|
|
В последнее время в связи с переездом истфака ожили дискуссии о том, какое же из зданий факультета было лучше. А ведь до Первого ГУМа у истфака был другой дом, в центре Москвы, о котором теперь студенты знают лишь понаслышке, а некоторые и вообще не задумывались над тем, где жил истфак до 1-го ГУМа. Однако старшее поколение преподавателей не раз упоминало, каким замечательным было "здание на Герцена"...
"Здание на Герцена" или "Герцена, 5" – именно так многие преподаватели истфака называют особняк Орловых-Мещерских, построенный в 90-х гг. XVIII в. по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Сюда переехал молодой исторический факультет в 1930-е годы. Сейчас же в этом особняке располагается издательство МГУ и отдельные помещения факультета искусств, да и адрес теперь уже называется по-другому – Большая Никитская улица, дом 5.
Я попыталась понять, в чем же была прелесть старого здания истфака, за что его любили студенты, и почему же пришлось оттуда уезжать. Мне было очень интересно пройтись по коридорам, по которых ходили когда-то еще студентами многие наши преподаватели. Благодаря гостеприимным сотрудникам издательства мне удалось это сделать. Только строгий охранник на проходной не разрешил фотографировать внутренние интерьеры, а как выяснилось, фотографировать там было что...
Попасть в здание можно из очень уютного дворика, который не был раньше таким симпатичным, каким он может показаться ныне. Не было того газона, скамеечек и зеленых кустов, которые можно увидеть там сейчас. Рядом с особняком до сих пор находится учреждение ГАИ, поэтому раньше весь этот двор был занят служебными машинами. Теперь во дворе их нет, но они стоят поблизости, за ведущими во двор воротами.
Долгое время истфак занимал первые три этажа, а на третьем этаже, помимо учебных комнат, размещалось и общежитие для студентов-фронтовиков. Такое соседство, конечно, было очень неудобным, хотя основное общежитие для студентов размещалось на Стромынке. Конечно, студенты в старом здании сталкивались со всеми теми же проблемами, что и современные истфаковцы. Библиотека, буфет, курилки – эти вопросы волновали и студентов тех лет. Буфет располагался на первом этаже здания, там же был и гардероб.
Практически первое, что встречает пришедшего в это здание человека – роскошная широкая лестница с коваными перилами. Во времена истфака на просторной площадке этой лестницы стояло роскошное, в человеческий рост зеркало, сохранившееся еще с дореволюционных времен. Это место было особенно любимым для студенток. Зеркало пропало в процессе переезда истфака в новое здание, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Поднявшись по лестнице, можно попасть в огромное просторное помещение с лепниной на потолке и небольшими статуями – кариатидами на стенах. Отсюда двери ведут в помещение зимнего сада и нынешний кабинет директора издательства – некогда кабинет декана истфака. Отсюда же можно пройти по узким скрипучим деревянным лестницам на 3 этаж и, пройдя его весь, как бы по кругу спуститься обратно в просторный зал на втором этаже.
Внутренняя планировка здания напоминает лабиринт. Иногда просто не понимаешь, как в таком на первый взгляд небольшом особняке могут помещаться столько больших, просторных и необыкновенно красивых комнат с каминами, с лепниной в виде античных шлемов или амуров, кариатидами в человеческий рост. Третий же этаж просто удивляет: многочисленные комнаты на разной высоте, часто с полукруглыми сводами, вход в которые идет из узкого, с низкими потолками темного извивающегося коридора со скрипучим паркетом. В одном из поворотов коридора я обнаружила огромную белую отделанную кафелем печь, уже, разумеется, не действующую.
Нынешние работницы издательства рассказывают, что иногда в здании бывает не по себе, мелькают тени и призраки, особенно в темных закоулках под деревянными лестницами, а еще на главной лестнице кто-то однажды видел Светлану Аллилуеву как живую. (Я только позже сообразила, что знаменитая выпускница истфака еще жива, и ее призрак не должен бы бродить по коридорам родного факультета.)
Кабинет декана был совершенно необыкновенным помещением. Весь отделанный темным деревом, с роскошным камином (именно это камин снимали для нового фильма "Анна Каренина" – лучшего в городе не нашли), когда-то там была еще и медвежья шкура...
Отдельного слова заслуживает и так называемый зимний сад – удивительной красоты помещение, вытянутое вдоль больших, выходящих во двор окон с колоннами между ними. Здесь располагалась одна из лекционных аудиторий, а ныне находится корректорская издательства МГУ. Как зимний сад это помещение никогда не использовалось.
Одним из излюбленных мест проведения свободного времени студентов в послевоенные годы была крыша, на которую можно было выходить из полукруглого окна одной из учебных аудиторий. Она же заменяли курилку, которой в старом здании истфака, как и в новом учебном корпусе, не было. Поэтому студентам приходилось вылезать на крышу, рискуя оттуда свалиться или быть согнанными преподавателями, которые очень боялись, что какой-нибудь студент упадет оттуда. Популярным среди студентов был также просторный конференц-зал. После того, как заканчивались занятия, там проводились многочисленные студенческие мероприятия, разного рода собрания, вечера отдыха. На стенах этого помещения висели мемориальные доски в честь погибших на войне истфаковцев.
Конечно, одной из главных проблем старого здания была острая нехватка места. Бывало, что в одном общем конференц-зале одновременно проходили занятия у четырех групп! Просто каждая размещалась в своем уголке. Многие лекции проходили в других зданиях университетского городка на Моховой, ныне помещениях факультетов журналистики и психологии. В послевоенные годы некоторые поточные лекции проходили вместе со студентами с других гуманитарных факультетов МГУ, например, филологического. Со временем факультет разрастался и занимал уже не одно только здание на Герцена, 5, но это здание всегда оставалось главным, т.к. в нем располагался деканат.
Отдельной библиотеки или абонемента учебной литературы, как в Первом ГУМе, в здании не было. Студенты пользовались фондами Фундаментальной библиотеки - "Горьковки", располагавшейся рядом с современным зданием факультета журналистики, а теперь переехавшей в новое помещение рядом с современным зданием истфака на Ломоносовском проспекте. Но на истфаке, как и сейчас, были кабинеты при кафедрах – отечественной истории, средних веков, древнего мира и др.
Печально, но работники издательства МГУ говорят о необходимости ремонта здания. Во многих помещениях обрушилась штукатурка, в необыкновенно красивом помещении зимнего сада видна кладка. Рассказывали, что в прошлом году в одной из комнат обрушился потолок, и только чудом никто не пострадал. Некоторые даже говорят, что неплохо было бы отдать здание в частные руки, т.к. университету ухаживать за ним слишком дорого и хлопотно. Мне было больно слышать эти слова, зная, как дорого это здание многим выпускникам Московского университета.
Побывав в старом здании истфака, я поняла, почему старшее поколение выпускников нашего факультета вспоминают его с таким теплом, почему, как процитировал Ю.С. Кукушкин А.В. Арциховского, была такая "кошачья привязанность" к старому учебному корпусу. "Здание на Герцена" действительно очень необычное и уютное, и можно себе представить, с каким трудом истфаковцы привыкали после него к пусть и просторному, но такому несовершенному Первому корпусу гуманитарных факультетов на Воробьевых горах. Ω
Старый корпус истфака изучала
Ива Серженко.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи
бывшему декану исторического факультета, академику РАН Ю.С. Кукушкину.