Электронная библиотека исторического факультета

Твоя будущая профессия

Перечень возможных профессий для окончивших исторический факультет довольно широк и зависит от выбранного профиля.

Исторический факультет МГУ славится не только высокими стандартами в подготовке профессиональных историков. Отличительной особенностью факультета всегда являлась ставка на развитие аналитических способностей, подкрепленных мощной образовательной базой. Классическое историческое образование со знанием истории мировой культуры, иностранных и древних языков, а также информатики открывает широкие перспективы на рынке труда.

Выпускники факультета востребованы в самых разных профессиях и сферах деятельности. Это работа преподавателем истории, историком, этнографом, антропологом, архивистом, искусствоведом, музееведом, археологом, гидом-экскурсоводом. Каждый бакалавр сможет выбрать будущее место работы в соответствии со своими интересами.

Eсли интересуют архивные изыскания и раскопки, то можно работать историком-исследователем; если хочется разрабатывать новые методики обучения предмету истории – педагогом; изучать исторические объекты различных эпох можно, став сотрудником музея; если же интересно работать с туристами, то отличный выбор – работа экскурсоводом.

Предлагаем вашему вниманию впечатления наших выпускников о тех профессиях, которые они выбрали после окончания обучения.

Учитель истории в школе

Иван Илюшин (выпуск 2012 года)

Мысль пойти работать в школу я имел еще во время учебы на историческом факультете МГУ. Причин на то было несколько. Во-первых, преподавание истории в школе уже стало чем-то вроде нашей семейной традиции: моя прабабушка и мама – учителя истории. Когда я был дошкольником, мама несколько раз брала меня с собой, и уже тогда я впервые присутствовал на уроке истории. Помню, как я гордился схемой Московского Кремля, которую я, как «большой», перерисовал с доски. Во-вторых, очень хотелось передать полученные в университете знания детям, пробудить в них интерес к прошлому. К тому же, работа в школе открывала большие творческие перспективы. А идей интересных мероприятий у меня накопилось достаточно.

Итак, решено! Но на дворе стоял ноябрь-месяц. Найти в такое время работу в школе было несколько проблематично. Тем не менее, вакансии то и дело появлялись в интернете. В одну из школ я даже съездил на собеседование, но мне отказали по причине отсутствия опыта работы. Я продолжал искать.

«Учитель истории?! Пусть едет скорее!». Этот голос на заднем плане внушал оптимизм. На собеседовании директор (почтенного вида женщина) попросила решить тест по истории. С этим заданием я, разумеется, справился. Второе испытание было немного сложнее. Мне было предложено провести урок в 10 классе. Вооружившись выданной методичкой и поднимая из глубин памяти все полученные когда-то знания (темой была римская история), я приступил. Директор в это время сидела на последней парте, наблюдая за мной. В итоге решение было принято в мою пользу. В конце ноября 2012 года я стал учителем истории.

Я сразу понял, что в выборе профессии не ошибся. Уже само по себе осознание того, что я работаю по специальности, добавляло уверенности и желания работать. Ученики оказались отличными ребятами, с которыми у меня получилось наладить хорошие отношения. Разумеется, не обошлось без трудностей. Часто приходилось бороться с хулиганами, «шпынять» лоботрясов, а иногда терпеть и откровенное хамство. Тем не менее, желания оставить школу у меня не возникло ни разу.

Вообще, практически любой класс можно разделить на следующие категории учеников. Первая и самая малочисленная – это ребята, которым все интересно (или как сейчас говорят «мотивированные»). С ними работать одно удовольствие. Другая категория (преобладающая) – условно назовем ее «хорошисты». «Хорошисты» вечно балансируют между «тройкой» и «четверкой», но иногда могут постараться и заслужить отличный балл. Но им нельзя позволять расслабляться. Иначе есть риск потери ими интереса к предмету. Последняя категория формируется по остаточному принципу. Со стеклянными глазами, не интересующиеся ничем, кроме игр на телефоне и зачастую хамоватые, представители последнего звена обычно сидят на последних партах, качаясь на стуле. Если такой ученик просто апатичен ко всему, то это полбеды. В таком случае можно, так или иначе, добиться от него хоть какого-то ответа и нарисовать «тройку» не заключая сделку с совестью. Гораздо хуже если подобный персонаж начинает «качать права». Редко когда можно объяснить ему, что он неправ. Мне повезло: в классах, где я преподавал, таких персонажей было немного.

«Бюрократической» части работы было не очень много. Каждую четверть необходимо было сдать отчет о выставленных четвертных оценках и статистику. После введения в школах электронного журнала высчитывать проценты стало гораздо проще. Но те учителя, которые проводили олимпиады или участвовали в конкурсах, тонули в бумажной волоките.

Рассказывать о своих впечатлениях от работы в школе я могу долго. Формат заметки не позволяет мне это сделать, да и нужно ли это? Поэтому задам сам себе вопрос: что я считаю своим главным достижением в школе? Ответ будет следующим. На мой взгляд, мне удалось заинтересовать ребят, с которыми я работал, своим предметом, а также наладить с ними хорошие отношения. Когда новое начальство (результат «реформы» и «слияния» школ) окончательно решило избавиться от меня, они писали мне сообщения, где благодарили за проведенные уроки и за то, что «вы отвечали на все вопросы, которые у нас возникали». Это означает, что дорога, выбранная мной, была верной.


Алена Шестакова (выпуск 2015 года)

Надо сказать, что решение стать учителем пришло ко мне достаточно спонтанно. Я узнала, что на 5 курсе у нас будет всего два предмета, и решила, что остальное свободное время неплохо было бы занять работой. Официанткой или продавцом в магазине быть не хотелось, поэтому решила попробовать себя в основной нашей профессии - преподавании.

Выбрать школу было несложно: буквально за углом моего дома находится школа 1355, которую я сама успешно закончила в 2010 году. Отправляясь на собеседование к директору, ни на что особо не рассчитывала, честно говоря. У меня не было ни законченного высшего образования, ни опыта работы (даже репетиторской), ни элементарных знаний по педагогике. Но я пришла в удачный момент. Как раз стало известно, что из школы ушли оба учителя истории, и вакансия была открыта. Мне дали лето на подготовку и на собирание всех нужных справок.

И вот, в сентябре 2014 все и началось. Мне дали полный набор с 5 по 9 классы, нагрузка в 18 часов (потом она стала 23). Учитывая, что я работала лишь 3 дня в неделю, в день было по 7 уроков.

Сначала было сложно подстроиться под такую нагрузку, но потом я привыкла. С маленькими классами проблем не было. 5-7клашки с интересом слушали и были настроены на учебу. 8 класс оказался самым сложным. Первые пару месяцев они проверяли меня на прочность, и иногда возникало острое желание пригласить нашего препода по педагогике ко мне на урок, чтобы она воочию убедилась, как её методы далеко не всегда работают.

9 класс был самым мотивированным, потому что им предстояло сдавать экзамены, но в то же время, их было труднее всего удивить чем-то и заинтересовать.

На самом деле, было безумно сложно, вкладываться 100% в детей и одновременно писать диплом. Но я справилась! Дети успешно сдали ГИА, а я защитилась на отлично. И это дало свои плоды.

Теперь я работаю в основном в старших классах (причём во всех 3 зданиях, входящих в наш образовательный комплекс), являюсь руководителем методического объединения учителей истории и обществознания, а также классным руководителем 10 класса. На этот год задача ещё более не простая: подготовить к экзаменам и по истории, и по обществознанию, и 9 и 11 классы. Поучаствовать во всех олимпиадах и конкурсах, потому что они работают на рейтинг школы, и не забывать свой класс. Но я стараюсь, и пока вроде получается.


Юлиана Прокопьева (выпуск 2014 года)

Моя ситуация сложилась довольно тривиально. Я совсем не собиралась идти в школу работать, честно говоря. Еще на третьем курсе я подумывала о Коллеже при МГУ, аспирантуре в Сорбонне. Ну или просто аспирантуре, здесь у нас. Но с поездкой во Францию как-то не сложилось, потом закрутилось. И в один прекрасный день - звонок от директора школы, из которой я выпускалась.

К слову, школа у нас довольно новая, мы были первым выпуском, отучившимся от и до, поэтому нас очень любили, все знали и мы были с учителями на короткой ноге. В свое время директор вел в нашем классе математику, мы его все очень любили, во все поездки он ездил с нашим классом. В общем, звонит, говорит, приходи. Пришла, предложили попробовать, аргументировав "не понравится - уйдешь". Я в этот момент закончила 4-й курс и впереди у меня был только 5-й, написание диплома и пару предметов, остальное время - свободно. Так мне предложили 2 рабочих дня в неделю и 4 класса, которые тогда были 5-ми и 6-ми. Было странно и неожиданно, а еще больше - страшно. Первый год - жуткий стресс. Мне повезло, школа и стены - родные, учителя - мои, все знакомо. И даже директор и завуч - мои.

Потом начались сложности: то урок ты ведешь не так, то это и не урок вовсе, да что вы молодые можете.... Потом конфликтные родители с претензиями: учитель всегда не прав, зачем вы даете это в самостоятельной работе, почему вы ставите за это "3". Притирка проходила довольно болезненно. Потом первая олимпиада и высокие результаты детей. И понеслось.... К концу я уже защищала диплом в перерывах с работой, год пролетел очень быстро. И вот я уже провела свое третье 1 сентября в этом году, в качестве довольно успешного и родителями молодого педагога, у которого есть свой 6 "Г" класс на попечении. Никогда не искала такой работы, но могу точно сказать, что люблю свою работу и пока не задумывалась даже о том, что когда-то, возможно, придется ее менять...

На каждом учительском празднике я плачу от трогательных детских постановок, представляю, что когда-то и мне выпускать моих детей, которые для меня - самые родные. Настолько, что мы проводим с ними каждую перемену, они приходят ко мне просто поболтать, мы ходим в кино, участвуем в олимпиадах, ездим вместе гулять и на экскурсии. И я верю, что я делаю мир лучше. С каждыми счастливыми глазами, с каждыми новыми знаниями, которые остаются в головах этих ребят. Наверное, это и есть счастье!


Если хотите, чтобы здесь появился и Ваш отзыв, то напишите об этом администратору сайта, воспользовавшись формой обратной связи, расположенной слева на каждой странице сайта.


Полезные ссылки