|
|
Когда они не в форме, их трудно узнать в толпе. Разве что, может, по более стройному шагу... А в остальном - такие же студенты, каких сотнями встречаешь в коридорах нашего корпуса. Например, один из студентов военной кафедры является постоянным участником нашей редакции. Мы попросили его рассказать о перипетиях процесса поступления и обучения на военке.
Бытует мнение, что военные кафедры в вузах – ненужный пережиток советской военной системы. Позволю себе с этим мнением не согласиться. Вернее, не совсем согласиться.
Зачем я туда пошел? Не кривя душой, отвечу: в первую очередь, чтобы не служить солдатом-портяночником. Сомневаюсь, что после этих слов на меня должны посыпаться упреки. Понятие патриотизма уже давно не включает в себя обязательное исполнение "священного долга", прописанного в Конституции РФ. В то же время и оголтелый пацифизм для молодых людей призывного возраста не к лицу. Получается странная ситуация – с одной стороны, человек может заниматься спортом, преуспевать в учебе, увлекаться военным делом, гореть бело-сине-красным пламенем патриотизма, с другой – он абсолютно не желает отдавать год своей жизни армии. И выход из этого противоречия – военная кафедра.
Поступить туда было несложно, но и о халяве говорить неправильно. Много времени уходит на бюрократию: подача заявлений, сбор справок, прохождение медкомиссий. Один лишь визит за справкой в психо-неврологический или наркологический диспансер заметно обогатит ваш кругозор и палитру впечатлений. Из моего потока красный свет по состоянию здоровья не дали никому.
После подачи заявлений идет отбор. Критериев несколько: успеваемость, физическое и психологическое состояние. Для проверки первого смотрится зачетка, для остального – тесты. Никогда не забуду сдачу спортивных нормативов. С погодой в тот день нам явно не повезло. Шел мелкий дождь, плавно переходящий в совсем немелкий ливень, а иногда и вовсе в мокрый снег. Подтягивания сдавали в теплом зале, а вот стометровку и кросс на 3 км мы, решив добровольно создать себе "тяготы и лишения", изъявили желание пробежать на улице. Добежали все.
С психологическим тестом всё проходит более прозаично. Стандартные вопросы, знакомые еще со времен первоначальной постановки на учет в военкомате. Не менее стандартные ответы на них. Притворяться ненормальным здесь никто не хочет. Наоборот – все стремятся к самым "усредненным" результатам, стремятся не выделяться из условной "нормы".
Стоит отметить, что главный критерий – это все-таки успеваемость. Больше шансов быть забракованным есть у закоренелого троечника, чем у пробежавшего кросс последним. У нас были единицы отсеянных.
Первые полгода (2 семестр 2-го курса) день военной кафедры – суббота. Пока невоеннообязанные коллеги спят и видят десятый сон, ты уже едешь в метро на утреннее построение. В первый день решаются организационные вопросы. Можно даже в форме не приходить. Вид построевшихся в коридоре студентов-историков "в гражданском" напоминает сильно деградировавшее московское ополчение 1941 г. Зато потом ситуация преображается. Стрижки становятся короткими, рубашки – одинаково зелеными, ботинки – начищенными. Хотя опять же не всё сразу. Первое время утреннее построение представляет собой упражнение в остроумии среди преподавателей-командиров относительно нашего внешнего вида. Кто-то нестрижен, кто-то небрит, у кого-то рубашка измята. Всё это обязательно комментируется тонким армейским юмором и вызывает дружный смех всего строя. Постепенно достигается важное для армии, но весьма относительное для военной кафедры единообразие.
Учебный день состоит из 4-ех пар. В перерыве – часовой обеденный перерыв, который значительная часть студентов проводит в американском общепите с видом на Могилу Неизвестного Солдата. 4-я пара – самоподготовка, во время которой постигаются ценные навыки убийства времени всеми возможными способами.
Веселые воспоминания остались от "секретной" лекции. Перед ней нам неформально сказали, что, в общем-то, материал и не особо секретный, но порядок есть порядок. Попросили выключить телефоны. Сложили их в чемоданчик. Чемоданчик закрыли на ключ. Ключ преподаватель заботливо убрал в нагрудный карман. Выдали "секретные" тетради, которые мы заблаговременно закупили. Прошитые, с печатями. Всё как надо. Нагнали атмосферу таинственности, одним словом. По окончанию лекции тетради сдали, а информация улетучилась через час.
В общем, я не стал бы говорить о времени, проведенном в стенах военной кафедры, как о потерянном. Да, далеко не все знания претендуют на то, чтобы пригодится в реальной жизни. Мы не ориентируемся по топографическим картам, не надеваем при удобном случае комплект химзащиты и даже не ходим строем. Но существенно совсем не это.
Обучаясь на военной кафедре, мы попадаем в среду, отличную от университетской. В этой среде господствуют свои суждения, свои принципы, свои понятия о хорошем и плохом. Это не армия. Но это и не Университет. Это шанс посмотреть одним глазком в замочную скважину другой системы, оставаясь в стороне и имея возможность находиться в роли наблюдателя. Одновременно делая выводы. Ω
О военке рассказывал
Артем Соколов.