Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница газеты Студенческая Летопись  

"Студенческая Летопись"
№ 1(3), февраль-март 2009 г.
Тема номера

Уникальный материал! Срочно в номер! Найден достоверный исторический источник личного происхождения - дневник студента военной кафедры! Автору этого источника удалось зафиксировать информацию о самом секретном дне недели в жизни студента - дне, когда остальные несколько десятков сокурсников продолжают спать в своих кроватях, а студенты "военки" становятся офицерами российской армии. Публикуется впервые!

Один день из жизни студента "военки",

или боевой опыт ведения дневника

Краткая предыстория. Спешная подготовка – глажка рубашки. Завтра на утреннем осмотре получишь уникальную возможность узнать, что "лед и пламень не столь различны меж собой": можно утюжить полчаса новороченным импортным утюгом на нормальной гладильной доске, можно пять минут и советским на советском же письменном столе, можно не гладить вообще – результат будет идентичным, ибо всё равно можешь услышать замечание.

7:15. Пока спишь, не чувствуешь себя в чем-либо особенным, поэтому подъем скорее студенческий, а не армейский: после 3-4 музыкальных сеансов в исполнении будильника, без соответствующей команды командира, а только под недовольное бормотание соседей.

7:30. После неармейского ежедневного душа наконец-то сколько-нибудь близкая к армейской еда: ячменные хлопья. Этот продукт в том или ином виде существует в нашей армии со времен Петра. А ведь ты должен изо всех сил стараться беречь лучшие традиции.

7:45. Торжественный ритуал бритья, еще ближе к армейскому. С бритым затылком уже выделяешься из серой массы прохожих.

8:00. Наконец-то одеваешься и выходишь. Дверь комнаты совершает чудеса аэродинамики: закрывается плавно и бережет сон соседей. Снова чувствуешь себя особенным: кто-то проспит и до обеда, а ты же достигнешь новых вершин знаний.

8:20. На выходе из метро военный патруль с иронией спрашивает, глядя на тебя: "Что это за смешение формы?". Для них ты персонаж скорее пародийный. Гордо проходишь мимо, зная, что моральная компенсация еще впереди. Поэтому бодро шагаешь по Моховой. "Утро красит ярким светом…". Да... Не то, что в новый корпус вдоль стройки. Только наша 3-я кафедра здесь, а не на Воробьевых горах.

8:30. Приходишь на место действия. Здесь, в 30-тиметровом коридоре рукопожатий хватит на весь день – это вам не в Ботаническом саду гулять.

8:40. Начинается построение. Обычные команды, дружные приветствия. "Здравия желаю, товарищ такой-то!" Пожалуй, единственное, что все делают сразу, даже новички, и без энного количества объяснений.

8:45. "Командиры взводов, к утреннему осмотру приступить!" Здесь эта команда автоматически открывает поле для широких возможностей и разнообразных способов военного юмора, впрочем, не всегда вызывающего смех: про нечищеные ботинки дежурный по кафедре скажет, что "вы, наверное, как диггеры, пролезли всю Москву под землей"; про белые неуставные кроссовки: "это что, стиль "милитари" – военная рубашка и такая обувь?", про неуставной небритый затылок (который уже, как мы помним, помогает выделяться): "наверное, если снять рубашку, волосы, как у йети, будут по спине спускаться". Аналогичные комментарии коснутся и неуставной прически, причем замначальника кафедры продемонстрирует неплохое знание молодежных субкультур и сравнит особенности их внешности с внешностью провинившегося.

8:50. Мимо в спортзал проходят баскетболистки – краса и гордость журфака. Некоторые из нас пытаются обратить на себя внимание всеми допустимыми в цивилизованном (и не очень) обществе. Офицер: "Такое ощущение, что вы 25 лет у Петра Первого служили".

8:55. Осмотр наконец-то завершен, настала очередь посмотреть расписание на месяц. Но обольщаться не следует: каждый день всё равно всё по-новому и постоянно корректируется, а дешифровка традиционных аббревиатур откладывается до начала самого занятия, да она и не раскроет всю таинственную суть предмета. Не меняются только звания у преподавателей, поэтому студент-дежурный по взводу имеет шанс назвать его правильно в рапорте, даже если путает погоны.

9:00. Вот и долгожданные пары. Сегодня тактика (если на первом курсе). Самый "мозгоемкий" предмет, потребует ни только "подвешенности языка" и понимания принципов изложения материала, но и серьезного запоминания "с применением всех имеющихся средств" (как и многое другое в армии).

9:05. Сегодня тема касается структуры сухопутных войск доблестных ВС РФ. Как и любая другая лекция, практически у каждого преподавателя она разбавлена упоминаниями о настоящей жизни в армии, ее проблемах, делах нашей кафедры, минувших и грядущих сборах. И уж тем более, здесь не обойдется без юмора: "в условиях нашего технического, морального, численного превосходства, наличия сильных союзников, слабых противников и других несбыточных фактов..."

10:00. "…И всё это изложено в "Руководстве по ведению общевойскового боя, часть 2-я". Проще говоря, в Боевом уставе, который является настоящей библиографической редкостью: на весь учебный взвод, т.е. на 20-25 человек, 2-3 экземпляра. А вы говорите "первый тираж "Гарри Поттера"... Правда, свои экземпляры есть и у преподавателя, и в библиотеке.

10:30. "Вольно, конец занятия, перерыв!". Еще помня с занятий по общевоинским уставам, что "оптимальное время между приемами пищи – 6-7 часов, а употребление ее реже или чаще приведет к гастриту, а впоследствии и к язве", основная масса каждую перемену дружно жует дорогие бутерброды в буфете.

10:45. Строевая подготовка. Методика уникальна и состоит только из отработки приемов на месте, хоть иногда и с макетом автомата – уже бессчетным поводом для осознания собственной уникальности. Маршировать нельзя, так как: 1) мы находимся в здании на Моховой, а плац – на Воробьевых; 2) каждый преподаватель уверен, что это здание – "прекрасный памятник, возведенный еще при Петре" (на самом деле в 1783 году, но это уже буквоедство, а в армии оно не всегда "прокатывает"); 3) студенты не обладают особым статусом, и только офицер вправе пройти строевым шагом, чтобы повысить наши шансы посмотреть и наконец-то сделать правильно. Проводя строевую, преподаватель еще раз гипотетически представит нас в роли офицеров настоящей армии и сделает неутешительные выводы. "Должны идти так же спокойно, как гуляете с девушкой, а идёте, как роботы". Но он, как всегда, утешает, что для нас это не главное.

12:15. 2-я перемена. Уже и самые стойкие и дисциплинированные желудки бросают вызов серой реальности и формализму, подталкивая своих хозяев в сторону буфета.

12:30. МПО, морально-психо-логическое обеспечение, один из профильных предметов. Стараюсь записывать только то, чего не было в предыдущих темах, а таких сведений не много. Давать волю первичной потребности в сне нет смысла: аудитория на 30 человек, а не на 300, и преподаватель сразу заметит.

14:00. Долгожданная команда "Перерыв на обед!". Кто-то снова идет в буфет журфака, кто-то идет помогать потенциальному противнику в "Макдоналдс", кто-то – изучать остальных потенциальных противников в корпус ИСАА. Посидеть за красивыми столами в преподавательской столовой – очередная уникальная возможность. Перерыв – целый час, а сегодня еще и суббота, так что в столовой мизерные очереди, особенно в масштабах восприятия студента, основное время проводящего в Новом корпусе. После еды – чтение англоязычных газет, бесплатно распространяющихся на журфаке. Самые важные новости – спортивные – как всегда, на последней странице.

15:00. Самоподготовка – золотое время! 1-е отделение, как самое ответственное, фотографирует учебник на телефоны, 2-е играет на своих телефонах, 3-е – договаривается с девушками о встрече с помощью тех же устройств.

16:15. "Последний бой, он трудный самый..." Наставления и напоминания отцов-командиров на тему того, что "не стоит лазить по Москве в форме" и "сидеть с пивом под памятником Ломоносову".

17:00. Историчка. Здесь и получаешь компенсацию в виде внимания некоторых читательниц и нежелания сразу потратить время на буфет. Вспоминаешь, что забыл список литературы к семинару, но в читальном зале разыскиваешь пару одногруппников. Они здесь с утра, вид измученный, не считая того, что нет повода чувствовать себя особенными. Ты еще задумываешься, кому из вас легче...

21:00. Снова общага, где повторяются в обратном порядке почти все утренние "подвиги", после чего снова превращаешься в обычного студента, и ощущение непохожести дремлет ровно неделю... Ω

Дневник студента вел
Александр Серебряков.