Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Каталог публикаций

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

Веселова С.С. Искусство озеленения интерьеров и создания зимних садов. От Древней Руси до эпохи модерна. М.: Фитон+, 2012. 240 с., ил.

подробная информация
Книга посвящена искусству использования растений при оформлении интерьера – с древних времен вплоть до начала XX века. Впервые достаточно широко представлена история оформления таких важных элементов частного дома как оранжереи, частные сады и просто «зеленые уголки» комнат. В книге фигурируют многие важнейшие памятники русской архитектуры, из тех, что включали в свой ансамбль экзотические растения, раскрываются интерьеры не только общественных зданий, но и частных особняков. Работа снабжена иллюстрациями на основе натурной съемки, а также – редкими планами усадеб и дворцов, воспроизведениями картин и акварелей, видами с открыток из коллекции автора. Она адресована искусствоведам, дизайнерам и всем тем, кто заинтересован в изучении искусства включения растений во внутреннее пространство зданий.

Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI - начала XVI века. М.: «Северный паломник», 2012. - 542 с .

подробная информация
Портреты ктиторов и донаторов – заказчиков храмов, фресок, икон, рукописей и прочих произведений искусства – важный феномен культуры стран византийского мира. Изображения ктиторов раскрывают представления о взаимоотношениях человека с Богом и пути к достижению спасения, ярко характеризуют религиозное сознание Средневековья, особенности восприятия власти и общественной иерархии, наконец, позволяют реконструировать обстоятельства создания конкретных памятников. Опубликованная работа представляет собой первое в отечественной литературе систематическое исследование русских ктиторских портретов XI - начала XVI в. Автор уделяет особое внимание выявлению этих произведений, их интерпретации в контексте общих закономерностей развития русского средневекового искусства, а также вопросу о своеобразии русской портретной традиции в сравнении с аналогичными традициями других стран византийского мира.

Грибоносова-Гребнева Е.В. Творчество К.С.Петрова-Водкина и западноевропейские «реализмы» 1920–1930-х. М.: «Галарт», 2010 (вышла в 2011) - 200 с.; илл.

подробная информация
Книга посвящена творчеству К.С.Петрова-Водкина (1878–1939), которое рассматривается в контексте западноевропейских «реализмов» первой трети ХХ века. Подобный ракурс исследования обусловлен устойчивым развитием русского мастера в широком диапазоне между авангардом и традиционализмом и его острой реакцией на заметные новации в мировой художественной практике. В качестве зарубежных аналогий привлекаются итальянская «метафизическая живопись», ряд французских реалистических тенденций 1920–1930-х годов, а также отдельные примеры немецкого экспрессионизма и искусства «новой вещественности». Предпринятый в книге сравнительный анализ одновременно расширяет понимание стилевых закономерностей в отечественном искусстве ХХ столетия.

Хачатуров С.В.  Романтизм вне романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 8 п.л.

подробная информация
Книга написана на тему «история искусств как предвидение или провидение». Эпоха романтизма изучена достаточно подробно. Однако некоторые понятия, что стали принципиальными в эпистеме романтизма, мерцали задолго до XIX столетия. Достаточно вспомнить о том, что само слово «Романтизм» возникло в эпоху барокко. Намерением автора было обратиться к этим «двойникам романтизма» и, прощупав пограничные зоны культуры, до-знаться о тех сомнительных с позиций академического канона смыслах, парадигмах, что парадоксальным образом подтверждали различия, не общее, но особенное в культуре Романтизма и предшествующих ему эпох. Те романтические образы и темы, что путешествуют по страницам предлагаемой книги во многом оппозиционны языку культуры собственно романтической. То есть формулируемый нами романтизм оказывается во многом омонимом романтизму XIX столетия. Методологически подобная модель -  поиск идейного различия культурных текстов разных эпох при их формальном сходстве – конечно же, восходит к знаменитому труду Эрвина Панофского «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада». Труд великого создателя иконологического метода изучения и интерпретации искусства позволяет увидеть рождение великого художественного стиля будто в обратной перспективе, помогает отказаться от инспирированной позитивизмом, неверной во многом эволюционистской модели культуры, когда каждый предшествующий период как бы подготавливал другой и в сознании некоторых интерпретаторов оказывался будто бы слегка ущербным по сравнению с тем самым окончательным и главным «большим» стилем (будь то Ренессанс, Романтизм, Реализм). Книга не может претендовать на совершенную и завершенную систему культурных значений, идей и образов. С помощью пластических искусств она лишь помогает установить некоторые зеркала, в которых будущая романтическая эпоха странным образом видит свое перевернутое изображение, своего антипода-двойника. Жанр книги – собрание очерков, которые группируются по трем разделам: Письмо, Автор, Лейтмотивы.

Турчин В.С. Одинокие в поисках смысла жизни. Мастера дефигурации и трансфигурации. М.: Московский музей современного искусства, 2009. - 320 с.

подробная информация
В книге рассмотрено творчество 23 художников, формировавшихся в 1960-1970-е годы в России, преимущественно Москве, Петербурге и Одессе (часть из них ныне живет за рубежом). В отличие от сторонников радикальных художественных решений все они придерживаются фигуративного искусства. Хотя, конечно, художественный язык их своеобразен, и одни тяготеют к реализму, другие – к знаку и символу (то, что автор называет дефигурацией и трансфигурацией).  Задача автора заключалась в том, чтобы раскрыть образный строй произведений этих мастеров, указать на формальные решения избранных ими тем. Всё это дает возможность показать часть панорамы активной художественной жизни страны. Первоначально их творчество встречалось властями крайне негативно, их работы не брали на выставки, самих мастеров не принимали в творческие союзы. Тем не менее, по мере либерализации, их искусство получало всё больший доступ к зрителю. В настоящее время все они признаны крупными мастерами. Те начала, которые ими были заложены тогда, развиваются у них и по сей день. Они сохраняют те выбранные ими ранее стратегии, которые кажутся плодотворными. Автор стремился показать, что есть общего в их искусстве, определенного временем, и что определяет яркую индивидуальность каждого. Композиция книги строится следующим образом: дано введение, обрисовывающее общую ситуацию, а затем следует творческие портреты избранных мастеров.  

Алленов М.М. История русского искусства. Т. II. Русское искусство XVIII- начала XX в. М. Белый город, 2008. - 334 с.

подробная информация
Второй том «Истории русского искусства» посвящен основным событиям и именам отечественного изобразительного искусства XVIII и XIX  столетий в историческом пространстве, получившем некогда наименование «петербургского периода». Программное «западничество» образует сверхсюжет этого периода. Внутри него вырисовывается ряд коллизий, составляющих проблемное поле изложения: судьба антитезы «Москва – Петербург»; символика моря и корабля в связи с иконографией высотных композиций в русской архитектуре; принцип новоевропейского «регулярства» в градостроительной практике; пути усвоения и становления жанровой системы и перспективного образа мира в искусстве, где еще жива была память иконной изобразительности, и, наконец, перемена культурных ролей Москвы и Петербурга в конце рассматриваемого периода. Книга М.М.Аленова демонстрирует авторский взгляд на развитие отечественного искусства указанного периода.

Салиенко А.П., Турчин В.С. Наследники «Бубнового валета». Образы бытия или искусство созерцания. Преемственность в живописной культуре Москвы: Г. Сретенский, Н. Стеньшинская.  М.: Libri di arte, 2008.

подробная информация
Книга посвящена творчеству Г.Сретенского и Н.Стеньшинской. Художники активно работали начиная с 1920-х годов и завершили творческий путь уже ближе к концу ХХ столетия. Со времени ученичества во Вхутемасе до самой смерти они оставались преданными традиции московской школы живописи, рожденной еще в самом начале 1910-х годов крупнейшими мастерами ХХ века, собравшимися тогда  в объединении «Бубновый валет», и утвердившей свою жизнеспособность в искусстве потомков.  Можно сказать, они находились на магистральном пути русского искусства и, подытожив опыт начала века, пронесли его принципы до самого конца его. Свою творческую деятельность Г.Сретенский и Н.Стеньшинская начали в 1920-е годы. Ученик П.Кончаловского, Г.Сретенский был одним из основателей общества «Бытие», созданного в 1922-м году выпускниками и студентами ВХУТЕМАСа. Ученица И.Машкова, Н.Стеньшинская вошла в его состав в 1925-м году. История «Бытия» (1922-1929), одного из самых первых и заметных художественных объединений, особенно показательна не только для осмысления процессов, происходивших в художественной жизни 1920-х годов, но и шире - путей развития русского искусства в ХХ веке. В книге публикуются материалы, посвященные обществу художников «Бытие». Они содержат каталоги выставок общества, протоколы и стенограммы заседаний, рецензии в печати, отрывки воспоминаний. Все тексты печатаются без купюр, что позволяет сохранить их документальных характер и желанием погрузить читателя в атмосферу времени со всеми его перипетиями, исканиями и заблуждениями. Публикация материалов сопровождается статьей, цель которой - восстановить историю общества. Книга содержит альбом репродукций художников.


[15 - 21 из 25]

Ключевые слова

Вы можете уточнить поиск, нажав на соответствующее ключевое слово в списке ниже:


Сбросить установки фильтра можно нажав на символ [x] справа от выбранного ключевого слова.

Тематики каталога