Сотрудничество с музеями

20.01.2022 Лекция М.А. Лопуховой "Венеция. Каналы, площади, дворцы"

Лекция М.А. Лопуховой "Венеция. Каналы, площади, дворцы"

20 января 2022 года зам. заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, к.иск., доцент М.А. Лопухова выступила в Музее архитектуры имени А.В. Щусева с лекцией "Венеция. Каналы, площади, дворцы", состоявшейся в рамках образовательной программы выставки "Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта".

Марина Александровна подробно осветила проблематику, которую обычно лишь вскользь удается затронуть при традиционном школьном изложении истории средневековой и ренессансной венецианской архитектуры как истории типов и стилей. В фокусе внимания оказались особенности венецианской географии и топографии, влиявшие не только на строительную практику, но и на перемещения по городу и знакомство с его архитектурой, прежде всего – на ее восприятие с воды, а также то, как водные артерии и пространства и архитектурные ансамбли города участвовали в праздничном и политическом церемониале Венеции.

Опираясь на письменные источники, живописные свидетельства, рисунки М.А. Лопухова рассказала о значении моря в венецианской государственной мифологии и аллегорическом языке старинных празднеств, о церемониях и театрализованных представлениях, проходивших на воде. Много места было отдано разговору о гавани Святого Марка, которая была их главным центром, и тому, как формировался репрезентативный ансамбль площади Сан Марко, пьяццетты и прилегающих к гавани островов. Частью этого официального парадного фасада – и героями лекции – стали разновременные и знаковые венецианские постройки: Палаццо Дожей, Библиотека Сан Марко и Дзекка, возведенные Якопо Сансовино, церкви Сан Джорджо Маджоре и Иль Реденторе, построенные Андреа Палладио, и Санта Мария Салуте, спроектированная Бальдассаре Лонгеной.

Вторая часть лекции была посвящена венецианской дворцовой архитектуре, которая определяет облик города в глазах путешественника, перемещающегося в лодке. Лектор кратко обрисовала особенности венецианской строительной практики, традиционную планировку и стилистическое развитие венецианского дворца в XII-XVI веках, уделив большее внимание вариантам его фасадной композиции и различным визуальным эффектам, которыми фасад, возвышающийся над водой или возникающий в перспективе узкого канала, обладает в глазах зрителя.

В рамках образовательной программы состоялись лекции отечественных и итальянских специалистов, посвященные истории венецианской архитектуры, ее отражению в гравюре и живописи, особенностям венецианской ведуты и частным художественным собраниям города.