20-27 августа 2023 года доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ И.Ю. Хрулёва приняла участие в международной летней школе “Политика памяти на постсоветском пространстве: ключевые подходы и практики”, прошедшей в г. Светлогорске (Калининградская область) и организованной Министерством науки и высшего образования РФ и Балтийским федеральным университетом имени И. Канта..
На открытии летней школы выступили: ректор Балтийского федерального университета имени И. Канта А.А. Федоров, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Р.В. Балашов, главный редактор журнала “Россия в глобальной политике”, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике Ф.А. Лукьянов.
Главными темами мероприятия стали сохранение исторической памяти, а также борьба с фальсификацией истории. В рамках школы были организованы лекции ведущих отечественных экспертов-исследователей в сфере исторической политики и политики памяти на постсоветском пространстве, в Китае и скандинавских странах. Участники изучали методы исследования исторической памяти и аспекты международных отношений в ее сохранении, вопросы формирования дискурса идентичности и исторической памяти в России и странах бывшего СССР, технологии фальсификации истории и способы решения мнемонических конфликтов, взаимодействие национальных концепций прошлого на пост-советском пространстве и другие актуальные вопросы. Применить полученные знания на практике молодые историки и политологи смогли на интерактивных ролевых играх и мастер-классе по разоблачению исторических фейков.
24 июля И.Ю. Хрулева выступила перед участниками школы с лекцией "Конфликт «исторической памяти»: современные западные мифы о Второй мировой войне", в которой остановилась на ключевых причинах эскалации ревизии оценок Второй мировой войны и Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, рассмотрела основные направления "переосмысления", стремление ввести в общеполитический дискурс концепцию "равной ответственности" Германии и Советского Союза за развязывание войны. На конкретных примерах были рассмотрены попытки дегероизации воинского подвига Красной Армии, смещение акцентов и преувеличение значимости других театров военных действий при изложении истории Второй мировой войны, выделение и подчеркивание при обращении к истории войны в Советском Союзе темы коллаборационизма.
В работе школы приняли участие более 40 молодых историков, политологов и международников из России, Индонезии, Болгарии, Сербии, Беларуси, Армении, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана.