Новости науки
8 декабря 2022 года на историческом факультете МГУ состоялся научный коллоквиум "Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России", организаторами которого выступили кафедра истории древнего мира и научный коллектив по гранту Российского научного фонда (РНФ) 19-18-00369 "Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)".
Первый этап этого научного проекта, осуществляемого под руководством д.и.н., доцента кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ И.А. Ладынина, успешно завершился в 2021 году. По результатам конкурса РНФ проект был продлен на 2022-2023 года и реализуется в настоящее время.
В ходе заседания коллоквиума прозвучало шесть докладов, посвященных проблемам исследований и публикации памятников древнего Египта и древней Передней Азии из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, их интерпретации в максимально широком историко-культурном контексте, введения в научный оборот документального материала, связанного с историей восточных коллекций ГМИИ и биографиями их создателей. Как и в прошлые годы, особое место в материале коллоквиума заняли памятники, поступившие в Музей из коллекции восточных древностей крупнейшего русского египтолога В.С. Голенищева (1856-1947), а также факты его биографии.
Выступившие участники научного коллектива по гранту РНФ представили результаты своих исследований за 2022 год.
Доклад Е.А. Анохиной (ГМИИ имени А.С. Пушкина), Д.О. Ключниковой (Центр египтологических исследований РАН), О.В. Орфинской (Центр египтологических исследований РАН) и к.и.н., доцента кафедры истории древнего мира О.В. Томашевич "Древнеегипетская ткань из коллекции Роберта де Рустафьелля" был посвящен расписной ткани эпохи Нового царства из Дейр эль-Бахри, некогда принадлежавшей Р. де Рустафьеллю и ныне хранящейся в ГМИИ имени А.С. Пушкина (ГМИИ I, 1а 6113). Ткань из ГМИИ относится к группе расписных тканей (всего их известно около 30) второй половины XVIII – начала XIX династии (Новое царство, XIV–XIII вв. до н.э.) со сценами поклонения богине Хатхор. Такие ткани приносились в качестве вотивных даров в святилище Хатхор в Дейр эль-Бахри. На ткани из ГМИИ богиня изображена в образе священной коровы. К ней обращены семь человек – трое мужчин и четверо женщин (вероятнее всего, они были членами одной семьи). Достаточно низкое качество нитей, а также ткачества (плохо регулировалось натяжение нитей основы и утка, неровный край правой боковой кромки, неравномерная плотность по полотну, ткацкие ошибки) позволили предположить, что изготовление ткани, хранящейся в ГМИИ, не было работой профессионального ткача. Роспись же происходила, по всей видимости, в мастерской профессиональным художником.
Д.и.н., доцента кафедры истории древнего мира И.А. Ладынин в докладе "К эволюции египетской царской скульптуры IV – начала II вв. до н.э." проанализировал материал древнеегипетских царских изображений из коллекции ГМИИ, изученных им на протяжении работы научного проекта (портреты царя XXIX династии Акориса, царя ХХХ династии Нектанеба II, царей дома Лагидов Птолемея II Филадельфа и Птолемея V Эпифана). Было высказано мнение о том, что концептуальной основой стилистики этих изображений было, как и на более ранних этапах истории Египта, представление о сакральности царя, в частности о воплощении в нем бога Хора. Если в III-IV вв. до н.э. лишенные индивидуальности изображения царей, видимо, отражали идею о том, что через посредство их личности миром правит сам бог Хор, то индивидуализация портретов Птолемея V в начале II в., выявление в нем специфически македонских черт, были, по-видимому, призваны показать, что его чужеземное происхождение не препятствует воплощению в нем божества.
Выступление к.и.н., м.н.с. кафедры истории древнего мира С.В. Обухова "Терракотовые статуэтки, изображающие «иностранцев» из египетских коллекций В.С. Голенищева и Г. Лукьянова" было посвящено анализу одной из групп терракотовых статуэток (5 предметов), изображающих представителей тех этносов, которые либо вступали с египтянами в многообразные отношения (в том числе воевали), либо жили в самом Египте. Статуэтки датируются в пределах I тыс. до н.э. ‒ первых веков н.э. Статуэтка скифского лучника связана с так называемой "боевой магией" и сделана египетским мастером, для которого, очевидно, ираноязычный кочевник являлся синонимом врага Египта вообще, "азиатом". Статуэтка юноши в македонской шляпе ‒ каусии, вероятно, представляет собой гротескное изображение так называемого "хвастливого воина", появляющегося в сюжетах т.н. "новой греческой комедии" начала эллинизма, т.е. этот артефакт связан с театром. Головка перса, статуэтка персидского всадника, а также головка статуэтки нубийца отражают полиэтничный состав населения Египта во второй половине I тыс. до н.э. В первую очередь, это относится к Мемфису, ставшему в поздний период городом с крайне пестрым, смешанным населением. Такие терракотовые статуэтки являются бесценным источником по реконструкции и изучению истории повседневности древних обществ.
Доклад О.А. Васильевой (ГМИИ имени А.С. Пушкина) "Записные книжки египтологов. В.С. Голенищев, Б.А. Тураев, В.Г. Бок" представляет результаты работы в Архиве Государственного Эрмитажа в ноябре этого года. В обширном фонде Б.А. Тураева (раздел "Записные книжки"), помимо собственных заметок фондообразователя, обнаружилась записная книжка В.С. Голенищева (1876 года). До сих пор были известны только записные книжки, хранящиеся в парижском архиве Центра Владимира Голенищева. В докладе был сделан обзор всего известного материала записей Голенищева. Данные по приобретению целого ряда древних памятников и сообщения об антикварных дилерах были сопоставлены в докладе с аналогичными сведениями в записных книжках В.Г.Бока – коптолога, служившего в Эрмитаже, посещавшего Египет вместе с В.С.Голенищевым и приобретавшего памятники у поставщиков последнего (также по материалам архива Государственного Эрмитажа).
Выступление С.Е. Малых (Институт востоковедения РАН) "Пометки В.С. Голенищева на древнеегипетской керамике из собрания ГМИИ: к вопросу об установлении провенанса музейных предметов" затрагивал сложную проблему установления происхождения (провенанса) ряда памятников из собрания В.С. Голенищева. Среди разнообразных предметов здесь представлено более ста керамических сосудов. Анализ картотеки Голенищева, его краткие записи и пометки карандашом и чернилами на самих предметах позволяют установить место происхождения некоторых их них. В основном это были некрополи Гебелейн и Семайна (Верхний Египет), реже Береника (на Красном море) и Элефантина. Вместе с технологическим анализом глины и морфологическим анализом, в ряде случаев позволяющим установить место изготовления керамики (в частности, Асуан, Медамуд, Мемфис, Александрия), это углубляет наши знания о музейных памятниках.
Доклад А.А. Немировского (Институт всеобщей истории РАН), В.Ю. Шелестина (Институт востоковедения РАН) и А.А. Ясеновской (ГМИИ имени А.С. Пушкина) "Новые данные о судьбе Платона Устинова и его коллекции древностей" был посвящён истории коллекции сиро-палестинских древностей Платона Устинова - русского дворянина, получившего немецкое подданство и долгое время проживавшего в городе Яффо в Палестине. Изученные документы Архива Государственного Эрмитажа и Отдела рукописей ГМИИ имени А.С. Пушкина показывают, что, предлагая свою коллекцию европейским музеям (Британскому музею, Лувру, Переднеазиатскому музею в Берлине), Платон Григорьевич также хотел продать её у себя на родине, в России. Коллекция не была приобретена Россией из-за того, что затянувшуюся бюрократическую переписку осложнила начавшаяся мировая война, хотя отечественные востоковеды в лице Б.А. Тураева выступали за её приобретение для московского Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне ГМИИ имени А.С. Пушкина).
Коллоквиум посетили члены кафедры истории древнего мира, коллеги с других кафедр исторического факультета МГУ, из научных учреждений и музеев Москвы. Доклады участников этого научного мероприятия вызвали большой интерес и сопровождались оживлённой дискуссией.
Научный проект "Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)" осуществляется на историческом факультете МГУ с 2019 года, и его результаты были представлены на аналогичных итоговых коллоквиумах его участников в 2019, 2020 и 2021 годах.
Участники проекта – доценты исторического факультета МГУ И.А. Ладынин и О.В. Томашевич, младший научный сотрудник исторического факультета С.В. Обухов, аспирант исторического факультета Д.И. Изосимов, сотрудники Отдела древнего Востока ГМИИ, Института всеобщей истории и Института востоковедения РАН.