомства, причем часто не самого приятного – со школьными учителями истории. "Но это же и не совсем настоящие историки-исследователи", – скажут люди, и во многом будут правы...
А бывает и так, что именно какой-то литературный или экранный образ вдохновляет нас выбрать ту или иную профессию (хотя, наверное, далеко не все из наших с вами коллег признаются в этом). Итак, кого же в первую очередь представляют себе люди при слове "историк"? Я постаралась вспомнить сама и спросить своих знакомых-"неисториков", какие персонажи им приходят в голову в связи с нашей профессией.
В первую очередь в памяти всплывают персонажи кинофильмов. Киношный историк – это в первую очередь человек, занимающийся древней или средневековой историей. Почему-то тайны, загадки и секретные знания далеких времен имеют для создателей фильмов особенную привлекательность. Тут многим сразу приходит на ум специалист по средневековой символике Роберт Лэнгдон из скандально известной книги и ее экранизации "Код да Винчи".
Часто люди представляют себе вереницы мало чем отличающихся друг от друга археологов и египтологов из самых разнообразных, зачастую не самых качественных "страшилок" с оживающими мумиями, древними папирусами, заклятиями фараонов и т.п. Тема древнего Египта вообще достаточно популярна в кино. Среди героев можно встретить людей, разбирающихся, как бы мы сказали, во вспомогательных исторических дисциплинах – таким, например, является специалист по старым книгам (а попросту археограф) Дин Корсо из "Девятых врат". И, конечно, многим сразу же представляется вездесущий археолог Индиана Джонс, прототипом которого считают действительно жившего в первой половине 20 века немецкого ученого.
И хоть часто нам и приходится сопротивляться и кричать о неправдоподобности и ненаучности подобных примеров – у многих людей наша профессия будет ассоциироваться именно с этими образами. Но есть же и фильмы, где род занятий нашего коллеги не имеет большого значения, и, на наше с вами счастье, авторы фильма не ставят своей задачей показать зрителю псевдодетали исторических исследований. Конечно, тут нельзя не сказать о горячо любимом всеми историке Костике из "Покровских ворот". Для тех, кто не помнит: Костик был археологом и учился на истфаке университета.
Иная и гораздо более интересная ситуация в художественной литературе. Иногда мы даже не помним, что хорошо нам известные литературные герои были историками. Так, например, многие забывают, что Мастер из "Мастера и Маргариты" М. А. Булгакова был профессиональным историком-античником и работал в музее, пока не выиграл в лотерее, после чего смог позволить себе не работать и посвятить себя написанию романа. Впрочем, в каком-то смысле, Мастер был не единственным нашим коллегой в этом произведении: к историкам автор причисляет и самого Воланда. "Историк? Да, пожалуй, я историк. Сегодня на Патриарших будет веселенькая история".
Также и главный герой "Тошноты" Сартра был нашим коллегой. В романе достаточно неплохо описывается работа в архиве и чтение воспоминаний и записок исторического героя, которого изучал персонаж романа. Конечно же, нельзя не отметить один из наиболее интересных и необычных литературных образов "нашего брата": фантастические образы историков-практиков из романа "Трудно быть Богом" братьев Стругацких. Также один из героев романа Анатолия Мариенгофа "Циники" является историком и постоянно приводит примеры из древней истории и цитаты из летописей.
Не стоит считать, что герои-историки есть только в классической литературе. В последнем романе Л. Юзефовича (к слову, он сам по образованию наш коллега) "Журавли и карлики" один из главных героев – историк, пишущий серию очерков о самозванцах.
Помимо перечисленных мною персонажей, в литературе и кинематографе существует еще большее количество героев-историков. Я не ставила себе задачу собрать воедино их всех, моей задачей было проследить, с какими именно образами профессия историка ассоциируется у большинства людей, не связанных с этой наукой, и, на мой взгляд, образ этот в целом не так уж плох и далек от истины. Ω
Историков искала
Ива Серженко.