Новости науки
25 декабря 2019 года на историческом факультете МГУ состоялся уже третий по счету международный коллоквиум цикла " Sol Invictus", организованный кафедрой истории средних веков. В нем приняли участие более 40 специалистов, представлявших МГУ, НИУ ВШЭ, Университет Конкордия (Монреаль), Университет Гуттенберга (Майнц), а также ряд других учебных и научных учреждений.
В рамках коллоквиума были обсуждены различные аспекты богословствования в пограничье, причем оба этих термина понимались участниками предельно широко. Речь шла и о географическом, и о временном, и об идейном пограничье, а под "богословствованием" подразумевались не только теоретические системы, выходящие за рамки строгой теологии, но и синкретические практики, характерные для пограничья.
Заседание открыл председатель оргкомитета д.и.н., профессор кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ Р.М.Шукуров, рассказавший об общей концепции коллоквиума, а также об обстоятельствах рождения темы третьего заседания. Его организаторы исходили из высокой значимости пограничья для коммуникации с Другим, в ходе которой коммуницирующие субъекты могут претерпеть существенные изменения и даже "искривления" с тем и до той степени, чтобы контакт состоялся. Указанному искривлению в пограничье подвержены даже самые устойчивые, инвариантные феномены культуры.
В пограничье представления о своей и чужой вере могли отличаться от стандартных трактовок ученых богословов. Причем отличие настолько разительно, что эти представления предпочтительнее обозначать скорее как богословствование, но не богословие. Термин "богословствование" в этом случае подразумевает как осознанную, так и не осознанную трансформацию ("искривление") общепринятых идей. В частности, в ходе взаимодействия мусульманской традиции с западнохристианским правовым пространством последнее не просто допускало, но и прямо санкционировало принесение мусульманами присяги "согласно своему закону", что в определенном смысле подразумевало отказ сторон от монополии на религиозную истину и допускало плюрализм, удивительный и для нашего времени (д.и.н., доцент кафедры истории средних веков И.И.Варьяш).
В результате взаимодействия в пограничных зонах, в том числе во время дипломатических переговоров, когда контакты с иноверцами становились неизбежными, византийские христиане, официально по-прежнему не признававшие, что они верят с мусульманами в одного и того же Бога, пытались выйти из сложной для себя ситуации путем некоторой корректировки принятого способа понимания чужой религии (выпускник кафедры истории средних веков А.В.Стрелецкий).
Более того, существовавшая в Византии практика принесения присяги мусульманами, находившимися на службе у христиан, могла привести к тому, что христианские тексты, включая даже полемические, влияли на богословствование самих мусульман, живших в пограничье, и способствовали возникновению топосов, сложно представимых в "чистом" исламе (д.и.н., профессор кафедры истории средних веков Р.М.Шукуров). В каких-то случаях представления об иной вере в богословствовании не противоречили ей, а в каких-то оказывались более фантастичными или анахроничными, чем у ученых богословов того времени, вопреки опыту непосредственного взаимодействия с иноверцами пограничья.
Если в задачи "официальных" богословов входило проведение четких демаркационных линий между религиями и конфессиями, разделение "ортодоксии" и "гетеродоксии", то в богословствовании, напротив, эти границы могли быть размытыми настолько, что подчас возникает искушение говорить о формировании новой синкретической идеи. Благодаря пограничному взаимодействию христианства и язычества даже в сознании христианских авторов могли возникать парадоксальные синкретические идеи, в которых элементы народных поверий становились частью "богословствования", направленного на то, чтобы бороться именно с народными поверьями и "заблуждениями" (к.и.н., доцент кафедры истории средних веков А.С.Ануфриева).
Впрочем, эта борьба может вестись на протяжении столетий, так и не завершаясь победой христианского над языческим, пережитки которого способны сохраняться в «неизменном» виде, в том числе из-за географической удаленности идейного пограничья от крупных христианских центров (профессор Ричард Фольц - Университет Конкордия, Монреаль).
Концепт "богословствования" позволяет рассматривать место соприкосновения различных религий или конфессий не как узкую, подобную лезвию, линию границы, а скорее как спорную территорию - пограничье. Такого рода пространство всегда оказывалось местом рождения нового феномена, характеристики которого несводимы к чертам двух коммуницирующих. Пограничье всегда принуждает двоицу к порождению чего-то третьего. Таким "третьим" является и сам культ Sol Invictus, Непобедимого Солнца, являющийся удивительным примером "языческого монотеизма", без влияния которого в христианской традиции едва ли закрепилась бы связь даты Рождества Христова с зимним солнцестоянием, хотя и влияние это было обоюдным (к.и.н., научный сотрудник кафедры истории средних веков Е.А.Заболотный.
Обмен идеями, разумеется, невозможен без языкового взаимодействия, осуществляемого в своего рода контактных зонах, важное место среди которых занимала Святая земля, причем здесь пересекались различные пограничья - лингвистическое, конфессиональное, этническое (аспирант кафедры истории средних веков А.А.Шишов. К этим пространствам часто добавляется пограничье политическое, а лица, выступающие в роли посредников между ними, неизбежно обретают дуальную идентичность, причем сразу в нескольких измерениях (Р.О.Шляхтин - Университет Гуттенберга, Майнц). Нельзя забывать и о том, что ситуация пограничья нередко рождается в рамках одной религиозной традиции. Так, личное молитвенное пространство, основанное на непосредственной коммуникации верующего с Богом, включает и активное взаимодействие между молящимся и литургической книгой, причем это взаимодействие имеет несколько измерений: церковное время и светский мир, а также текст и визуальный материал книги, с одной стороны, и воспринимающее сознание молящегося - с другой (аспирант кафедры истории средних веков М.О.Смагар).
Современное преломление традиций пограничного взаимодействия как на уровне идей, так и на уровне ритуализированной практики, равно как и типология такого взаимодействия были рассмотрены в заключительном сообщении, по традиции представленном деканом факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, д.и.н. М.А.Бойцовым, который вслед за этим развернуто прокомментировал идеи и выводы, прозвучавшие в докладах участников коллоквиума.