Новости науки
4 и 5 февраля 2016 г. на историческом факультете МГУ состоялась ежегодная Всероссийская научная конференция «Лазаревские чтения», проводимая Кафедрой всеобщей истории искусства и посвященная памяти выдающегося историка искусства В.Н.Лазарева (1897–1976). Конференция этого года стала юбилейной: 1 февраля 2016 г. исполнилось сорок лет со дня кончины Виктора Никитича.
В конференции приняли участие преподаватели отделения истории и теории искусства исторического факультета, а также ученые из музеев, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и Курска. Тематика докладов традиционно охватывала периоды и проблемы в истории искусства, входившие в круг интересов самого В.Н.Лазарева: классическое западноевропейское искусство, искусство Византии и Древней Руси.
В первый день конференции, модератором которого выступил и.о. декана исторического факультета МГУ, заведующий Кафедрой всеобщей истории искусства д.иск., профессор И.И.Тучков, был рассмотрен широкий круг проблем западноевропейского искусства от Средних веков до ХХ века.
К вопросам средневековой и ренессансной иконографии обратились в своих докладах А.В.Пожидаева (ГУ-ВШЭ), О.А.Назарова (РГГУ) и М.С.Тарасова (Курская государственная картинная галерея имени А.А.Дейнеки). Доклад Е.П.Игошиной (ГМИИ имени А.С.Пушкина) был посвящен вилле Франческо Петрарки в Аркуа и связанным с ней текстам великого поэта. Ю.Е.Ревзина (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ) представила обстоятельный обзор итальянских ренессансных трактатов по фортификации. Сообщения Н.А.Истоминой (МПГУ) и А.Н.Донина (Нижегородская государственная консерватория имени М.И.Глинки) были посвящены творчеству двух значительных мастеров немецкого Возрождения – Г.Пенца и В.Губера.
Во второй половине дня прозвучали доклады теоретического и методологического характера, связанные с проблематикой искусства XIX–XX вв.
М.В.Соколова (МГУ имени М.В. Ломоносова) представила доклад о ключевых концепциях британской эстетики и архитектурной теории XIX в., В.Г.Басс (Европейский университет, Санкт-Петербург) – о типологии и поэтике мемориальной архитектуры ХХ в. Выступление И.А.Доронченкова (Европейский университет, Санкт-Петербург) было посвящено неоднозначной реакции отечественной художественной критики на искусство западноевропейского модернизма. С.С.Ванеян (МГУ имени М.В.Ломоносова) разъяснил метод немецкого теоретика искусства В.Ворригнера на материале его диссертации «Абстракция и вчувствование». М.Ю.Торопыгина (ВГИК имени С.А.Герасимова) поделилась размышлениями о границах иконологии и перспективах современных визуальных исследований.5 февраля конференция «Лазаревские чтения» продолжила свою работу. Заседания, проведенные во второй день под руководством профессора Э.С.Смирновой, были посвящены искусству Византии и Древней Руси.
С.А.Иванов (ГУ-ВШЭ) представил интереснейшее исследование о восприятии страха и достоинства в византийской культуре. А.Л.Саминский осветил уникальныее иконографические особенности рукописи Тур 215 из собрания Гарвардского университета. О проблемах и специфике стилистического развития монументальной живописи Византии и Лацио в ХI-XII вв. шла речь в докладе О.С.Поповой (МГУ имени М.В.Ломоносова – ГИИ), зачитанном А.В.Захаровой, и сообщении Т.Ю.Облицовой («Православная энциклопедия)». Т.Ю.Царевская (Софийский собор в Великом Новгороде – ГИИ) предложила убедительные варианты реконструкции двух фресковых комплексов, недавно открытых в Георгиевском соборе Юрьева монастыря и Софийском соборе в Великом Новгороде. Г.П.Геров (Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) реконструировал исторический контекст создания иконографии «Спас Златая риза». Э.С.Смирнова (МГУ имени М.В. Ломоносова – ГИИ) представила замечательную икону «Чудо Георгия о змие» ок. 1400 г. из собрания Британского музея.
Широта географического и хронологического охвата отличала многочисленные доклады, посвященные архитектуре византийского круга и средневековой Руси. А.Ю.Виноградов (ГУ-ВШЭ) выступил с обзором новых открытий, меняющих представление об эволюции византийского храма типа вписанного креста. А.Ю.Казарян (НИИТАГ РААСН – ГИИ) на материале армянского средневекового зодчества раскрыл чрезвычайно востребованную современной европейской наукой об искусстве тему сполий. В.В.Седов (Институт археологии РАН – МГУ имени М.В.Ломоносова) посвятил свой доклад фасадным композициям в русской домонгольской архитектуре. Г.С.Евдокимов (Центральные научно-реставрационные производственные мастерские) познакомил аудиторию с хроникой реставрационных работ последних лет в Успенском соборе Звенигорода. М.В.Вдовиченко (НИИТАГ РААСН) дала образную характеристику двух крупнейших московских соборов периода царстовования Алексея Михайловича – в Новоспасском монастыре и Измайлове.
К конференции приурочена выставка, организованная библиотекой Шуваловского корпуса МГУ в сотрудничестве с Кафедрой всеобщей истории искусства, на которой можно увидеть сочинения В.Н.Лазарева и его школы, книги из его собрания, диссертационные работы его учеников.
По итогам конференции планируется издание сборника статей.
В медиатеке нашего сайта можно посмотреть полный фоторепортаж с места события, фрагмент которого мы предлагаем Вашему вниманию: