16 апреля 2022 года на историческом факультете МГУ состоялась онлайн-встреча "Пути истфаковцев: личный опыт выпускников ", в ходе которой наши недавние и нынешние студенты и аспиранты рассказали о формировании своей карьеры и обсудили особенности работы в сфере культуры и образования. В роли модератора выступил к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств Т.П.Кишбали.
К.и.н. Чжуан Шици поделился подборкой полезных ресурсов и порталов для поиска вакансий в России и за рубежом. Он подчеркнул важность имения портфолио публикаций, знания английского языка, а также умения "не сдаваться" при первых неудачах при отправке заявок на академические и научные позиции.
Аспирант кафедры всеобщей истории искусств Алина Григорьева рассказала о том, как она совмещает учебу в аспирантуре с удаленной работой на должности методиста в частном образовательном учреждении. Алина отметила, что навыки обработки большого объема информации, приобретенные во время учебы на истфаке, помогают ей быстро справляться с задачами, и остается достаточно времени для проведения научно-исследовательской работы.
К.и.н. Ли Ву Соп в настоящее время работает куратором в Национальном музее Кореи в Сеуле. Параллельно он продолжает развивать российско-корейское научное сотрудничество в сфере археологии. Он рассказал о тяжелых трудовых буднях археологов, об опыте работы в разных структурах Кореи – в Институте археологии и в музее, и о планах в будущем стать преподавателем в университете.
Мария Хвалибова рассказала, как она перешла из ряда волонтеров в состав сотрудников Отдела образовательно-просветительских проектов ГМИИ имени А.С. Пушкина. Имея журналистское образование, она решила окончить внешнюю магистратуру по программе "История изобразительного искусства и архитектуры", что, безусловно, стала большим преимуществом для работы в музее. Мария поделилась, что в ее сфере приходится ежедневно общаться с разными людьми, находить с ними общий язык, координировать их действия. Важность коммуникативных навыков отметил и Ли Ву Соп.
Полина Ибрагимова рассказала об особенностях преподавания истории в школе. Она отметила, что, поскольку она работает в частной гимназии, то имеет достаточно много свободы при составлении учебной программы и возможность корректировки учебного материала в зависимости от интересов класса. Полина также отметила, что работа в школе, хотя совсем непростая, дает возможность почувствовать себя полезным, получить обратную связь и сразу увидеть результаты вложенного труда. Во время дискуссии Полина поделилась и опытом совмещения учебы с работой – в данном случае с репетиторством по русскому языку и истории.
Несмотря на разнообразие занятий, выпускники нашли и много общих тем, одной из которых стала популяризация исторического знания. Выпускники истфака активно участвуют в различных видах популяризаторской деятельности: организуют и читают публичные лекции, составляют научно-популярные материалы. Во время дискуссии обсудили и такие частные (но, как оказалось, актуальные) вопросы, как написание энциклопедических статей – деятельность, к которой издательства часто привлекают выпускников истфака, высоко оценивая их способность освещения сложных тем в сжатой, но не упрощенной форме.
Конечно, у любой работы есть и недостатки. Спикеры отметили, что в сфере культуры и образования, помимо выполнения основных обязанностей, сотрудникам приходится справляться и с довольно большим объемом административных и отчетных задач. Это характерно и для государственных, и для частных институтов. Некоторые виды работ (например, удаленная) оставляют время для отдыха и других занятий, однако с расширением обязанностей количество свободного времени и каникул сильно снижается.
Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшегося разговора:
нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи
В будущем планируется проведение подобных мероприятий, но, возможно, уже с более узкой тематикой – посвященных, например, обсуждению особенностей преподавания истории в школах, или всегда актуальной проблеме совмещения работы с учебой.