|
|
Какой вид отчетности один из самых трудных на историческом факультете? Безусловно, это доклад или курсовая. За год студенту-историку кровь из носа необходимо написать две научные работы, без которых его не допустят к сессии. Одна работа - по отечественной истории, другая - по зарубежной. Соответственно одна из них (или все две, если сил и времени хватит) должна быть переработана в курсовую работу, с последующей защитой и выставлением оценки в зачётку. Так и живем. Фактическая цель этих работ - подготовить студента к написанию диплома, ибо система во многом схожая. Изучение источника, источниковедческий обзор, глубокая аналитика, почти "вживание" в проблему - все это обычно сопровождает написание доклада. Имеют место и отчаянные вопли вроде "Ну не знаю, что еще можно здесь написать!" или "Через неделю защита, а у меня даже источник не прочитан!".
Однако времена меняются, а мы меняемся вместе с ними. В прошлом году у нас были достаточно сложные семинарские занятия по истории зарубежных стран. Сложные в хорошем смысле слова. Благодаря им, наша группа относительно хорошо сдала экзамен. Да и в целом мы получили массу полезной информации, которая помогает нам при изучении и более поздних исторических периодов. Но было сложно. Естественно, непросто было и с написанием докладов. Говоря о себе, могу сказать, что успешная защита с первого раза стоила многих часов, проведенных в библиотеке, многочисленных правок и переделок (один раз пришлось почти полностью менять всю структуру работы) и нескольких нервных клеток на самой защите. Тем же самым "страдали" и другие. Но не все. Почему так произошло - тема для другого разговора. Как факт оставим следующее - я видел, что некоторые мои одногруппники просто физически не могут успеть сделать все в срок. Сделать достойно, хотя бы с минимальной надеждой на благополучный исход. Это было неприятно видеть, но помогать было поздно. Тем не менее, прочитав одну такую работу, от которой я не ждал ничего дельного, пришлось немало удивиться. Это был добротный доклад с неплохим слогом, концепцией и доказательной базой. Оформление также на высоком уровне. Но окончательно "добили" меня ссылки на иностранную литературу на языке оригинала. Нет, я всегда готов согласиться с тем, что у основной части студентов истфака большой потенциал, но почему-то так повелось, что в сутках всего 24 часа, из которых изрядная часть тратиться на сон, еду и прочие вещи, слабо связанные с учебной деятельностью. В итоге, мне пришлось лишь удивиться выдающимися способностями своих коллег и высказать самые хорошие отзывы на защите. Доклад был удостоен лестных отзывов преподавателя и был засчитан.
Через пару недель, абсолютно случайно, я узнал, что доклад был сделан за умеренную мзду третьими лицами. Это подействовало, как эффект ведра ледяной воды, вылитого на голову. Мы давно знали о подобных "услугах". Однако все это казалось чем-то бесконечно далеким, глупым и недостойным внимания. Мало ли, кто что там делает... Но проявление таких "рыночных отношений" совсем рядом, среди тех, от кого этого не ждешь, показало, как глубоко это явление пустило корни в студенческом сообществе.
На первый взгляд, может оказаться, что ничего принципиально страшного нет. Еще со школы мы привыкли к списыванию домашней работы и чудесным книжкам с ГДЗ. Все это легко вошло в понятие нормы. Что такое купленный доклад? То же списанное домашнее задание. Только ценою подороже. Почему бы не предоставить возможность заработать людям, хорошо знающим своё дело? В конце-концов, деньги нужны всем, а какому-нибудь талантливому студенту, способному писать доклады в режиме конвейера и подавно. Он тренирует свои способности, упражняясь пером, да еще и деньги за это получает. "Покупатель" же получает избавление от лишней головной боли и массу свободного времени. Сплошные плюсы, куда не посмотри.
Но можно ли приравнять покупку доклада к банальному списыванию за деньги? Ответ этот не так прост, как может показаться. Начнем с того, что Университет это образовательное учреждение, кардинально отличное от школы и всего того, что с ней связано. Отлично и по целям, и по средствам их достижения. Именно Университет вносит в человеческую личность черты, которые в большинстве своем будут определять его дальнейшую судьбу. При этом среднестатистический студент обладает гораздо большим чувством ответственности и осознанности, чем среднестатистический школьник. Т.е. долго и методично вправлять мозги никто никому не будет. Человек предоставлен сам себе, только ему решать - ходить на лекции и семинары или нет, выполнять то или иное задание или "забить".
Помимо сугубо научных знаний, Университет (и в частности Истфак) дает навыки самоорганизации и ответственного подхода к делу. Когда дел много, а времени в обрез начинается... сначала паника, а потом более-менее разумная организация рабочего дня, без которой немыслим красный или не очень диплом. Иначе специалист - не специалист. Что же происходит, когда в учебный процесс вторгаются "коммерческие отношения"?
Фактически он исчезает. Обладание деньгами становится универсальной панацеей от всех трудностей студенческой жизни. Отсюда - два главных печальных итога. Первое - это качество специалистов. Думаю, не стоит говорить, какие "образованные" и "талантливые" выпускники вольются в наше общество, ибо тут все очевидно. Так же очевидно то, к каким последствиям может привести заполнение рынка рабочей силы такими "квалифицированными" тружениками. Аналогия с болотом - самое безобидное, что приходит в голову.
Но, на мой взгляд, еще более неприятен другой итог этого неоднозначного процесса. То, что люди перестают решать поставленные перед ними задачи. Перестают по-настоящему бороться, чтобы решить их. К чему тратить свои силы и время, когда можно просто заплатить и все решится в самый короткий срок? Правильно, ни к чему. И к черту бессонные ночи вкупе с перенапряжением мозга! Есть в мире дела и поважнее... Постепенно человек твердо убеждается в мысли, что все проблемы легко и быстро решаемы с помощью денег, что все можно купить. К сожалению, во многом это справедливо. Да, все или почти все продается или покупается, будем реалистами. Такова действительность. Но обязательно, просто непременно у каждого на пути будут ситуации, выход из которых будет невозможен благодаря деньгам. И неизвестно, где и когда они возникнут, какое значение они будут иметь. Может это будет чем-то личным. А может - делом государственной важности. Не предугадать. Ясно одно - невозможно будет их решить, не имея за плечами реального жизненного опыта, который приходит только с практикой. Настоящей практикой, выдержавшей многие шишки от граблей, а не практикой своевременной оплаты предоставляемых рынком услуг. Именно приобретение иллюзорных представлений о путях решения проблем может иметь самые деструктивные последствия для человека.
Можно весело и легко идти по жизни с кошельком в руке, отмахиваясь им от излишнего напряжения. А можно - проявлять упорство и старание, в конечном счете гордо сказав: "Я это сделал!". Выбор за Вами! Ω
Анализировал ситуацию
Артем Соколов.