|
|
Как правило, о военке в первую очередь говорят как об альтернативе военной службе. Поэтому сложно представить себе уже отслуживших студентов, желающих поступить на военную кафедру. Однако мы встретились с одним из таких студентов-историков и попросили его сравнить учебу на военке с действительной службой в рядах российской армии.
Я служил с октября 99-го года по ноябрь 2001-го. Служил два года в Севастополе, на СКР (сторожевом корабле) "Сметливый". Это бывший БПК (большой противолодочный корабль), его модернизировали – убрали вертолетную площадку, заднюю двуствольную пушку, усовершенствовали радиолокационную систему в задней части, и таким образом преобразовали в сторожевой корабль. Хотя я не понимаю, в чем заключается эта странная модернизация, потому что в результате он даже стал рангом ниже. Ему к тому времени было уже 30 лет, достаточно интересный корабль с интересной судьбой.
Впечатление от службы двоякое – и смех, и слезы. Смех в том смысле, что служить было весело и интересно, а слезы... Конечно, печально было наблюдать картину состояния всего флота, это было ужасно, когда на твоих глазах режут корабли, увольняют старые проверенные кадры, берут молодых, которые ничего не знают. Есть понятия "ходовой" и "неходовой" корабли – большинство неходовые, которые стоят у причала, т.е. моряк мог два года прослужить и даже в море не выйти! Мне в этом отношении повезло, я служил на ходовом корабле, который в 96-ом году прошел капитальный ремонт. Правда, к тому моменту, как я пришел на корабль, его состояние было отвратительным: он был разворован. И только благодаря тому, что его выбрали как представителя военно-морских сил на предстоящий саммит причерноморских государств, пришлось из него делать "конфетку". Только благодаря этому он был более-менее восстановлен.
Были две причины, по которым я решил пойти на военную кафедру. Было интересно посмотреть, чему и как там учат студентов. И потом, можно получить звание и в какой-то степени второе военное образование, вторую профессию. Я не подавал заявление, опоздал на первое испытание, физподготовку, и пришел сразу на психологический тест. Что забавно: я в результате так и не прошел физиспытание, но меня со спокойной душой приняли на тест, и не задавались вопросом, проходил-не проходил – спокойно сел, пишу. Потом выяснилось, что я оказался негоден к воинской службе, мне она противопоказана, я идиот и дурак вышел. Я тогда решил прийти туда, в приемную комиссию, со мной еще один парень был, который также опоздал. Я пришел и сказал: "Как же так, почему не приняли?". – "Ну вот, не прошли тест, не годны". – "Как не годен, если я два года прослужил на флоте? Вот мой военный билет. Я писал тот же тест уже пять раз, пока служил на флоте". Они сделали удивленные лица: "Что ж нам делать?" – "Как "что делать"? Принимайте на военную кафедру". Они посмотрели, говорят: "Пишите заявление". Второй парень, который со мной был, он под это дело попал, так мы вдвоем и поступили.
На самом деле никаких новых знаний там толком не дают. Возможно, и давали бы, но, как сказал наш майор, который был своего рода куратором: "Что вы опять пришли в эту богадельню?" Он называл военную кафедру "богадельней". Там преподают отставные офицеры, которые уже на пенсии, они прекрасно понимают, что студентам ничего не нужно, все они поступили, чтобы не попасть в армию, "отмазаться", что называется. Повезло – посутпили, не повезло – как-то другим способом "отмажуться", в аспирантуру пойдут. И им самим, самое главное, это не нужно. Исходя из этого, все всё понимали, так и учились.
Был там, конечно, один подполковник Тарусин, всё пытался вразумить. Рассказывал, как там в армии, вот вы тут расслабляетесь, были бы в армии, вас бы за это... И спрашивал: "Правда, Магомедов?". И ты должен встать и ответить: "Да, всё правда, товарищ подполковник!" А на самом деле ничему там не учат, все отбывают наказание, повинность, не успел простой парень в деревне "отмазаться", пошел служить. Кто-то, наоборот, от проблем туда убегает. Это противоречие – выдавать желаемое за действительное.
Военная кафедра должна в какой-то степени заменять армию, чтобы человек почувствовал, что это такое, пусть даже раз в неделю. Но, к сожалению, она не дает настоящего ощущения дисциплины, порядка, подготовки. Не складывается этого ощущения. Даже военную кафедру студенты воспринимают как вынужденную меру – иначе пойдешь в армию, поэтому надо терпеть. Соответственно, к занятиям относятся спустя рукава, с целью как-нибудь досидеть целый день. Хотя уж лучше какая-никакая кафедра, чем год в армии: вот это, действительно, потеря времени. Хотя я прослужил на замечательном корабле с отличной командой, ходил в море, посещал другие страны, мы стреляли. И дедовщины (на флоте это называется "годковщина" – от слова "год") не было. Мне повезло, кому-то еще повезет – но это большая редкость, и поэтому лучше не терять время.
Я никогда не жалел о службе на флоте. Я и раньше считал, и теперь считаю, что молодой человек должен, просто обязан служить. Вопрос в том, в какой армии, на каком флоте, в какой авиации? Какие вооруженные силы должны быть, чтобы ты был готов сказать, пойдя в армию, что это не самый худший вариант? А то получается, что идут, как в тюрьму. "От тюрьмы и от сумы не зарекайся". К этой фразе давно надо добавить: "От тюрьмы, от сумы и от армии не зарекайся: всё равно попадешь". Ω
О военке рассказывал
Назир Магомедов.