Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница газеты Студенческая Летопись  

"Студенческая Летопись"
№ 2(4), апрель 2009 г.
Гостиная

Глеб Михайлович Запальский:

"Я думаю, что познакомиться с историей Церкви никому не помешает"

Фото - Майя Розинова

Кандидат исторических наук, доцент. Окончил исторический факультет МГУ в 2003 г. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Оптина пустынь и ее воспитанники (1825–1917 гг.)" (научный руководитель – проф. В.А. Федоров). С 2004 г. работает научным редактором в ЦНЦ "Православная энциклопедия".

Область научных интересов – история Церкви, история монастырей, Святейший Синод, генеалогия, просопография.


– Здравствуйте, Глеб Михайлович!

– Здравствуйте.

– Вы известны студентам истфака как сотрудник кафедры истории Церкви. А когда Вы учились, Вы связывали свое научное будущее с историей Церкви, или у Вас были другие научные интересы?

– Конечно, я определился с направлением своего будущего не сразу. Всё складывалось постепенно: сначала я хотел заниматься историей России в целом, потом уже больше сориентировался на XIX век, это меня больше привлекало. Я пришел на кафедру XIX века, а потом уже стал смотреть, кто из преподавателей чем занимается, и увидел, что профессор Владимир Александрович Федоров – специалист по истории Церкви. Тогда это было не то что бы совсем редко, но специалистов по истории Церкви было немного. Меня это заинтересовало, тем более, что какой-то интерес к тематике был всегда. В итоге я уже к 3 курсу определился с этим направлением и стал писать диплом по истории Оптиной пустыни. Дальше мне стала уже интересна история русских монастырей, и постепенно это привело меня к защите диссертации и затем уже к появлению на новой кафедре.

– Появление кафедры истории Церкви было для студентов очень неожиданным, равно как и появление нового лекционного курса. Не поведаете ли нашим читателям вкратце историю создания кафедры?

– Хорошо. Наверное, уже всем известно, что эта кафедра самая молодая на факультете, появилась два года назад. Но, если вдуматься, то это не совсем так. Кафедра церковной истории существовала еще до революции, то есть со второй половины XIX в. этот курс читался, и он был одним из достаточно известных. Было много блестящих преподавателей на этой кафедре, например, А.П. Лебедев, работы которого даже сейчас переиздаются, хотя он писал на рубеже XIX-XX вв. В принципе, традиция изучения церковной истории в университете существовала давно, и сейчас речь идет скорее не о рождении новой кафедры, а о возрождении.

С конца 80-х годов, когда наука в основном избавилась от идеологических пут и наблюдался бурный интерес ученых именно к церковной истории, у нас на факультете были преподаватели, которые ей занимались, и студенты, которые писали по этой тематике. Но они были, конечно, разрознены по разным кафедрам. Человека могла интересовать эта тематика, но он не знал или почти не знал, что такое Церковь, не знал ее внутреннего устройства, каких-то канонических основ ее бытия. Ну, в лучшем случае, он мог из личного знакомства с Церковью приобрести эти знания или из какого-то самообразования, но получить некий связный комплекс знаний он, конечно, не мог. Поэтому было важно объединить всех этих людей, преподавателей и студентов в одном месте, предоставить им возможность более углубленного знакомства с церковной традицией. Эта идея, можно сказать, витала в воздухе. С ней связаны и Сергей Павлович Карпов, и покойный Владимир Александрович Федоров, да и наш ректор тоже. Кому первому она пришла в голову, этого я не могу сказать. В конце концов, всё это соединилось, и, наконец, было принято решение. В 2007 году кафедра появилась.

Я думаю, что познакомиться с историей Церкви никому не помешает, особенно людям, которые относят себя к российской, к европейской цивилизации, ведь одна из ее основ, один из краеугольных камней, на которых она построена, – это Церковь, та или иная ветвь христианства.

– В других российских вузах или научных институтах существуют аналоги кафедры истории Церкви?

– Да, есть конфессиональные вузы, как, например, Православный Свято-Тихоновский университет (ПСТГУ). Там есть свой исторический факультет, на котором, конечно, акцент делается на церковной тематике. Но важно было создать центр изучения истории Церкви в светском вузе с такими великими традициями, как у нас, чтобы он предоставлял возможность ознакомиться с действительно передовой научной школой в этой области. Насколько мне известно, в крупных светских вузах кафедры истории Церкви еще не появлялись. Есть кафедры теологии, которые тоже порой возникают в светских вузах, что еще больше будоражит умы, но именно кафедры истории Церкви, по крайней мере, в ведущих светских вузах, пока еще не появлялись.

– Ваша кафедра ведет сотрудничество с другими научными институтами, например, с тем же ПСТГУ?

– Да, конечно. Нужно сказать, что на нашей кафедре пока небольшой коллектив, но при этом у нас читают курсы другие преподаватели, например, наши территориальные соседи с археографической лаборатории, прежде всего Ирина Васильевна Поздеева. Она читает курс для наших студентов, затем они с удовольствием ездят к ней на археографическую практику – в этом у нас налажено сотрудничество. Ряд других преподавателей, как, например, Дмитрий Юрьевич Арапов, тоже читают на нашей кафедре свои курсы.

Есть сотрудничество и более широкое, на уровне приглашения на отдельные открытые семинары преподавателей из других вузов, из Свято-Тихоновского университета, из Института российской истории РАН, где есть Центр изучения религии и Церкви. Недавно у нас был первый опыт приглашения международного гостя: профессор Бремер из Мюнстерского университета Германии. Он занимается непосредственно изучением восточных Церквей, в том числе Русской православной Церкви, прекрасно знает русский язык. Он приехал и рассказал о том, как это направление изучается там, в Германии, и это вызвало очень большой интерес, в том числе у наших студентов.

– Как Вы относитесь к идеям введения в школьный курс "Основ православной культуры"?

– Ну да, это уже больная тема... Я бы сказал следующее. Когда эта идея только появилась, речь шла только о возможности введения этого курса в качестве факультатива. На мой взгляд, спор по поводу какого-либо факультатива, в принципе, вести сложно, потому что это действительно дело добровольное, если есть на это спрос, то почему не дать такую возможность. Поэтому, как факультатив, я это, конечно, приветствую. Насколько можно видеть, речь идет о попытке создания культурологического курса. Другое дело, что есть большая проблема: если это будет очень массовое явление, то пока что неоткуда взять столько преподавателей, которые бы на хорошем уровне преподнесли предмет. Не на уровне Закона Божьего, который был в дореволюционных школах, а именно на более серьезном культурологическом уровне. Но это скорее проблема роста, которая не должна, в принципе, ставить крест на самой идее.

Что же касается таких вариантов, когда уже где-то этот курс вводится как обязательный, то это более сложная проблема, потому что если это вызывает какую-то напряженность, какой-то протест, то, наверное, не стоит давить в этом вопросе. А в качестве варианта, который может быть дополнен в каких-то регионах основами ислама, основами буддизма – это совершенно нормально, так как люди должны знакомиться с азами своей культуры. И особенно, учитывая наследие - груз советской школы - это просто необходимо как культурный ликбез. Поэтому я саму эту идею всячески приветствую, но считаю, что она должна остаться пока что в рамках факультатива с реальной возможностью его не посещать.

– А Ваше мнение по поводу "Письма 10 академиков"?

– Это письмо связано с еще одной болезненной проблемой, о которой модно говорить – клерикализация нашего общества, власти и так далее. Когда мы говорим о современных отношениях Церкви и государства, нужно помнить и понимать, что они возникают не на пустом месте. Вся многовековая история сотрудничества Церкви и государства в России и в восточнохристианской традиции в целом предполагала теснейшую связь и взаимодействие, и практически не было периода, когда Церковь была бы реально, не на бумаге, а реально отделена от государства. Даже в советский период, период гонений, когда власть поняла, что ликвидировать Церковь, похоже, просто не получится, она пришла к тотальному контролю, к слежению за каждым шагом Церкви. Всё равно это была теснейшая связь, пусть для Церкви совершенно ненужная и неприятная, но она была, и на какую-то другую модель мы не можем опереться. Поэтому чего ж удивляться, что сейчас Церковь и государство опять сотрудничают? Другое дело, как относиться к этому сотрудничеству. Самое главное, чтобы они не вмешивались в отдельные дела друг друга, то есть чтобы государство не вмешивалось во внутренние дела Церкви, ее вероучение, богослужение. Насколько я вижу, сейчас этого не происходит.

Соответственно, не должно быть и обратного, когда Церковь вмешивается уже в чисто политические вопросы. Что касается сфер, где интересы Церкви и государства могут пересекаться, а это в том числе и образование, армия, благотворительность, здесь сотрудничество вполне естественно. Нужно понимать, что Церковь отделена от государства, но не отделена от общества, и значительная часть этого общества в нашей стране так или иначе принадлежит к православной Церкви, хотя бы по факту крещения. Поэтому, естественно, что интересы общества не могут не волновать и Церковь, они могут и пересекаться. Об этом переживают в том числе и упомянутые академики. Но клерикализации в прямом смысле слова, именно вмешательства в дела друг друга, на мой взгляд, сейчас не происходит.

– В студенческие годы Вы участвовали в мероприятиях ТССИ, в Днях историка. Продолжаете следить за их деятельностью?

– Конечно, с удовольствием. У меня много друзей в этой организации, да и вообще она создавалась на моих глазах. 10 лет назад я как раз был студентом, жил в общежитии ДСВ, и, во многом, именно там всё и зародилось. По крайней мере, первый проект ТССИ активно зарождался именно в общежитии. Я помню, как там проходили собрания, первые репетиции, многие участники этого первого спектакля жили именно в общежитии. Как-то это очень всех взволновало, и, действительно, тогда всё получилось очень ярко. Я тоже отчасти в этом процессе участвовал, затем я на несколько лет превратился в зрителя, а потом, с пятого по седьмой День историка я опять стал участником. На тот момент я считался уже ветераном, был уже аспирантом, и мое мнение учитывалась уже не только на сцене, но и при подготовке сценария. Для меня это был приятнейший опыт, потому что помимо учебы у многих студентов есть какие-то творческие позывы, желание раскрыться еще и в этом.

Были и другие проекты, например, был не получивший продолжения кубок истфака по футболу, в чем я тоже принимал участие пару сезонов. Я стоял на воротах в команде "Кабаны", не всегда успешно, к сожалению, но это было здорово. Помимо наших истфаковских сил туда привлекали и людей с других факультетов. На какое-то время это был достаточно представительный дворовый турнир в рамках факультета и даже университета. В принципе, здорово, когда силами студентов на факультете появляется то, чего не было раньше, и увлекает такое количество людей, поэтому я и вашей газете желаю стать таким же начинанием, которое затем можно будет передать другим людям, также заинтересованным в этом.

– Спасибо. Я слышал, что Вы в студенческие годы даже участвовали в благотворительных организациях?

– У меня был опыт сотрудничества с социальной епархиальной комиссией г. Москвы, которая занималась социальной помощью разным бедствующим группам населения, в частности, бездомным. Я занимался в группе помощи бездомным инвалидам. Там подобрался коллектив случайно встретившихся людей, возглавлял его, да и до сих пор возглавляет, аспирант из МГУ, правда, с другого факультета, с химического, Илья Кусков. Он просто создал группу неравнодушных молодых людей, с которыми мне удалось познакомиться и, конечно, меня привлекло это дело. Первое знакомство с этим полем деятельности показало, что иногда не самых сложных усилий хватает для того, чтобы спасти жизнь человека, замерзающего зимой где-нибудь на вокзале. Просто достаточно его доставить в больницу, а затем в дом ночного пребывания и, может, он переждет там какой-то самый опасный период и останется жить. Потом, к сожалению, время уже не позволяло сотрудничать. Поскольку эта группа была основана на чистом энтузиазме, то неизбежно, что люди приходили и уходили, но, к счастью, она действует до сих пор.

– И в конце такой философский вопрос: Вам хотелось бы вернуться в свои студенческие годы?

– Ну, обычно уже в более позднем возрасте появляется такое желание вернуться. Сейчас все-таки я себя чувствую еще достаточно молодым человеком, и хочется посмотреть, что будет дальше, идти вперед. Это были прекрасные годы, но в моей жизни, пожалуй, еще более теплые воспоминания остались о годах аспирантуры. Так получилось, что самые приятные события в моей жизни произошли уже в это время, например, я женился, ну и масса других приятных событий случилось. Но всё равно жизнь идет, и каждое время по-своему плодотворно и интересно.

– Спасибо за интервью.

– Спасибо Вам! Ω


Блиц


Беседовал
Виктор Кириллов.