Новости науки
16 и 23 июня 2021 года преподаватели кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ выступили в Московском музее современного искусства (МMОМА) в рамках лекционного цикла "Образ художника в истории искусства", приуроченного к выставке "Коснитесь кнопки затвора", проходящей в Образовательном центре ММОМА. Лекции представителей истфака были посвящены восприятию фигуры художника в древнем мире и в эпоху Возрождения.
Поскольку концепция лекционной программы предполагала ретроспективный взгляд на историю искусства, отправной точкой для рассуждений к.иск., доцента Т.П. Кишбали на тему "Художник в древнем мире" стал комплекс характеристик, с помощью которых художника воспринимали в новое и новейшее время: его биографические данные, корпус произведений, описание черт характера, составленные современниками или историками последующих веков, а также сообщения "от первого лица": заметки, письма, автографы. Затем этот же подход был использован для понимания авторов произведений искусства древности, что позволило показать различия и сходства в восприятии фигуры художника в разных культурах древнего мира и в более поздние эпохи.
.
В ходе лекции на материале священных текстов и посвятительных надписей были рассмотрены проблемы, связанные с самосознанием художника в древнем Египте и Месопотамии. Затем выступающий уделил внимание складыванию античной "художественной критики", различным формам и жанрам высказываний об искусстве и о великих мастерах древних обществ Греции и Рима. Эти тексты впоследствии оказали влияние на эстетику европейского Ренессанса.
О том как формировался "Образ художника в искусстве итальянского Возрождения" рассказала на лекции к.иск., ст. преподаватель М.А. Лопухова. Именно в эту эпоху, признавшую ценность виртуозного мастерства и прижизненных личных заслуг, были заложены основы привычно нам сегодня восприятия фигуры художника как самостоятельного и вдохновенного творца.
.
На лекции были рассмотрены разнообразные и многочисленные источники (итальянская поэзия и новелла, гуманистический экфрасис, жизнеописания и автобиографии, тексты контрактов и инвентарных описей), позволяющие проследить, какими были быт, финансовое положение, интеллектуальная жизнь и окружение ренессансного мастера в Италии, как эволюционировали социальный статус художника – от цехового ремесленника до божественного гения – и лексика, которая употреблялась для характеристики художественных произведений в XV и XVI веках. В завершение был дан обзор ренессансных живописных и скульптурных автопортретов и портретов художников, который также позволил увидеть всех героев лекции их собственными глазами и глазами их современников.
Специальная образовательная программа "Образ художника в истории искусства" продлится до 21 июля. Лекции завершатся проведением круглого стола "Самоидентификация художника и автора в искусстве и других дисциплинах".