|
|
Александр Сергеевич Орлов – кандидат исторических наук, доцент. Работает на историческом факультете с 1968 г., защитил кандидатскую диссертацию на тему "Волнения на Урале в 50-60-е годы XVIII в. и экспедиция князя А.А. Вяземского" (1971 г., науч. рук. проф. М.Т. Белявский). Автор учебников и пособий по истории России до конца XVIII в. и учебно-методических пособий по работе в музеях. Член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
1 декабря этого года Александру Сергеевечу исполнилось 70 лет. Мы встретились с ним в Музее истории Московского университета (в здании Фундаментальной библиотеки МГУ), директором которого он является.
- Здравствуйте, Александр Сергеевич! Всем известно, что Вы сделали блестящую карьеру в нашем университете. Однако Вы пришли на истфак не сразу после окончания школы. Вам кто-то подсказал сюда поступить, или же Вы сами поняли, что история – это Ваше призвание?
- Ну, во-первых, я сделал не блестящую карьеру, а обычную университетскую карьеру. Могу посмеяться, что, в свое время, когда избирали Гермогена московским патриархом, то говорили, что он служил при четырех царях, а я служил при многих ректорах, трех деканах, многих заведующих кафедрами, и знаю достаточно хорошо истфак. А вопрос о поступлении решился довольно просто. Я после школы поступал в Московский областной педагогический институт им. Крупской, и правила приема там были таковы, что я набрал 28 очков из 30 возможных и не прошел по конкурсу, и вот после этого я оказался в армии. А в армии осенила меня поступать в Московский университет одна ситуация: я ехал в вагоне, нас везли на стрельбы, на полигон, и я читал книгу Льва Никулина "России верные сыны", и там один из его героев говорит, что задача любого русского человека, чтобы он учился в Московском университете. Ситуация была такая, что тогда университет казался недосягаемым, казалось, там учатся люди с двумя головами, ну вот после окончания службы я пришел сюда, набрал тоже много, 23 из 25 баллов, и прошел по конкурсу.
- Многие студенты заочно знакомы с Вами благодаря Вашим учебным пособиям. А как Вы относитесь к современному школьному образованию в России?
- Дело в том, что я заведую по совместительству кафедрой гуманитарных дисциплин в Школе имени А.Н. Колмогорова, это школа для одаренных математиков, физиков, химиков, и читаю там общий курс истории уже более 25 лет. И могу наблюдать, что даже в такой замечательной школе уровень общего образования снижается. Поэтому, с одной стороны, разрушение унификации образования, свойственного советской школе, очень полезно, а с другой стороны, качество знаний в целом все-таки ухудшилось. Поэтому как можно относиться к современной реформе образования нормальному человеку? Наверное, по-стариковски ворчать, что раньше было лучше. Но думается все-таки, что найдутся разумные люди и разумные силы, которые немножко поправят зарвавшихся реформаторов в области образования.
- А по поводу ЕГЭ можете что-нибудь сказать?
- Я с момента появления ЕГЭ по истории был одним из последних рецензентов его заданий. Я их все перерешал, и могу смело сказать, что задания в разделе "A" и "B" – это обычные тестовые вопросы, которые имеют право на жизнь. Но задания "C" – они просто, с моей точки зрения, некорректны. Там проверяют не уровень мышления, не уровень знаний, а, по-моему, политическую благонадежность. Я об этом писал, говорил все время, и считаю, что задания той части, которая называется "C", требуют очень большого совершенствования. А в целом мне не нравится, что ЕГЭ становится доминантой в вопросах приема в ВУЗы. Поэтому когда мы говорим о едином государственном экзамене как возможности проверки знания – это возможно, но когда мы говорит о том, что на базе ЕГЭ нужно определять поступление в ВУЗ, я думаю, это неправильно.
- А так ли плохо незнание истории среди молодежи? Казалось бы, пусть ее знают только специалисты, остальным-то зачем?
- Вы поставили скорее не вопрос о том, нужно или не нужно знать историю (ответ однозначен – нужно), а вопрос о нравственном отношении к истории, о нравственной оценке. Очень часто нравственная оценка начинает доминировать, и вместо объяснения процесса, вместо понимания, вместо того, чтобы разобраться и объяснить, почему так было в истории, все сводится к нравственной оценке. И когда первокурсников спрашиваешь, почему это случилось, ответ один – из-за репрессий, из-за жестокостей. Само по себе справедливо неприятие ими жестокости и репрессий, но понять, почему они были, как они были, и как попытаться избежать их в дальнейшем – вот ведь задача какая. Поэтому я бы не говорил о том, что каждое новое поколение хуже или лучше знает историю, оно оценивает ее по-другому. И тут колоссальную роль должны сыграть учебники, которые должны постараться объективно излагать хотя бы фактическую сторону процесса.
- Вы читаете лекции на других факультетах МГУ, в других московских ВУЗах. Как там студенты относятся к истории – для них это тоже наука, или же только интересные картинки из жизни прошлого?
- Да нет, я бы сказал, что отношение везде одинаковое, просто есть разные группы студентов. Кто-то по-настоящему хочет учиться и относится к истории, как к науке. Тот, кто болтается, а не учится, тот относится, как к картинкам. Все зависит от человека. Но я должен сказать, что все и всегда обращались, обращаются и будут обращаться к опыту истории. Вы же знаете знаменитые слова В.О. Ключевского, что история никого ничему не научила, но она еще больше проучивает за незнание и пренебрежение к истории. Если это удается донести до человека, то он старается разобраться. Но попытка утверждать, что у каждого свой Рим, у каждого свой Петербург, своя Москва, свое Средневековье, очень субъективная и далекая от научного знания.
- Какие у Вас сложились отношения с Вашим тезкой Пушкиным? Вас с ним сравнивали, и, может быть, находили какие-то общие черты?
- Здесь вообще неуместно такое сравнение, и я сам вопрос этот не принимаю. А в качестве забавной вещи могу сказать, что в Литературном институте есть Владимир Викторович Орлов, знаменитый автор "Альтиста Данилова" и других литературных шедевров. Я там, в Литературном институте, тоже преподаю. И вот студенты, чтобы различать нас, меня прозвали "Пушкин", а его "Классик". Так что вот такая получилась шутливая история, они до сих пор меня так называют.
- Среди посетителей Вашего музея бывали и "сильные мира сего". Как Ваши впечатления от общения с Путиным?
- Первыми, кто пришел в день открытия музея, кому ректор показал музей, были тогдашний президент РФ Владимир Владимирович Путин и мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. И с ними огромное число руководителей, которые всегда выстраиваются, как шлейф, на подобных мероприятиях. Поднявшись потом на 7-й этаж Фундаментальной библиотеки, Путин встретился там со студентами, и 25 января 2005 года подписал указ о праздновании Татьяниного дня как национального праздника студентов, вот так все это совпало. Вы сами понимаете, что такие визиты кратковременные, все идет в скоротечном режиме, поэтому я близко с ним не общался. Но он обнаружил огромный интерес к целому ряду экспонатов: к подлинной мозаике Ломоносова "Бог Саваоф", черепу, найденному нашим профессором, археологом, в свое время и деканом Сергеем Павловичем Толстовым, автографу Армстронга на месте его приземления, на глобусе. Огромное впечатление на президента произвела выставка камней, подаренная итальянцем Примо Ровисом, которая сейчас в вашем здании, а первая часть его подарка Московскому университету выставлена у нас. Больше всего его интересовало новое строительство, у нас был выставлен макет застройки нового университетского комплекса за библиотекой, и этот интерес, думаю, сыграет свою роль в том, что все это будет построено.
- А кто еще приходит в музей?
- Если я скажу все, это будет неправда, но все, кто желает прийти, приходят. Очень любит музей ректор университета. Он сопровождал генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который был нашим гостем, премьеров и президентов почти всех бывших союзных республик, ректоров практически всех университетов, которые посещают Московский университет. Все факультеты, когда проводят какие-то торжества по случаю юбилеев, приглашают гостей из других университетов. Огромное количество ребят-школьников ходит. Меньше всего ходят историки, из-под палки в основном, потому что они все хорошо знают историю, а к тому же "далеко" от музея до истфака. Ну и на истфаке есть свои прекрасные музеи – и археологическая коллекция, и этнографическая, и ветеранская. Думаю, сейчас, когда Фундаментальная библиотека переехала сюда, они обязательно будут ходить, хочешь не хочешь, мимо будешь проходить, зайдешь. Очень много ходят выпускников с разных факультетов.
Я бы не сказал, что мы перегружены посетителями, но каждый день одна-две экскурсии у нас бывает. Конечно, многое зависит от того, что музей находится в режимной зоне, в здании библиотеки, поэтому здесь вход только по университетским пропускам. Чтобы пропустить посетителей с улицы, надо созваниваться, писать письма в охрану и т.п. Но мы надеемся, что со временем будут ходить все желающие. Если вы возьмете наши книги отзывов, то увидите, что там сотни и даже тысячи записей и пожеланий, и как правило, благодарных.
Есть одна особенность нашего музея – университет настолько богат выдающимися людьми, что показать их всех не всегда представляется возможным. Поэтому мы стараемся использовать компьютерную технику, плазменные экраны, где показываем портреты, фотографии о жизни и творчестве питомцев университета. Тех 1100 кв. метров, которые мы имеем под музей, нам уже мало. До 2005 года у университета не было своего музея, а вы сами понимаете, что музей русского образования, науки, просвещения – это прежде всего университетский музей. Поэтому впереди еще очень много работы, но первый шаг мы сделали.
- Преподаватели нашего факультета не раз замечали, что студенты плохо знают историю собственного университета. Как Вы считаете, можно было бы ввести специальный курс для студентов-историков, посвященный этой теме?
- На некоторых факультетах он читается, например, на факультете иностранных языков. Мы в своих лекциях стараемся рассказывать об университете, где бы мы их не читали. Есть лекторий университета, где выступают крупнейшие ученые с мировыми именами, которые рассказывают о своей работе, об университете. Может быть, был бы какой-то смысл создать общеуниверситетский цикл лекций для всех желающих, чтобы все могли прийти и послушать лекции по истории университета, и мы над этим думаем. Ректор всегда огромное внимание уделяет рассказу об истории университета, в своих вводных лекциях, которые слышали первокурсники, и в своих публичных лекциях он все время говорит об этом, потому что иначе не понять университет.
Я не думаю, что историки меньше остальных знают историю университета. Сейчас каждый преподаватель о ней рассказывает, мы иногда даже не замечаем этого. История университета входит в каждого из нас, даже когда мы ходим по зданиям, по аудиториям, идем заниматься на спортивные площадки, все мы спрашиваем: "а что это?", "а как это?", "когда это?". Может быть, не хватает каких-то системных знаний.
Мы сейчас готовим популярную книжку о зданиях университета. Книгу Михаила Тимофеевича Белявского и Виктора Васильевича Сорокина о старых зданиях университета, ставшую уже библиографической редкостью, тоже нужно переиздать. Еще раз повторяю: наш музей – это заслуга ректора, который нашел помещения, нашел возможность финансирования музея. Ну и, конечно, это заслуга нашего истфака, потому что без истфака этот музей не мог бы возникнуть. Наши историки всегда традиционно участвовали в музейной работе, достаточно сказать, что большинство работников Исторического музея, Третьяковки - это все наши историки.
- Вы упомянули о подготовке книги о зданиях университета. Кроме Вас, кто участвует в этой работе?
- У нас небольшая музейная группа, 8 человек, и плюс к этому есть масса людей с факультетов, которые приходят, несут материалы, все делается вместе.
- В заключение от имени редакции "Студенческой Летописи" разрешите поблагодарить Вас за интервью и еще раз поздравить с прошедшим юбилеем!
- Спасибо, да это и не юбилей, а просто очередной рубеж в жизни. Я отношусь к этому совершенно спокойно: как в истории, это очередная дата, которую не обязательно запоминать всем. Ω
Беседовал
Виктор Кириллов.