Новости науки
В онлайн-журнале "Arzamas" опубликован иллюстрированный "Путеводитель по русскому монастырю XIX века", подготовленный к.и.н., доцентом кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ Г.М. Запальским. С помощью этого проекта каждый может представить себя в типовой обители времен отца Серафима Саровского и оптинских старцев, разобраться, как устроена ее повседневная жизнь, с кем и с чем в ней можно столкнуться. За основу взят типовой мужской общежительный монастырь XIX века – именно в эту эпоху монастыри стали культурным феноменом, описанным в русской художественной литературе, а поток паломников достиг максимального уровня за всю историю России.
Путеводитель иллюстрирован специально созданными рисунками и дореволюционными фотографиями. В его структуре выделены девять сюжетов, которые знакомят читателя с кругом встречающихся в монастыре людей, с организацией пространства, с распорядком времени, основными занятиями, правилами поведения:
Во все времена православные монашествующие были "людьми в черном", черноризцами. В XIX веке все они носили подрясник, пояс, сапоги, четки. Далее в зависимости от статуса добавлялись новые элементы. Все предметы одежды обладали собственной символикой, их сравнивали с военной формой – и действительно, монаха готовили к выходу на поле брани, только духовной. | |
Общежительные монастыри, как правило, располагались вдали от городов и других поселений, в лесах или даже на островах. Однако в XIX веке технический прогресс лишил их уединения. Появились железные дороги, поезда, пароходы, и добраться до них уже не составляло большого труда. Тем не менее по традиции монастырь должен был хотя бы символически отгораживаться от мира. Стены и башни превращали обитель в сакральное пространство – город, образ Небесного Иерусалима. | |
Повседневная жизнь инока состояла из выстроенного в определенном порядке циклического чередования молитвы, трудов, трапезы и отдыха. Многое зависело от церковного календаря и связанных с ним особенностей устава. | |
Именно богослужение задавало ритм повседневной жизни. В общежительных монастырях, в отличие от приходских храмов, оно было продолжительным, неспешным, строгим. Разные его части приходились на разное время суток и разделялись перерывами. | |
В общежительном монастыре пища была одинаковой для всех, не исключая настоятеля, и есть полагалось всем вместе в трапезной. Питаться в своей келье разрешалось только в случае болезни. Трапеза считалась продолжением богослужения. | |
Монастырь представлял собой не только духовный организм, иноческую общину, но и разветвленное самодостаточное хозяйственное предприятие. С помощью труда монахи не только обеспечивают общину всем необходимым. Это и важная часть иноческого воспитания, реализация обета послушания, подвиг служения ближним. | |
В качестве основного вида досуга монахам рекомендовалось душеполезное чтение, прежде всего Священное Писание, труды святых отцов, жития. Не возбранялись также исторические сочинения и литература о природе. Приличным занятием в свободное время (особенно для неграмотных) считалось ремесло. Это могла быть работа за токарным станком, плотницкое, столярное, слесарное, кожевенное, гончарное дело. Иноки очень любили ходить друг к другу в гости и общаться за самоваром чая. Однако такое времяпровождение не слишком приветствовалось и всячески ограничивалось. | |
В монастыре было принято вести себя тихо и скромно. Осуждались самовольные хождения по кельям, отлучки и тем более самочинные переходы из монастыря в монастырь. Рукопожатия между монахами не были в ходу, при встрече братия кланялись друг другу и богомольцам, младшие принимали благословение у старших (священнослужителей). Обращались друг к другу по имени с прибавлением "брат", а если человек был в священном сане – "отец". | |
Главным атрибутом, который делал обитель сверхпопулярной, было старчество, наиболее яркой чертой которого в эту эпоху стали его связи с окружающим миром. К самым почитаемым старцам могли устремляться толпы богомольцев из окружающих уездов и отдаленных городов. |
Если вы хотите узнать больше о том, как была устроена монастырская жизнь, то рекомендуем прослушать аудиокурс "Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем", также подготовленный Г.М. Запальским. Четыре его лекции посвящены поначалу ничем не примечательной провинциальной обители, которая в XIX веке вдруг превратилась в главный русский монастырь.
Интересный опыт комплексного просопографического исследования большой группы монашествующих Оптиной пустыни представлен в монографии Г.М. Запальского "Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825 -1917 годах" (2009). На материале широкого круга источников автор анализирует состав монашествующих, прослеживает их судьбы после выхода из Оптиной пустыни, делает выводы об их самосознании и специфике повседневной жизни.