Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости студенческой жизни

10.12.2016 Представители исторического факультета МГУ - победители и дипломанты Девятого открытого конкурса "Актуальная наука"  2962 

Представители исторического факультета МГУ - победители и дипломанты Девятого открытого конкурса "Актуальная наука"

Представители исторического факультета МГУ стали победителями и дипломантами Девятого открытого конкурса студенческих и аспирантских работ "Актуальная наука" («Советский Союз, Польша и другие страны Центральной и Восточной Европы в мировой политике ХХ века») памяти О.Н.Кена, проводимом Польским институтом в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургским институтом истории РАН и Институтом истории и политических наук Университета в Белостоке. В этом году для участия в конкурсе поступило почти 50 работ, из которых 28 было отобрано экспертным советом для дальнейшего рассмотрения. Итоги конкурса были подведены 24 ноября, а награждение состоялось 8 декабря в Актовом зале Санкт-Петербургского института истории РАН.

Первое место присуждено студентке 1-го курса магистратуры исторического факультета МГУ Надежде Сергеевне Кучер за работу "Югославское непризнание Советского Союза и Польша (1934–1936)"

Югославия с начала 1920-х годов входила в военно-политический альянс Малой Антанты наряду с Чехословакией и Румынией. Румыния и Чехословакия признали СССР 9 июня 1934 года, Югославия же установила дипломатические отношения с СССР лишь в июне 1940 года – тогда, когда Малой Антанты уже не существовало, а государство Чехословакия и вовсе исчезло с карты Европы. Некоторые историки связывают такую позицию Югославии с влиянием Польши.
      Наибольшую активность на югославском направлении Польша проявляла в 1934–1936 годах. В 1932–1939 годах польскую внешнюю политику почти неограниченно контролировал Юзеф Бек. По инициативе Бека и под его руководством начала разрабатываться концепция «Интермариум», подразумевавшая объединение шести государств Дунайского региона – Австрии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Югославии и Болгарии, – в «вертикальный блок» под предводительством Польши. Однако, югославское направление во внешней политике Ю.Бека представляло собой не самостоятельный вектор, а ответвление политической линии по отношению к странам Малой Антанты.
      Польская дипломатия начала проявлять активность в направлении Югославии в начале 1934 года, но вплоть до июля 1935 года в силу разных обстоятельств диалог между сторонами не задавался. Варшава, несомненно, пыталась оказывать влияние на Белград, и апогеем этих попыток стал визит Бека в югославскую столицу в мае 1936 года. Однако решающего характера это влияние иметь не могло. Во-первых, Польша была не единственной и при этом не самой влиятельной из европейских держав, заинтересованных в антисоветской ориентации Белграда и пытавшихся её инспирировать, а во-вторых, Югославия проводила в вопросе признания СССР довольно независимую, пусть и не всегда последовательную, политику.

Почетного диплома конкурса удостоена ассистент кафедры иностранных языков и соискатель кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ Анастасия Евгеньевна Кузьмичева за работу "Почему Польша была против Восточного пакта?"

Проект Восточного пакта стал последней попыткой Франции обезопасить Европу от угрозы со стороны немецкого ревизионизма, открыто заявившего о себе после прихода Гитлера к власти. Главная цель пакта заключалась в предоставлении Парижем странам Восточной Европы гарантий нерушимости их территориального status quo, подкрепленных соответствующими обязательствами и все более влиятельного Советского Союза.
      Свое неприятие французского проекта Варшава объясняла двумя причинами. Во-первых, в случае присоединения к проекту Польша оказалась бы в советской зоне ответственности, во-вторых, неизбежно ухудшились бы недавно установленные добрососедские отношения с Германией. В совокупности, считала она, это означало бы конец политики «равноудалённости» и балансирования между Москвой и Берлином.
      Eсли же говорить о Париже, то пакт, с военной точки зрения, был ему жизненно необходим. Он укрепил бы Францию без каких-либо дополнительных бюджетных расходов, переложив немалую часть бремени по сдерживанию Германии на СССР.
      В литературе часто отмечается, что переговоры о заключении Восточного пакта, в которых наряду со странами-учредителями (СССР и Франция) также участвовали Польша, Германия, Чехословакия, Италия и Великобритания потерпели фиаско в связи с неуступчивостью польской стороны. Однако стоит отметить, что, несмотря на достаточно негативное отношение польского правительства к пакту, вину за неудачу переговоров стоит возложить и на новое направление французской внешней политики, которое ей задал Пьер Лаваль, пришедший на смену Луи Барту в кабинете на набережной Орсе.

Экспертный совет рекомендовал к печати работу лауреата 7-го и 8-го конкурсов «Актуальная наука», студента 1-го курса магистратуры исторического факультета МГУ Дмитрия Станиславовича Парфирьева “«Мы смотрим с беспокойством на приближающийся мир». Украинские политики Австро-Венгрии в период брестских мирных переговоров”.

Конкурс «Актуальная наука» («Советский Союз, Польша и другие страны Центральной и Восточной Европы в мировой политике XX века») проводится с 2008 года. Он учреждён Польским институтом в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургским институтом истории РАН и объявляется каждый год в марте - в день рождения петербургского историка Олега Николаевича Кена (1960-2007).

К участию в конкурсе приглашаются студенты, аспиранты и соискатели исторических факультетов, факультетов социальных наук, международных отношений и архивного дела вузов Российской Федерации, Республики Польша и других стран. На конкурс могут быть представлены научные статьи, очерки, эссе, фрагменты курсовых и дипломных работ и глав кандидатских диссертаций.


Назад к списку новостей

Анонсы событий

нажмите на афишу для просмотра